ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Всполохи советского прошлого

Виталий ЧЕРОШНИКОВ   
02 Января 2023 г.
Изменить размер шрифта

Родился я за год до начала Великой Отечественной войны в Иркутске, в роддоме, который находился на углу улиц Карла Маркса и Второй Красноармейской (ныне улица Лапина). После рождения на этой улице и жил со своими родителями.

Всполохи советского прошлого

В период войны бывал в гостях у дяди (брата моего отца), машиниста паровоза. Жил он в Мегете, имел земельный участок с землянкой. Мне нравилось в ней ночевать. Бегал с пацанами на вокзал. Помню, как мимо проносились воинские эшелоны с солдатами, пушками, танками на битву с фашистами. Мы были малыши, но верили в победу. Иначе и быть не могло.

Хорошо помню и День Победы. Всеобщая радость, улыбки, поистине народное ликование. И дядька по линии матери, громадный рыжеволосый капитан, штурман дальней авиации – веселый, могучий и жизнерадостный, подбрасывающий меня до потолка. Было страшновато и радостно.

В 1947 году стал первоклассником иркутской мужской средней школы № 15 имени Горького. Повезло очень с первым учителем Еленой Лаврентьевной Буймовой, награжденной за свой нелегкий и самоотверженный труд в годы войны орденом Трудового Красного Знамени. В классах было по 45 мальчишек. Матери и бабушки шили нам тряпичные сумки с широкой лямкой – портфелей и рюкзачков в то время не было.

Преимущество советского образования заключалось в том, что воспитательный и учебный процесс были тесно связаны между собой. В нашей школе была масса всевозможных кружков: хоры, театральные, музыкальные. Однажды в школе услышал знакомую мелодию из «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского (спасибо отцу, он с детства знакомил меня с классической музыкой – дома был патефон с пластинками с записью русских и зарубежных опер), приоткрыл дверь. На сцене одиннадцать высоченных парней. У всех в руках скрипки. Где сейчас такое встретишь, в какой общеобразовательной школе?

А во Дворце пионеров особой популярностью пользовались у мальчишек радиокружок, судомодельный, авиамодельный. Сейчас ведь таких кружков днем с огнем не сыщешь!

В девятом классе уже играл в инструментальном трио: гармошка, мандолина, гитара. И мы через радиоузел транслировали наше искусство танцующим в актовый зал. Исполняли популярные тогда «Два сольди», «Бесаме мучо», танго, фокстроты и, конечно, вальсы. На выпускном запомнилось прекрасное аргентинское танго, которое исполняла наша англичанка Тамара Алексеевна со своим мужем, главным балетмейстером музкомедии.

Помню, перед выборами меня пригласил к себе наш директор Аркадий Петрович Ионушас и сказал, что надо подготовить концертную программу для избирателей. А нашим учителям сказал: «Этих ребят не будет на занятиях две недели. Наша художественная самодеятельность должна достойно выступить перед народом». Сейчас разве такое возможно?!

В девятом же классе мой друг Володя Кудрявцев затащил меня в оркестр русских народных инструментов и представил руководителю этого оркестра Константину Александровичу Заболотскому. Тот послушал мою игру на гитаре и вынес вердикт: «К сожалению, примы из тебя не получится. Но на контрабасе играть будешь!» А уже после окончания школы мне повезло играть в любительском городском оркестре русских народных инструментов у знаменитого Михаила Семеновича Гезунгейта. Где мы тогда только ни выступали! В советскую эпоху считалось делом чести участие в общественной жизни коллектива, чего сейчас, увы, почти не стало.

Как-то уже в наше время проводил конкурс юнкоров Иркутска. Обратился к руководству школ наших победителей с просьбой отпустить детей на награждение и в ответ услышал: «Понимаешь, учеба. Отрывать от нее нельзя».

Так и захотелось во след латинянам воскликнуть: «О, времена! О, нравы!»

А как много мы тогда читали! Исторические романы, военные приключения, фантастику. Уровень общей культуры среди молодежи был очень высок.

Во всех учебных заведениях были свои оркестры народных инструментов, эстрадные, инструментальные ансамбли. В нашей области в 60–70 годы только оркестров русских народных инструментов насчитывалось более ста. А сколько повсеместно звучало классической музыки! Теперь массовая культура у нас – ниже плинтуса, а русская народная музыка и песня ушли в небытие. Теперь восторг у молодежи вызывают больше забугорные песни с подтанцовкой голопупиков. Это и немудрено – над нашей культурой основательно поработали наши зарубежные партнеры. Еще шеф американской разведки Аллен Даллес сразу после войны сказал, что «русских физически мы не в состоянии уничтожить, поэтому обязаны уничтожить их духовно через западную идеологию. Пусть на это потребуются долгие годы, но мы своего добьемся».

И ведь они своего добились! Западная идеология уничтожила наше духовное начало, породила культ силы и жестокости. Культивируемое при СССР «Человек человеку друг, товарищ и брат» перешло к их «Человек человеку волк». Главный принцип – любовь к Отчизне – сменился на то, что на первом месте теперь только деньги. Почти забыты добролюбие, милосердие, сострадание. Живем в стране, где главная движущая сила – олигархи, а слово народ заменено на электорат, с которым никто не считается. Во власти у нас не спецы, в школах детей наших учат не педагоги – всюду лишь «эффективные менеджеры».

Слава богу, в последнее время мы вроде как начали прозревать, уходить от навязанных нам Западом и Евросоюзом их сомнительного набора ценностей.

Уж если даже Бастрыкин громогласно заявил, что пора кончать, например, с тестированием, ЕГЭ, ОГЭ и вернуться к прежней российской системе образования, то может, и в остальном мы все-таки сможем вернуться к тому хорошему, что было у нас в прежней стране?

Нам же, уходящему поколению, всегда будут согревать души те радостные всполохи советской эпохи: бесплатная учеба и достойное образование, приличная стипендия, бесплатные же медицина и жилье, гарантированный труд и главное – отсутствие страха перед наступающим новым днем.

Когда я с женой приехал работать в Вихоревскую вспомогательную школу, то сразу получил двухкомнатную квартиру. А через полгода нам вручили ключи уже от трехкомнатной, а рядом был детский сад, в который ходили наши мальчишки. Теперь это воспринимается как сказка! Повторится ли она в новых поколениях? Возможно ли это вообще?

  • Расскажите об этом своим друзьям!