НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Препоны творческой судьбы

01 Февраля 2018 г.

 

Случайные совпадения, конечно, бывают, но в том, что мы сегодня будем говорить и о Василии Стародумове, и о Василии Фёдорове, есть закономерность. 8 января исполнилось 110 лет со дня рождения первого, а 23 февраля – столетний юбилей второго. Они и в поэзию пришли в таком же порядке, только потом Фёдоров оказался в числе первых поэтов СССР, а Стародумов – на втором плане даже в писательской среде Иркутска. Впрочем, сегодня люди, не углубляющиеся в поэзию, уже не знают ни одного, ни другого. Проверял.

Жизнь лауреата Государственных премий РСФСР и СССР Василия Дмитриевича Фёдорова связана с Иркутском, в общем-то, мало – три года из отпущенных ему 66­ти, однако не исключено, что именно это время в значительной степени определило его творческую судьбу, ведь первую публикацию его стихотворения организовали друзья-авиазаводчане, среди которых был и Стародумов (об этом – в отрывках из его воспоминаний). Много позже, в 1980 году, приглашая его и Дениса Цветкова в Марьевку, на свой творческий вечер, Фёдоров назвал их «крёстными литературными родителями».

Сам Василий Пантелеймонович, проживший полных 88 лет (тоже сдвоенная цифра), писал не только стихи, поэмы и тексты песен, но и прозу (неопубликованные и, похоже, утерянные – роман «Избушка на Байкале» и три или четыре киноповести), воспоминания, пародии. Был он и актёром, и художником, и краеведом. Но плоды его разнообразных талантов оставались широко не востребованными, ибо отношения с сильными мира сего (литературного) у Стародумова не заладились, что при его бескомпромиссном характере, неудивительно. В общем, получилось, что он остался вне профессионального круга и без профессионального роста. Его проза, написанная в 50­60­годах, быстро устарела содержательно и стилистически (выражаю здесь собственное мнение, поскольку прочитал в рукописях все произведения) – в связи с кардинальными переменами в обществе изменились и приоритеты в литературе. Может, поэтому Василий Пантелеймонович уже в зрелом возрасте и обратился к неустаревающему жанру сказки, собирая фольклорный материал в Прибайкалье и дополняя его собственной богатой фантазией и собственными иллюстрациями (даже стены в его квартире были расписаны байкальскими сюжетами).

Как сказочник он, хотя и с трудом, но пробил затянувшуюся блокаду. К его 60­летию в Новосибирске (не в Иркутске всё-таки!) вышла первая книжка с одной-единственной сказкой «Омулёвая бочка», правда, не с иллюстрациями автора, как он хотел, а в оформлении графика Владимира Колесникова, в дальнейшем в значительной мере посвятившего своё творчество сибирской старине, и кто знает, не явилась ли работа с книгой нашего сказочника одним из шагов в этом направлении.

В материалах о Стародумове не раз упоминалось о его переписке с кинорежиссёром-сказочником Александром Артуровичем Роу, который прочитал в «Советской культуре» заметку о сказках нашего земляка и обратил на него внимание. Но почему бы ещё раз не привести мнение этого выдающегося человека: «Дорогой Василий Пантелеймонович! Вы чудный вдохновенный сказочник, поэт Байкала. Ваш народный талант сверкает каплями бриллиантовых россыпей росы утренней, на каждой странице Ваших сказов-сказок...»

Встречались они и лично, когда А.А. Роу приезжал в Иркутск, и всё шло, к тому, что фильм по произведениям нашего сказочника должен был состояться, но в 1973 году кинорежиссёр ушёл из жизни. Круг неудачного вхождения в кинематограф замкнулся, ведь ещё в молодости Стародумов писал киносценарии (предшественники его киноповестей), одним из которых заинтересовалась новосибирская киностудия, уже имевшая успешный опыт в создании художественных фильмов, вот только доработать его не успели: Василия призвали на военную службу, а киностудия была закрыта. Мистика, да и только!

Но Василий Пантелеймонович продолжал активно творчески работать, и следующим адресом его признания стала столица Бурятии: в Улан-Удэ вышли два сборника сказок: в 1970 году – «Рога Аргали», а через пять лет – «Ангарские бусы». Казалось бы, и «Восточно-Сибирскому книжному издательству» пора спохватиться. Отнюдь. Лишь в 1992 году в Иркутске вышел сборник с названием первого издания – «Омулёвая бочка». А через год сказки Стародумова были переведены и изданы в Японии в составе сборника о Байкале. Конечно, Василию Пантелеймоновичу льстила удавшаяся литературная роль, это сейчас все, кому ни лень, пишут «фэнтези» о Байкале, игнорируя при этом фольклорные традиции, а тогда он был практически единственным «байкальским сказочником». И всё-таки груз прежних неудач продолжал давить... Вот, собственно, и всё. Долгая и разнообразная творческая жизнь завершилась с минимальным результатом, даже сказок опубликована только половина из написанных.

А «мистика» сработала и после его смерти. К 90­летию Стародумова я предпринял попытку издать полный сборник сказок (почти все тексты прошли через газету авиазавода), взяв на себя бесплатно составление, набор текстов, редактуру и вёрстку. В качестве иллюстраций планировалось использовать конкурсные работы учащихся художественных школ. Оставались только типографские расходы, но и их нам с директором заводской типографии удалось минимизировать в представленной руководству предприятия смете. И всё шло по плану, пока дорогу опять не перешли «сильные мира сего», перехватившие озвученную публично идею. Их смета в десятки раз превышала нашу, и при этом львиная доля шла «себе в карман», однако Василия Пантелеймоновича в очередной раз «оттеснили» – оба проекта остались тогда нереализованными.

Услышал как-то, что Стародумов ещё в школьные годы писал детективные повести, и подумал: а разве его судьба – не детективная история? Только вот препоны, чинимые творческой личности её недругами, не считаются преступлением и поныне.

  • Расскажите об этом своим друзьям!