НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Зачем человеку права человека?

09 Апреля 2015 г.

volunteers

При любом обострении отношений с Западом наши оппоненты немедленно выволакивают на свет права человека.

Но это ещё что! При советской власти права человека – это вообще было такое штатное портативное устройство, чтобы овиновачивать Советский Союз. Устройство это входило в боекомплект идеологического бойца и было всегда при себе. Чуть что – права человека. За что нас только не виноватили: и за «свободное выражение убеждений», вернее, его отсутствие, и за то, что за границу не выпускали... Советская идеологическая машина привычно отбивалась: у вас самих-де безработица, а во Всеобщей декларации прав человека сказано: «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы».

Долгим и энергичным повторением наши за­океанские друзья сумели внедрить в головы всем, в том числе и нашим доверчивым гражданам, что права человека – это нечто чрезвычайно важное, ценное. И, что особенно интересно, вовсе не придуманное людьми, а коренящееся в самой природе вещей. Однажды я написала в ЖЖ, что пора бы нам выйти из ВТО, юрисдикции Страсбургского суда по правам человека, а заодно и из самих прав человека. Реакция была такая, словно я предложила диету, состоящую из крови христианских младенцев.

Пропаганда – вещь действенная. Права человека считаются чем-то священным, неким врождённым свойством этого самого человека, дарованным ему от природы или от Бога (опция для тех, кто верует). Поскольку права человека по-прежнему состоят на вооружении у наших друзей «как старое, но грозное оружие», и это оружие будет ещё не раз пускаться в ход, мне хочется напомнить, что это такое и откуда они взялись, права человека. Очень часто понимание того, откуда это взялось и в чьих интересах придумано, развевает священный флёр, которым для многих всё ещё подёрнуты эти самые права.

Прежде всего никаких прав у человека от рождения, от природы, от Бога нет и быть не может. Права он получает только в государстве. Нет государства – и прав никаких нет. Свободный и добродетельный дикарь, «естественный человек», выдуманный «женевским гражданином» Руссо, никаких прав не имел: какие права в лесу? Кто сомневается, может съездить в тайгу или в амазонскую сельву и там покачать права.

А раз право человека мыслимо лишь в государстве, то мы спускаемся с заснеженных вершин морально-религиозных абстракций на скучную юридическую почву. И что же мы видим? На ней любое право кого бы то ни было – это одновременно чья-то обязанность предоставить то, что требуется для реализации этого права. А коли так, любое право легко переформулируется в терминах обязанности. И право человека – тоже.

Человек имеет право на жизнь? Значит, армия, полиция вкупе с ненавидимыми интеллигентами спецслужбами обязаны эту жизнь охранять и защищать, хватать и вязать злодея, который на эту жизнь покушается. Имеет человек право на труд – значит, кто-то должен ему предоставить, так сказать, фронт работ. Если этого другого с его обязанностью нет – и права никакого нет. Более того, обязанность первична, она возникает раньше права.

Переформулировав таким манером все права человека в терминах обязанностей, мы видим уже другую картину: священные права человека – это просто-напросто перечисление обязанностей государств. Ну, некий список пожеланий к позитивному праву государств, подписавших этот документ.

Но тогда зачем нам это надо? В нашем государстве граждане (а также не граждане и лица без гражданства) имеют множество прав. Их имущественные права регулируются гражданским правом, их жизнь и здоровье охраняется уголовным правом; имеют они и широкие политические права, которые покрывают так называемые права человека, часто они гораздо шире их. Права человека не вписываются в нашу правовую систему, да и ни в какую, по правде сказать, тоже не вписываются. Это чисто идеологическая придумка.

Вот и надо прямо сказать: у нас есть политические, гражданские, трудовые и многие иные права, есть права, вытекающие из уголовного права, а прав человека – нет. Но для того, чтобы всё это объявить, надо иметь кураж и чувствовать себя в своём праве. Широта взгляда нужна, исторический и философский кругозор. А у нас вечно жмутся, тушуются, самих себя стесняются – вдруг лохами окажемся? Как же так: наши великие западные учителя для чего-то культивируют эти права человека, а как же мы? Это, простите, колония в смысле знаний и идей. К сожалению, мы остаёмся в этом плане колонией Запада. Религиозное почтение к «правам человека» – лишь одно из многих проявлений этой прискорбной зависимости.

Впрочем, «права человека» пытаются играть роль религиозной основы позитивного права. Хорошо мусульманам: у них есть Коран, на котором основываются все законы. В Средние века в христианских государствах тоже была такая высшая инстанция для законодателя – Священное Писание. А нам, Бога забывшим, на чём основываться? Законодателю требуется такая база и одновременно камертон, по которому настраивать позитивное право.

Вот нам и надо создать такой камертон! Наш, родной. Написать базовый текст, назвать его «Русской правдой», например. Кто мы такие? Откуда мы? Каково наше отношение к жизни, к чему мы стремимся, куда идём, во что веруем. В чём наша нацио­нальная идея. Вот это и будет религиозно-идеологическая основа, на которой должно базироваться правотворчество.

Такого нигде нет? Тем лучше! А у нас – будет. Как знать, может быть, это будет первый шаг к нашему духовному освобождению. А за этим последует и экономическое освобождение. Потому что экономика – это лишь надстройка над религиозным и идеологическим базисом, а вовсе не наоборот, как многие по привычке думают.

А «права человека»... Лучше всех о них в своё время сказала знатная диссидентка и правозащитница В. Новодворская: «Я лично правами человека накушалась досыта. Некогда и мы, и ЦРУ, и США использовали эту идею как таран для уничтожения коммунистического режима и развала СССР. Эта идея отслужила своё, и хватит врать про права человека и про правозащитников».

Истинная правда – хватит.

lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!