«Мы с Гагариным родились в один день» |
07 Июня 2024 г. |
Вот и в наши края пришло долгожданное лето, а это значит, что многочисленные культурные события теперь будут проходить не только в музеях и библиотеках, но и на любимых горожанами уличных площадках. В одном из ближайших номеров расскажем вам о литературных успехах иркутян в Калининграде, на фестивале «Русский Гофман 2024», и о том, какие интересные встречи с поэтами из других городов ожидают нас в конце июня, а сейчас беседа с нашим гостем, поэтом и журналистом Юрием Анатольевичем Татаренко. – Юрий, весной отмечают и День поэзии, и День писателя. Получается, что весна – самый литературный сезон? – В марте не только День поэзии и День писателя. Есть также Международный день театра, День кукольника, День работников культуры. Важная для меня связка – 8 и 9 марта, мы с Юрием Гагариным родились в один день. Праздников не может быть много. Другое дело – насколько масштабно их отмечать. Весна, безусловно, поэтический сезон. Самый ли главный – не уверен. Все это индивидуальные ощущения пишущего. Думаю, Пушкин в Болдино со мной согласился бы. Поскольку я пишу стихи в основном в поездах, время года не имеет особого значения. Летом 2022-го в писательской резиденции АСПИР я за месяц написал 60 стихов и выполнил 20 переводов с башкирского на русский – очень продуктивный период оказался, сам удивился. – Если найти о вас информацию в интернете, то можно легко запутаться – писатель, актер, режиссер... Так много профессий. Кто же вы на самом деле? – Лет 20 назад в Томске, где я жил и работал после окончания театрального училища, перед моим творческим вечером висели большие афиши: «Я лишь актер, певец, поэт...». Коллег особо веселило слово «лишь», но я действительно не указал в этих анонсах, что так же активно проявлял себя как журналист и сценарист на телевидении и в рекламе, владел синхронным переводом, преподавал на журфаке ТГУ. Сегодня литератора нет в списке профессий, но зарабатывать все равно получается: пишу песни для спектаклей, веду семинары по поэзии, прозе, переводу, драматургии – и получаю гонорары. Много ли творчества в жизни актера, певца и писателя – вопрос риторический. Есть разные мнения о журналистике, которой последние годы занимаюсь активнее всего. Не так давно я давал интервью на журфаке НГУ, процитирую фрагмент из него: «У меня был несколько лет назад спор с коллегой, который считал, что журналистика – просто высокое ремесло. Но нет. Возможно, я еще не так долго в профессии и у меня не было больших разочарований, но я считаю, что писать с «холодным носом» неинтересно. А если это скучно тебе, то будет трудно увлечь читателя. Большое счастье – творить. Творческий подход, я считаю, – самое главное». К этому добавлю авторский оксюморон: журналистика – конвейер эксклюзива. – В наше время многие увлекаются сочинительством, но одной поэзией сыт не будешь, литераторы вынуждены осваивать разные профессии. Вот и вы занимаетесь журналистикой, преподаванием. А что тогда поэзия? Это хобби, форма досуга? – Не согласен, что поэзия – это хобби, увлечение, форма досуга. Представляете Ахматову, Цветаеву, Пастернака, говорящих не о «полной гибели всерьез»? Да, сегодня человек может 5 дней в неделю преподавать, работать в музее или библиотеке и быть профессиональным поэтом. Кто такой писатель-профессионал? Тот, кто достиг серьезных творческих высот – публикуется в толстых литературных журналах, выигрывает престижные премии и конкурсы. Удостоверение члена писательского союза, диплом Литинститута не гарантирует, что завтра ты напишешь великолепный текст, удивишь сам себя. Профессионалами не рождаются, а становятся. За каждым большим успехом стоит упорный труд, обсуждения на семинарах и в мастерских. – В таком случае, есть ли у вас хобби? – Хобби – то, что радует меня от случая к случаю, то, чем я когда-то страстно увлекался, но это не стало делом моей жизни. Прежде всего