Вещь – категория нравственная |
Евгений ДЕРКАЧ |
24 Ноября 2021 г. |
Могут ли материальные потребности уживаться с духовным миром человека? Пришлось нам нынче с женой в сентябре-октябре проехать по матушке-России в скором поезде от Иркутска до Москвы, а затем до Анапы и тем же маршрутам обратно. Что-то от увиденного радовало, что-то огорчало. Много впечатлений, размышлений по поводу какого-то несоответствия размаху и роскоши городов-миллионников и заброшенных, с забитыми окнами развалившихся лачуг когда-то процветающих деревень. Еще больше удивляли «промышленные» объекты бывших колхозов и совхозов: зернохранилища, элеваторы, теплицы, наполовину разграбленные самими жителями за ненадобностью их использования в 90-х годах и не восстановленных до сих пор. Разительно отличаются сегодня старые и новые постройки на дачах и садоводческих участках прежних и новых хозяев, создавая неприглядную картину богатства и нищеты. Вопрос напрашивался сам собой – почему не используются для новой постройки деревянных домов миллионы кубометров древесины, вывозимой в дальние зарубежные края? К своему удивлению, с обидой я обнаружил, что круглый лес десятками вагонов катится не только в восточном, но и западном направлении. Лес-кругляк, о запрете на вывоз которого не звучит сейчас разве что только из электрического чайника. А что взамен нашего лесного богатства? Ширпотреб, эрзац? Да, именно он! Я убедился в этом, когда во время копки картофеля в первый же день сломались зубья вил китайского производства, а на следующий день – дорогущая импортная лопата. Почему? Почему я до сих пор продолжаю тренироваться в спортивных китайских майке и трусах, приобретенных в 1991 году и не потерявших качества и цвета красного знамени? Что изменилось в нашей жизни, почему вещи, товары, новостройки не привлекают своей эстетикой, не радуют гармоничностью, теплом человеческих рук и мастерством истинного труженика? Слоники, коврики с вышитыми оленями, картины в рамках и другая дребедень на стенах и комодах были, на первый взгляд, обычной ерундой, которая, быть может, и представляла какой-нибудь интерес, как швейная бабушкина машинка «Зингер» или швейцарские часы, отбивающие каждые полчаса красивым звоном. Предметы домашней утвари становились гордостью их владельцев, которыми многие восторгались, понимая, что это все от предков. Неужели и тарелки, и расписанные блюдца и кружки хайтинского фарфорового завода когда-нибудь попадут на современную мебель 2000-го и более года и будут являться образцом высокого искусства? А этажерка под книги и всякую мелочь?! Резная, с гнутыми ножками, и она через много лет будет украшать современные гостиные или ее место где-нибудь в кладовой на приусадебном участке? И уже ровесники третьего тысячелетия будут восхищаться ею, изумляться ее простотой и изяществом одновременно. В те далекие 50–60-е годы прошлого столетия было много споров о том, станет или не станет материальное изобилие основой коммунизма, духовного и интеллектуального совершенства. Перестанут ли вещи быть целью вообще и останутся лишь средством материализации духовности? Постепенно спор о приоритете духовных ценностей над материальными в стране, строящей коммунизм, затихал, а к началу, особенно к середине 80-х, отпал сам собой. В длинных очередях за «что дают?» народ обучился искусству отказываться не только от красивых и нужных, но и самых необходимых вещей, но почему-то постигая премудрость добывать их на черном рынке. В лексиконе появилось мрачное и не всем понятное поначалу слово «вещизм». А поскольку властям приходилось отвечать на сложные вопросы, почему за границей есть то, чего нет у нас, ответ звучал примерно так: «Что стоят их тряпки против нашей духовности, разве можно объединять эти два понятия. Зачем советскому человеку развивать в себе алчность, страсть иметь еще больше, зависть к имеющим больше и лучше. И только приоритет духовных над материальными ценностями позволит освободиться от этой напасти». Но поскольку полностью освободиться от тяги человека к хорошей вещи, так называемому вещизму, было невозможно, то лозунг «Вещи – бой, дорогу – товару» оказался как никогда кстати. «Больше хороших товаров» – сегодняшние пенсионеры помнят эту телепередачу, понимая, что борьба с вещизмом была не идейной борьбой за духовность, а корыстным интересом производителя, отучавшего покупателя от самого понятия «вещь» и приучавшего его к слову «товар». Хочется напомнить некоторым сегодняшним чиновникам, не читавшим, а тем более не изучавшим великое произведение К. Маркса и Ф. Энгельса, что «Товар» – первая глава «Капитала» – начинается именно с вещи. И описывает процесс превращения ее в товар. Отлично изучившие Маркса капиталисты, постигнувшие спрос потребителей, сумели сделать из своего союзника «товара» главного «друга» в деле получения своих немыслимых сверхприбылей. Общество потребления сформировалось из корыстных интересов капиталистов. Оно подвергается бесконечному искушению, соблазну новыми и новыми, все более совершенными и прекрасными вещами. Другое