Сериал «Грозный»: актерам симпатичен главный герой |
27 Ноября 2020 г. |
23 ноября на «России 1» вышел исторический сериал «Грозный», снятый дорого-богато и явно не просто так. Актуальным его делает не то простое совпадение, что премьера сериала, в котором Грозный объявляет карантин на Руси из-за чумы, состоялась в разгар пандемии и всяческих ограничений в связи с коронавирусом. Его злободневность куда глубже и, может, страшнее. Кто есть ктоИван Грозный – Александр Яценко, Сергей Маковецкий Малюта Скуратов – Виктор Сухоруков Афанасий Вяземский – Игорь Миркурбанов Алексей Басманов – Виталий Хаев Андрей Курбский – Константин Крюков Андрей Щелкалов – Владимир Стеклов Владимир Cтарицкий – Артем Ткаченко Князь Иван III – Евгений Цыганов Иван Челяднин – Никита Панфилов Актерам симпатичен Иван IVМолодого Ивана Васильевича играет Александр Яценко, в старшем возрасте роль царя исполняет Сергей Маковецкий. Личность Ивана IV – сложная, противоречивая. О ней нет единого мнения даже у историков. Но если послушать, что говорят о Грозном сыгравшие его артисты, становится понятно, какое отношение к царю они хотят вызвать у зрителя своей работой. «Это у меня уже второй царь, я ведь уже играл Петра III в «Екатерине», – напоминает Яценко. – Только тот был веселый, а этот грустный и грозный... Мне не страшен Иван IV, он мне симпатичен. Мне кажется, вообще нелегко обладать какой-то властью. Я, может быть, хотел бы сняться в фильме и сыграть абсолютно счастливого монарха, который был бы при власти, и народ был бы довольным, и он сам жил бы в любви и счастье. Но такое невозможно. Поэтому у нас всё по-настоящему: власть – тяжелая ноша». Сергей Маковецкий тоже симпатизирует своему герою и даже оправдывает его: «Мы старались показать человека, которого раздирают две абсолютные противоположности – грех страшный и страх Божий – все это вместе у него соединялось. И я его за то люблю, что в нем очень много человеческого... Ну кто из нас, обывателей, не скажет себе самому: «Зверь лютый во мне сидит, да одолеть не могу»? Совершил что-то нехорошее, да не знаю, как извиниться. Другой вопрос, что он не может в себе это преодолеть. Знаете, когда человек теряет любимого первенца, а потом любимую жену, которую отравили, и ему кажется, что вокруг заговоры, измена... А у него на плечах держава. И осознание этой миссии самодержца было во главе его существования». «Он разрушил Россию»Стоит ли сочувствовать Ивану IV и как события тех времен коррелируются с жизнью современной России, вопросы к телеведущему, исследователю политических биографий Леониду Млечину. – Насколько актуальна сегодня древняя фигура Грозного? – Более актуальной даже представить не могу. На самом деле личность Ивана Васильевича – вопрос о том, как модернизировать страну. Разве он не звучит сегодня? – Его теперь обозначают словом «оптимизация». – Это метод. Спор всегда идет о методах. А задача одна – как сделать так, чтобы Россия двигалась вперед, чтобы она была счастливым, великим и процветающим государством. Кто лучше справится с нашей огромной страной – твердый, жесткий и, может быть, даже жестокий правитель или человек, идущий по пути медленных реформ? Это вопрос и о жертвах, которые тогда возникают – жертв может быть очень много. Кто-то скажет: «Ну, что делать? Лес рубят – щепки летят! А что, разве можно без этого обойтись?» – И можно? – История показывает, что можно. Было и по-другому. Но главный вопрос вот в чем: а результат-то для страны какой? Иван Грозный оставил после себя бедствующую страну. Все то, что было достигнуто в первые годы (фантастические реформы, когда были созданы органы местного самоуправления и органы сословно-представительной монархии) и не по его воле (Иван IV стал царем, не достигнув 17 лет), было утеряно. Итог его правления – разрушение России, бедствие для страны. Вот это и есть ответ на вопрос о методах. Ивану Грозному, может быть, было все равно, что останется после него. А нам нет. Почему Сталин оправдывал царя?– Иван IV вошел в историю как человек, создавший опричнину... – Вот что такое опричнина? Это создание собственной армии, такой собственной гвардии, которой говорится: «Вы – мои люди, вся остальная страна в вашем распоряжении. Делайте с ними что хотите». И они и грабили, и убивали... – Ряд историков называют Грозного «Сталиным, проигравшим войну» (Ливонскую войну. – Прим.). И характерно, что именно Сталин оправдывал Грозного, хвалил за то, что тот не пускал в страну иностранцев, ограждал ее от их влияния. – Мало того, нынешнее отношение к царю Ивану все еще определяется этими сталинскими мифами о мудрости и величии Грозного. – Для чего его оправдывают, если не по незнанию? – Во-первых, чтобы объяснить: ничего, что пьют кровь из народа. Ничего, что царь ведет войну с собственным народом. Это нужно. А второе – создание представления о том, что вся наша жизнь зависит только от него одного! А от нас не зависит ничего. Вот это и хотел Иван Грозный внедрить в сознание людей! В какой-то степени ему это удалось. Но его собственное царствование опровергает всё, что было сказано. И результаты его царствования, повторюсь, печальны и ужасны для России. Это разрушение экономики, обезлюдевшие деревни. Это война, которая не привела ни к какому результату. Мне кажется, судьба Ивана Грозного должна быть поучением нам. «Иван Грозный, я бы сказал, самый популярный русский властитель. Пожалуй, популярнее Петра I. Титул «Грозный» этому способствует в первую очередь. В России, где на огромной территории бюрократия сильна, а население бесправно и беззащитно, образ грозного первого лица в государстве – единственная и последняя надежда на справедливость». Николай Сванидзе, историк *** Современные исторические фильмы вызывают большой интерес у зрительской аудитории. Ленты снимаются со всевозможными спецэффектами, действие строится на захватывающих сюжетах, герои предстают реальными людьми со своими чувствами, переживаниями и глубиной. Совершается магия погружения в показываемый исторический период. А то, что в фильмах некоторые сюжетные линии основываются на невымышленных событиях прошлого, делает такие ленты еще любопытнее. Обогащаешься при этом не только эмоционально, но и фактами тоже.
И вот еще публикации о киноиндустрии:
|
|