речь о футболе и шахматах. Были достижения в этих видах спорта, но судьба увела меня на поле букв… Зато с удовольствием беру интервью у гроссмейстеров. Публиковал беседы с яркими представителями и других видов спорта: Костей Цзю, Семеном Елистратовым, Антоном Бабиковым… Еще одна моя страсть – чтение. Интересуюсь книжными новинками знакомых авторов, а их число растет с каждой поездкой. Дома на полках очень много томиков Сенчина, Быкова, Водолазкина, Прилепина, Улицкой, Кочергина, Тарковского. Брал интервью у них, это очень незаурядные люди. – В последнее время вас трудно застать в Новосибирске. Где бываете? Какие события запомнились? – Я стал надолго уезжать из Новосибирска последние три года. К примеру, осенью 2022-го за два месяца побывал в 20 городах: Мурманск, Липецк, Рязань, Махачкала, Томск, Кемерово, Казань, Самара, Уфа, Москва, Санкт-Петербург, Братск, Иркутск, Чита… Приглашают выступить, дать мастер-класс, провести презентацию книги. Сейчас очень много интересных фестивалей, книжных ярмарок. Раньше на какие-то ездил зрителем – чтобы услышать Кублановского, Казарина, Пурина, Кенжеева, Гедымин, Пуханова, Куллэ, Амелина, Витухновскую. Сейчас стал входить в число участников литфорумов. Особо выделю два фестиваля – Волошинский в Крыму и красноярский «КУБ» («Книга. Ум. Будущее»). Побывал на них суммарно два десятка раз. Потому что там все – звезды и новички – становятся родными! Волошинский фестиваль мне очень дорог не только удивительно теплой атмосферой и новыми знакомствами, но и интересным фактом: там я выиграл два поэтических турнира подряд, это случилось впервые в истории «Волоши». – Вы много путешествуете по стране, не пропускаете ни одного важного литературного события, но и об Иркутске не забываете. Что связано с нашим городом, какое значение он имеет для вас? – Иркутск для меня важный город. В 1990 году, окончив французскую спецшколу в новосибирском Академгородке, я сдал все экзамены на «пятерки» и поступил в ИГПИИЯ имени Хо Ши Мина – сразу на второй курс. Мне выделили персональную комнату в лучшем общежитии на Байкальской, 138. Это все незабываемо, конечно. Много лет спустя я приехал в Иркутск на театральный фестиваль «Сибирский транзит». Там было несколько забавных историй, расскажу одну из них. Я выступал с индивидуальным капустником, написал ведущему крупными печатными буквами, как меня объявить. Стою за кулисами и слышу: «Юрий ТАТАРСКИЙ»! А половина зала – это те, с кем вместе учился и работал. Грянул такой хохот, что можно было уже ничего смешного и не показывать. Потом лет пять коллеги дразнили меня: «Привет, Татарский, как дела?» В 2018 году впервые побывал на «Фестивале поэзии на Байкале», собрались три десятка классных поэтов, это была неделя счастья. В этом году вновь посетил Иркутск – по вашему приглашению, приятно было познакомиться с ребятами из литературной студии «Зеленый трамвай», из ЛИТО «АзъАрт». Выступил в Доме литераторов на Степана Разина. Читал стихи и прозу, представил свой сборник сказок. Рад был встретить добрых знакомых – Светлану Михееву, Дину Фиалковскую, Максима Живетьева, Юрия Харлашкина, Марианну Язеву. – Что можете сказать о литературной жизни Иркутска? – Об особенностях иркутского литпроцесса мне рассказала в интервью поэт, прозаик и критик Светлана Михеева, оно вышло на сайте журнала «Сибирские огни». После этого я общался с активистами Иркутского отделения СМЛ при СПР. Знаю, что у вас выходят журналы и альманахи, проводятся конкурсы для молодых авторов, работает несколько литобъединений. И это хорошо. А какой шикарный в Иркутске Дом писателей! В Новосибирске такого здания нет… Литературная жизнь – это не только мероприятия. Это прежде всего авторы и их книги. Рад, что здесь живут и творят Елена Анохина, Алена Рычкова-Закаблуковская, Михаил Базилевский, Олег Медведев – всех не перечислить! – На нашей встрече в Доме литераторов вы представили свои первые произведения