Доверия дипломам не прибавилось? Особое мнение судьи |
15 Октября 2019 г. |
Систему нынешнего высшего образования не критикует разве что только ленивый. И не удивительно, ведь проблем в этой сфере больше чем достаточно. А если взять дипломы, то к ним доверие, конечно, есть, но такое ли оно сильное, как раньше, если покупка важного документа предлагается со страниц многих интернет-площадок? Если руководят заведениями, а значит и дают студентам образование в некоторых случаях откровенные плагиатчики? Если получая диплом не на бюджетной основе, а в рамках коммерческого предложения, можно не думать о знаниях, а запастись лишь деньгами? Нужны ли будут дипломы нашим внукам, станут ли опять эти документы такими же серьезными, как были еще некоторое время назад - вот что тревожит. Всегда по проблеме интересны высказывания экспертов. Есть своё мнение и у представителя Конституционного суда. Судья Конституционного суда Константин Арановский раскритиковал современную систему высшего образования в России. По его мнению диплом потерял свою ценность, потому что система образования РФ находится в состоянии постоянного реформирования, «скудно платит» преподавателям и не предоставляет вузам должную автономию. Ситуация может измениться, когда вузы начнут самостоятельно организовывать учебную, научную и финансовую деятельность, считает судья. Об этом он заявил в «особом мнении» к решению КС, на которое обратил внимание «Коммерсантъ». Особое мнение судьи — это заявление, в котором член коллегии может высказать личную позицию по рассмотренному делу. В России особые мнения, как правило, не публикуются и исключение как раз составляет Конституционный суд. Константин Арановский — один из тех судей, кто регулярно пишет особые мнения. На размышления об образовании Арановского натолкнула жалоба, поданная в КС бывшим предпринимателем Михаилом Чайковским. В 2015 году он обратился в воронежский центр занятости населения за помощью в трудоустройстве, но его не признали безработным из-за отсутствия справки «о среднем заработке с последнего места работы» и «документа, удостоверяющего квалификацию». Чайковский успешно оспорил это в суде. В частности, КС решил, что отсутствие диплома или других «документов о квалификации» не должно ограничивать «право граждан на защиту от безработицы». Судья допустил, что решение КС по делу Чайковского могло бы быть другим, «имей образовательные документы иную репутацию, чем теперь». «Улучшения в образовании длятся лет 30, а результаты их все еще спорны, так что теперь, когда столько истрачено, а доверия дипломам не прибавилось, нет причин полагаться впредь на министерские решения, инициативу ректоратов и на энтузиазм активистов. Не исключено, что придется теперь подождать, пока дипломы большинства вузов и техникумов (лицеев, колледжей и др.) станут убедительными», — цитирует «Коммерсант» заявление судьи. В качестве примера он привел внедрение формата болонской системы. Это нововведение не все считают полезным, так как оно не сказалось на качестве образования и признания дипломов РФ за рубежом. По мнению судьи, затраченные средства можно было направить на «достойную оплату преподавательского труда» и «во благо науке». Он подчеркнул, что вознаграждение преподавателей остается скудным, а возможность зарабатывать больше появляется, если педагог уходит в управленческий сектор. Там, по мнению Арановского, больше ценится не качество научной или педагогической работы, а «хорошая статистика и отчетность, демонстрация компетентностного подхода вместо академических методов». «Субординация и отчетность под началом администраторов угнетают преподавание и науку, когда вузы уступают свое самоуправление, академическую свободу, стиль и обслуживают систему, которая выдает разрешения на профессию», — добавил член судейской коллегии КС. По словам судьи, одна из главных проблем российского высшего образования — подконтрольность вузов административному началу, когда «академическая свобода» университетов уступается в угоду обслуживания «системы, которая выдает разрешения на профессию». Ключевым условием работы вуза является автономность учреждения, отметил Арановский, и без нее нельзя рассчитывать на высокий уровень образования и качество дипломов. Сейчас же в учебной работе «ценят не преподавание и не учебу, а учебно-методические комплексы», которые в первую очередь нужны не для образовательного процесса, а для служб, «чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались при важном деле на выгодных позициях». Судья подчеркнул, что система образования в последние годы крайне динамична — настолько, что «нельзя рассчитывать на стабильное качество образовательного продукта». Арановский уверен, что пока не будет разрешена проблема с «административной» составляющей образования, которая ведет «себя как устроитель и хозяин образования», обязательность диплома будет под вопросом. Представители сферы образования в целом согласились с решением КС и с мнением Арановского в частности. «Мы, преподаватели вузов, приятно удивлены тем, что среди судей Конституционного суда есть такие эксперты в деятельности российских университетов, как Константин Арановский. Как показывают письма, приходящие в профсоюз „Университетская солидарность“, а также обсуждения в группе „Проблемы образования и науки“, профессорско-преподавательский состав вузов разделяет взгляд судьи и на автономию вузов, и на дистанционное образование, и на навязывание болонской системы, и на качество российского высшего образования», — сказала, например, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», кандидат технических наук Ванда Тиллес. В Госдуме Арановскому посоветовали не впадать в крайности. «Для судьи не должны быть характерны экстремистские высказывания в стиле желтой газеты. Говорить, что в системе российского высшего образования все плохо, я бы не стал, но проблем хватает. Как в географическом плане, так и отраслевом. Есть у нас и достижения в области образования, как свидетельствуют рейтинги вузов. Мы еще остаемся лидерами в ряде технологических отраслей», — рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Геннадий Онищенко. Он отметил, что работодатели сегодня более удовлетворены качеством выпускников, нежели студенты довольны качеством высшего образования и увидел в этом позитивный потенциал. И еще публикации о сфере образования (надеемся, что вечное реформирование системы приведет когда-нибудь к положительным результатам):
Тэги: |
|