Фильм «Зулейха открывает глаза»: чтобы выжить – нужно любить |
Анна Балуева, sobesednik.ru |
15 Апреля 2020 г. |
На телеканале «Россия 1» началась долгожданная премьера весны – многосерийный фильм «Зулейха открывает глаза». В экранизации романа-бестселлера Гузель Яхиной. Главные роли исполнили Чулпан Хаматова, Сергей Маковецкий, Роза Хайруллина, Юлия Пересильд, Роман Мадянов, Евгений Морозов, Александр Баширов. Режиссёр-постановщик Егор Анашкин («Кровавая барыня», «Деньги»). О чем фильм: Зимой 1930-го у татарской крестьянки Зулейхи (Чулпан Хаматова) убивают мужа, а её саму вместе с сотнями других переселенцев отправляют по каторжному маршруту в Сибирь. Добираются до места всего тридцать ссыльных. Они брошены в глухой тайге без пищи, крова и тёплой одежды. Неграмотные крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши... Все они отстаивают у тайги и безжалостного государства своё право на жизнь. Зулейха находит в себе силы пройти через все испытания, главное из которых – прощение, и находит свою любовь. Чтобы выжить, нужно любить. Чтобы выжить, нужно простить. Себя, других и даже свою судьбу – страшную. Даже свою Родину – жестокую. Даже саму историю, в которой, как и в человеческой жизни, так мало справедливости. Выход сериала немного притормозился, это и понятно. Зато сейчас он облегчит нам все ужасы самоизоляции, тем более что у татарской крестьянки Зулейхи ужасы в жизни были точно покрупнее. Зулейху – она в первых сериях кажется настолько хрупкой, что непонятно, как она вообще выжила в этом аду – играет Чулпан Хаматова, совпадение актрисы и роли было очевидным. Из-за коронавируса Чулпан, как и все сейчас, «на удаленке» и сидит дома с детьми, о Зулейхе рассказывала нам по мессенджеру. – Для меня было большой сложностью и большим внутренним сопротивлением мое незнание татарского языка. У меня был жуткий комплекс, что, не говоря по-татарски, я залезаю на территорию, на которую не имею права. Но роман просто погрузил меня в мое детство, которое было как-то затерто, забыто под ворохом других лет. Проснулась моя корневая самоидентификация – и когда ты все-таки живешь в Москве и работаешь в русском театре, то это чувство общности имеет невероятную важность. Сначала, как призналась Чулпан, она даже пробовала говорить с «татарским акцентом», но это все ушло в какую-то мультяшную плоскость, стало походить на комикс. От этой идеи отказались. – Внутренний спор с самой собой у меня был сильный, конечно, – призналась Чулпан, – потому что моя героиня от некой абсолютно послушной и бессловесной жены, все время находящейся за спиной у мужа, должна превратиться в самостоятельную, очень мудрую, отвечающую за жизнь своего сына и за свою жизнь, свои поступки женщину. И вот это безропотное начало мне совершенно не давалось. Чулпан признается, что были сложности и в любовной сцене между Зулейхой и Игнатовым. «Никакого текста мне не дали, вся чувственность должна быть лишена слов, должно быть только дыхание. Я не знаю, как это будет с художественной точки зрения», – говорит Чулпан, но, будьте уверены, это будет выразительно. Действие сериала сильно накаляется к 3–4-й серии. Меняется начальник конвоя Иван Игнатов (Евгений Морозов), который застрелил во время раскулачивания мужа Зулейхи Муртазу. Отчаянная героиня Юлии Пересильд – секси-огэпэушница Настасья – должна была быть третьестепенным эпизодическим персонажем, а на деле ее образ – один из главных. Она, конечно, ужасная, жестокая, но такой и должна быть. – Настасья – женщина революции, – описывает свою героиню Юлия Пересильд. – Она начиталась агитационных плакатов, поверила, что кнут, кулак и винтовка – единственный язык общения с людьми и им это только на пользу. Настасья купается в идеях этого времени, для нее это все очень серьезно и правильно. Но для меня это просто дикость, какими методами она пытается построить свою жизнь. Интересно, что Настасья – полная противоположность Зулейхе. Сверху броня, а под ней сломленная душа и разбитая мечта о любви. А за внешней хрупкостью Зулейхи – цельная сильная натура. Ну и конечно, без Сергея Васильевича Маковецкого этот сериал просто не состоялся бы. Он здесь – полубезумец-полугений доктор медицины Лейбе. – Когда режиссер Егор Анашкин предложил мне играть профессора, я расстроился – ну почему опять доктор, да еще гений, да еще добрый. Мне хотелось сыграть мерзавца! До сих пор поглядываю косо в сторону Мадянова, которому достался отрицательный персонаж, – хохочет Маковецкий. – И почему не Зулейха? Я бы тоже мог. Шучу. Но потом я понял, как это интересно – попробовать передать состояние человека, который находится как бы в яйце после стресса. Лейбе же не сумасшедший, просто его мозг заперт в капсуле – следствие потрясения. Я даже начал немножко изучать психиатрию. Ну а сама Гузель Яхина считает, что фильм удался: «Я очень довольна тем, что вижу на экране». Писательница полагает, что здесь удалось совместить большую историю маленького человека, который отнюдь не выглядит ничтожным на фоне жизни и трагедии целой страны и огромного народа.
Многообещающее содержание, выбор на роли талантливых и ярких актеров. Надеемся, что фильм займет достойное место в искусстве и наших сердцах тоже. А еще о том, что происходит в массмедиа, можно прочитать здесь:
|
|