дело, что они недолговечны, но в том-то и хитрость, что надо увеличивать производство, а значит, приумножать богатство владеющим орудиями труда. Потребителю предлагаются новейшие модели, отвечающие его вкусу и наклонностям, устоять перед которыми и не приобрести их очень трудно. В Советском Союзе мы, журналисты, писали о передовиках производства, о героях труда, рационализаторах и изобретателях, о душе, «перелитой» в металл, о сердце – «пламенном моторе». О «битве» за урожай, валовом продукте и количестве, поднятого на-гора угля или выплавленного металла, выпускаемых на фабрике костюмах или ботинок, забывая напомнить о качестве товара, его разнообразии. А на Западе – реклама, реклама отличной вещи – лучшая повесть о ее создателе, о труженике, угнетенном рабочем классе. Из политических соображений строгая цензура запрещала появляться на страницах газет и журналов какой-либо положительный опыт капиталистических стран, тем более их сытый, безыдейный образ жизни. Но все же информация доходила через закрытые источники, через тех немногих счастливчиков, которым посчастливилось бывать за рубежом. Не потому ли мы поначалу почти поголовно приняли перестройку, вернее, обещанные нам «блага европейской цивилизации», поменяв культурные и духовные ценности на ценности материальные. Закаленный в борьбе и лишениях советский человек столкнулся на первых порах с испытанием голода, а затем мнимого благополучия, поменяв два-три сорта качественной колбасы на эрзац, который проник на молекулярном уровне в материальный и духовный мир, не оставив возможности для сопротивления. Сегодня мы, вкусив западных ценностей, выучив «уроки демократии» у наших «партнеров», уже не с испугом, а обреченностью озираемся вокруг и находим засилье эрзаца, начиная от воздуха и продуктов питания и кончая образованием, медициной, культурой, подменой ценностей более высокого порядка. К сожалению, импортозамещение превратилось для нас в замещение натуральных продуктов питания на суррогат, подрывающий здоровье нации. К сожалению, этот процесс коснулся практически всех сфер деятельности в нашем «новом» государстве, разделив его на классы. «Встречают по одежке, а провожают по уму», «По одежке протягивай ножки», «Не одежда красит человека» – знакомы поговорки? И если первичная функция одежды – согреть, защитить, быть удобной относится к совсем недавнему времени, то сегодня – это социальный статус, уровень благосостояния, когда по одежке узнают не рыбак рыбака или академик академика, а достигшие высших ветвей власти чиновники, эффективные менеджеры, олигархи, чьи «духовные» интересы и материальные запросы требуют громогласной декларации. Человека воспитывает не только одежда, прививая ему вкус к красоте и гармонии, но и пространство. Пространство полей и лесов, города, собственной квартиры – чаще всего не коттеджей, показываемых в фильмах и считающихся нормой проживания для «большинства», а стандартной, а то и малогабаритной. Только на импортную мебель, вашу личную изобретательность и хороший вкус в ее расстановке вся и надежда. Но даже этого нельзя сказать о самих домах, об этих непроходимо однообразных микрорайонах, окруженных сотнями легковых автомобилей на стоянках, «укравших» последнее пространство души и тела человека: детские площадки, спортивные сооружения, цветники и клумбы, тротуары для пешеходов. Удручает и вид торчащих высоток на фоне почерневших от времени, вросших в асфальт домиков. Разве такая «красота» может спасти мир? Как любить все это? Но наша любовь по-прежнему бывает не за что-то, в том числе и не за красоту или оригинальность, а за теплоту, за «родное». И если мы, семидесятилетние, храним нежность к старинному деревянному зодчеству или хрущевкам, где прошло наше детство, то наши внуки уже сумели привязаться к суровым великанам нынешних городских «спален». И все же культура потребления – это ненависть к плохим вещам, начиная от еды и кончая современными городами. Это хороший инструмент в руках мастера. Дорогой костюм – для любимой. Хорошая просторная квартира с лоджией и просторной ванной комнатой – для молодой семьи. Старое уютное кресло рядом с шикарным гарнитуром – проявление хорошего вкуса его владельцев. Не снесенное древнее здание воздушным своим абрисом – примиряет нас отчасти со свершившимся фактом проживания в «коробках-муравейниках»… Создание 130 квартала – напоминание о мастерстве и отличном вкусе наших дедов и прадедов, создавших прекрасные вещи. Писатели, композиторы, даже художники говорят: написал вещь! Все музеи мира хранят вещи – прекрасные сами по себе или бывшие дорогими их владельцам. Они, вещи, тоже – плоть нашего труда, кровь вдохновения, след нашего реального существования. Мы боялись власти вещей и сделали их своими врагами. Да, был дефицит в нашей молодости, что невозможно отрицать. Он породил войну вещей с человеком. Сегодняшний эрзац, дороговизна – преступление перед всеми нами. Разве не единственное средство обрести мир – подняться до любви к «врагу» своему? Нормальной человеческой любви…
|
|