для детей, а когда все началось? – Детским прозаиком я, можно сказать, стал случайно. Лет 15 назад написал рассказ «Гоша» о мальчике-вундеркинде, его напечатали в барнаульском альманахе «Ликбез». И после этого переключился на драматургию. А прошлой осенью узнал о новосибирском конкурсе сказочников. И написал сразу 8 сказок про зверят, живущих в тайге. Занял первое место, к моему удивлению. У прозы для детей есть свои особенности, тонкости, секреты. А вот детские стихи я пишу регулярно уже 20 лет. Из заметных публикаций могу назвать спецвыпуск журнала «Сибирские огни» – «Чичитай». Мечтаю стать автором популярного иркутского журнала «Сибирячок». Талантливых детских поэтов в Сибири немало: Вероника Шелленберг (Омск), Мария Дубиковская и Алексей Ерошин (Новосибирск), Рустам Карапетьян (Красноярск), Елена Анохина (Иркутск). Горжусь нашей дружбой. – С поэтами и прозаиками все понятно, а как правильно называть тех, кто одинаково успешно пишет и стихи, и прозу? – Очень просто называется – универсал. Таких очень мало. Из современных авторов, уверенно пишущих стихи и прозу, назову навскидку лишь несколько имен: Дмитрий Воденников, Глеб Шульпяков, Михаил Гундарин, Олеся Николаева, Ольга Аникина, Светлана Михеева, Василий Нацентов, Александра Шалашова… На творческих встречах часто спрашивают: «Кто вы – поэт, критик, переводчик?» Я отвечаю так: «У меня 12 книг стихов. Значит, я точно не прозаик!» – Когда планируете снова посетить Иркутск и на каких площадках хотели бы выступить? – Надеюсь, получится приехать в Иркутск в конце июня – слышал, что у вас впервые пройдут поэтические чтения «Шаман-Камень», много интересных авторов будет, хочется побывать. Где бы хотел выступить? В иркутских университетах и театрах! Потому что в «130 квартале», барах и отелях, школах и библиотеках, на берегах Ангары и Байкала я уже читал стихи.
Пленэр в КрымуНи синевы, ни совести, ни страха Не видно за табличками «Жилье». На солнце кошка разлеглась, и странно, Что наплевать собаке на нее. Ни капли снега на покатой крыше. Ни грамма листьев – дерево цветет. У мускателя – цвет и запах свыше. У двух бокалов – допуски на взлет. Раскрыл окно – как будто сдал экзамен, Расправил грудь, как греческий герой... И плыл февраль у нас перед глазами. И выстужался домик под горой. Сутки с любимойУлочками Гурзуфа В горы не допыхтеть. Сон про вулкан Везувий Видит гора Медведь. В цель посылает стрелы Крымская темнота. На берегу не встретить Ксений, Марин, Наташ. Сытым февральским морем Налюбовалась ночь. Скинул сто тыщ калорий Стонущий осьминог. Завтрак – бокальчик брюта – С видом на гаражи. Кошка с набитым брюхом Облако сторожит. Полная вазочка яблок. Сыр не похож на еду. Спят – не вкусившие Ялты – Двое в ничейном саду. На берегуЛежат ключи – никто не подберет. Темнеет сталь от солнечного света. Гоняет ветер волны взад-вперед, Едва размявшись на сосновых ветках. Из детской жизни слезы вычитать Научится трехлетняя Кристина. В песок уходит белая мечта: Фата и море трудно совместимы. Ведро, совок. Неполная семья. И королю не усидеть на троне... Вот так заводят лето для себя – А через пару месяцев хоронят. ОзероСушить ладонь о жаркое бедро. А дальше больше. Дальше – мать честная… Приснится лодке станция метро. Но два весла об этом не узнают. И снова пальцам не достать до дна. И поясок затянется потуже. И разрастется синим тишина. Зато позволит оцарапать сушу. В сухом остатке – восемь влажных строк. И страшная трехместная палата… Приснится лодка станции метро. И уплывет в туман, как эскалатор. ГостьУдивительно все же на даче. Особенно летом. Вот и с бунтом заката Справляется капля росы. Фотоснимок отыщется – Между Бальмонтом и Фетом. И гроза – за минуту – Научит не тикать часы. И гордится весь вечер Окно занавеской прожженной. И запомнится ночь Перекличкой соседских собак. Самолет из газеты Опять приземлится в крыжовник. Только это неважно, Когда пролетел сквозь гамак.
|
|