НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Мера земного в жизни земной

29 Января 2015 г.

Произошло то, что должно было произойти уже давно: книга поэта Анатолия Змиевского получила губернаторскую премию. Книга называется «В полушаге от звезды», но любая из предыдущих: «Среди божественного хлама» (1996), «Лагерная Русь» (1998), «Звезда Вифлеема» (2001), «Я пришёл из осени» (2005), «Любовные письма» (2010) ‒ могла претендовать на то, чтобы её не только читатели заметили, но и культурная наша власть отметила. Это официальное признание на областном уровне, конечно, не предел, поскольку творческий уровень Анатолия Змиевского ‒ не поэт Приангарья, а поэт России. И люди, которые до сих пор препятствуют выходу его на российские просторы, совершают серьёзную ошибку и по сути лишают свой родной край ещё одного «имиджевого» представителя в культурной сфере страны.

Про книгу «В полушаге от звезды» можно сказать то же что и про остальные его книги: поэтически – образно, мощно и своеобразно; содержательно – глубоко, точно и откровенно; по форме – лексически, стилистически и синтаксически грамотно. Последняя характеристика в наше время едва ли не уникальна. Открывая любую книгу едва ли не любого другого пишущего ныне иркутского поэта, почти на каждой странице натыкаешься на синтаксические нестыковки, лексические и грамматические ляпы, своевольное искажение русского языка – и всё это при наличии редактора, корректора, либо лиц, себя за таковых выдающих.

Анатолий Змиевский уже не в первой книге сам себе редактор, что обозначено в выходных данных фразой (ставшей для некоторых издательств оправданием любой изданной ими бессмыслицы): «В авторской редакции». Но здесь случай другой: для того, чтобы редактировать «поэта от Бога» нужен и «редактор от Бога», каковых, во всяком случае в Иркутске, давно уже не наблюдается. Достаточно комично, когда, условно говоря, «математик» с начальным образованием берётся искать огрехи в работе доктора математических наук. Так что в случае со Змиевским против издания книги в авторской редакции возражать не приходится.

Откроем любую страницу. Стихотворение «Вдохновение»:

Вот-вот... Душа не в силах не частить

в стремленье слиться с подступившим словом,

настойчиво, как жажда ищет пить,

упущенные звуки ловит снова...

– заканчивается одним из образов, которые «ставят на дыбы» осторожничающих публикаторов:

Так девочка-подросток с восхищеньем

в постели целомудренной идёт

на зов неодолимого влеченья

и утоленья слизывает мёд.

Конечно, некий сочинитель, вымучивающий надуманные строки в духе «высокого» гражданского пафоса, вряд ли почувствует и выразит нечто подобное. Но такой темпераментный поэт, как Анатолий Змиевский, не может не чувствовать родства вдохновенного творчества с той страстью, которая извечно терзает человечество, заставляя мучительно искать гармонию в отношениях души и тела. Не менее сложно найти гармонию и в отношениях личности и общества, особенно когда общество начинает активно этой личностью пренебрегать, либо «отсекать от неё лишнее», чтобы втиснуть в свои тесные рамки, подобные прокрустову ложу.

Если поэзия берётся решать задачу гармонизации человеческого мира через дидактику и отстранение от реальной жизни, она перестаёт быть поэзией. Чтобы читатель мог пройти через катарсис, автор должен пройти с ним через его жизнь, не отвергая его ни в греховности, ни в праведности. Не случайно книга «В полушаге от звезды» построена по принципу качелей: всплеск любви и взлёт восторженной лексики сменяется тем талантливо выписанным душевным провалом, от которого свербит под ложечкой, и снова – вверх:

О, что ты делала со мной,

душа, подобная нарыву...

Но вышел прочь кровавый гной,

и отошёл я от обрыва.

По любым канонам – религиозным или светским – самое главное для человека концентрируется в слове «душа».

Нет ничего души дороже,

и оттого в лесах людских

дерусь я с чёртом за хороших,

молюсь пред Богом за плохих.

Душа не статична, и как бы мы ни старались увести её в образе «девочки-подростка» от житейской скверны и «греховности», да хоть в монашеский скит, она всё равно пройдёт все стадии, необходимые для реализации физического бытия, чтобы потом очистится и приблизиться к Богу в жизни вечной. В творчестве Анатолия Змиевского это сквозной лейтмотив, он не клянёт и не отрицает жизнь, не ищет виноватых, он просто показывает, как низко можно пасть и как высоко можно подняться в любых условиях своего существования:

На улице – любви невпроворот!

Той самой, настоящей, что без плоти...

Или:

Сомненья прочь! Долой сомненья!

Реальней Бог, чем стул и стол.

Он все мои стихотворенья

До их рождения прочёл...

Я тьме не сдался и не сдамся,

Из тьмы проросшей головой,

Как роза белая в романсе,

светясь в саду, объятом тьмой...

Удивительно ли, что стихи Анатолия Змиевского находят восторженного читателя и в утончённой «богеме» и в той народной гуще-осадке (синоним – подонки), которую некоторые наши высокомерные и высокочтимые литераторы и за народ-то не считают. Можно с уверенностью сказать, что не будь стихов Змиевского, многие его земляки и не знали бы, что поэзия не только существует, но и берёт за душу, душу эту переворачивает и встряхивает, как трясут коврик, залежавшийся у порога.

Важно ещё и то, что читатель после стихов Змиевского уже не будет удовлетворяться размножившимся, как сорняки, в окололитературной среде виршеляпством. Сам же Анатолий Змиевский с литературой слит уже неразрывно. Не с той, что суетливо самоутверждается в сегодняшнем дне, подобно фейерверку, запущенному в небо, а с той, что в самоутверждении не нуждается – как само небо, звёзды и вечность:

Мы различаем горний свет!

И то, как сквозь костры и искры

Уходит к Господу, без риска

Обжечься звёздами, – поэт...

Нет в физическом мире ничего идеального. Не могут быть идеальными и стихи. Припомнилась притча про китайского художника, достигшего такого совершенства в росписи ваз, что стал вносить в свои рисунки дисгармоничный штрих, потому что только божество может быть совершенным, а он – простой живой человек. Такой подход – не самоуничижение, а мера земного в земной жизни, к которой относится и поэзия. Анатолий Змиевский эту меру чувствует как никто – его стихи полны живого и человеческого.

Я постарался обойтись минимумом цитат, которые, конечно же, никак не отражают разнообразие творческих методов и тематики, с которыми работает Змиевский. Не потому, что цитировать нечего, как у многих других авторов, а чтобы не увлечься чрезмерно цитированием вместо собственных рассуждений; в рецензиях на книги Змиевского, стихи которого можно просто «растаскивать на цитаты», это обычно и происходит. «Цитируют» его порой и собратья по поэтическому цеху, кто явно, кто сам не догадываясь об этом, что, возможно, и не очень пристойно, но зато свидетельствует о том, что каждая новая книга выдающегося поэта является ещё и ступенькой в развитии поэзии в целом.

От редакции: ну, а сегодня мы решили познакомить наших читателей с ещё неопубликованной поэмой Анатолия Змиевского «Любовь».

  • Расскажите об этом своим друзьям!