У больного общества не может быть здорового государства |
09 Февраля 2015 г. |
Недавно мне довелось услышать от одной вполне разумной и состоявшейся женщины: Это была реплика в ответ на мои слова: «...государство заботится о благополучии поэтов и художников только тогда, когда эти «поэты и художники» нужны государству на данном историческом этапе. Чем они «нужнее», тем кошмарней «исторический этап» <...>» Пожалуй, я оставлю за скобками всё то, что я могла бы сказать по поводу наивного знака равенства между «мою книжку издали» и «государство заботится о культуре», а скажу пару слов по поводу т.н. «заботе государства» как таковой. И вообще и в частности. О той самой «заботе государства», которая так часто склоняется по всем существующим и несуществующим падежам на пространстве .ru, и на отсутствие которой списываются буквально все беды и страдания, происходящие на этом пространстве в реале. Мне кажется, я догадываюсь, откуда у людей, требовательно смотрящих в строну Кремля, существует эта неизбывная вера в то, что государство должно о них неотступно заботиться во всех видах их жизнедеятельности. Спортсмены и им сочувствующие считают, что государство должно заботиться о спорте, матери-одиночки и им сочувствующие считают, что государство должно заботиться о матерях-одиночках, родители детей школьного возраста и им сочувствующие считают, что государство должно заботиться об уровне школьного образования, а люди искусства и к ним примкнувшие убеждены, что государство должно «заботиться о культуре». Так вот, мне кажется, что я знаю, откуда растут ноги этого убеждения. (Кто сказал «заблуждения? Я не говорила.) Я по сей день помню постер, который висел в нашей школе: «Человек – главная забота Партии». И помню постер, который висел в поликлинике: «Здоровье каждого – забота государственная». И помню все эти, придающие бесконечную уверенность как в дне сегодняшнем, так и в дне завтрашнем, заверения в постоянной заботе партии и правительства о благе и процветании граждан, о повышении материального и культурного уровня шахтёров, о культурном досуге жителей нашего города – обо всём, чуть ли не о регулярной работе кишечника жильцов нашего ЖЭКа заботилось государство. Или, по крайней мере, вменяло это себе в обязанность. И, надо отдать должное, забота, в том виде, в котором она была задекларирована, шла за нами по пятам с момента рождения до «заслуженного отдыха», и далее вплоть до. Не всем и не всегда её хватало, этой заботы. Не у всех и не всегда получалось получить свою долю поглаживаний. Но если сегодня не получалось с квартирой, то завтра получалось с путёвкой для ребёнка в пионерлагерь, и т.д. и т.п., и на круг заботой, в той или иной мере, были охвачены все, и никого не удивляло, что государство вменяет себе в обязанность отеческую заботу об их повседневном быте и досуге и процветании. Видимо, поэтому граждане постсоветского пространства и по сей день ждут и требуют от государства всяческой заботы, сравнивают западные реалии с тем, что происходит у них в стране, и на основе этих сравнений свято верят, что «в Европе поддерживают культуру», матерей-одиночек, детей-аутистов, спортсменов, инвалидов, бездомных животных и одиноких стариков. Что касается непосредственно культуры, то в ответном комментарии я объяснила Олесе Александровне, что «да, я знаю эту систему. Моему мужу-композитору и Arts Council (наш местный Минкульт), и BBC тоже порой выделяют деньги на тот или иной проект, но это целевое финансирование проекта – будь то книга, или какая опера-балет. Каждый может обратиться за финансированием, но не каждый его получит. Не знаю, как во Франции, а в ЮК (насколько мне известно) Arts Council спонсируется крупными корпорациями, а доля правительственных вливаний довольно незначительна. Но в любом случае, финансируется не «художник», а «проект». Деньги даются подо что-то конкретно а не на то, чтобы, как тут было сказано, «носители культуры пребывали, если не в роскоши, то, хотя-бы в достатке». Одноразовое, двухразовое, или сколько–то там разовое финансирование того или иного проекта не есть забота государства...» А что касается «заботы» государства о быте, досуге, здравоохранении, образовании, и прочих экзистенциональных благоденствиях граждан, то претензии граждан к государству, не проявляющему тех или иных забот о тех или иных сторонах их жизни, равно как и убеждённость в том, что государство обязано эти заботы проявлять, идёт, скорее, от непонимания того, что такое государство и что такое они как граждане этого государства, собственно говоря, из себя представляют. Вот, что такое государство: структура? строение? механизм? Ничего подобного. Государство – это организм. И мы тоже организмы, не волнуйтесь, никто у нас этого звания отнимать не собирается, но в лоне государства мы – микроорганизмы. Да, да, те самые, хорошие, полезные, которые обеспечивают его, организма, жизнедеятельность и без которых он, этот организм, просто загнётся. Те самые, которые, как говорят микробиологи, образуют «единый огромный орган – микробиом, самый большой по весу орган, который гораздо больше, чем печень или мозг». Те самые «три килограмма бактерий, с которыми нельзя не считаться». Те самые, про которых те же микробиологи говорят: «разновидностей бактерий много, и живут они целыми колониями. Естественно, что живя в организме человека, они должны беречь своего хозяина, а не вредить ему. Иначе получилось бы, как в басне о свинье, подрывавшей корни дуба, от которого она питалась. Но микробы – не грубые животные, они умные и хозяина своего любят – конечно, до поры до времени, пока он не мешает им выполнять свои биологические функции». Поэтому, если организм-носитель должным образом заботится о себе и о своей жизнедеятельности, то он «будет пить кефир», т.е., создавать нам микрофлору, способствующую нашему процветанию. Но если организм-носитель решил забить на кефир, то он решил забить на кефир. Он не на вас решил забить, он просто перешёл на белое полусухое. Ему так захотелось. Или его к этому вынудили обстоятельства. Или у него закончился кефир. Дай Бог, чтобы это были временные перебои. Но не дай Бог, чтобы оказалось, что организм-носитель болен и сидит на курсе антибиотиков! Тогда, действительно, хана. Но почему эта махина вдруг «болен»? Кто в этом виноват? Микробиологов цитировать будем? «При определенных условиях все представители нормальной микрофлоры обладают способностью вызывать заболевания». Так говорят микробиологи. Но что это за «определённые условия такие»? При каких условиях в местах, где десятки населённых пунктов полгода отрезаны от цивилизации, человек, от которого зависит, распорядиться фондами, спущенными на строительство дорог, решает изыскать возможность перенаправить эти фонды на строительство домика в Ницце? А при каких условиях такое вообще оказывается возможным де-факто? При каких условиях нянечка в больнице начинает смотреть на родственников больного наглыми ненавидящими глазами, в которых обозначена сумма прописью, а получив эту сумму, продолжает смотреть всё теми же наглыми ненавидящими глазами, и не то что воды ночью не подаст, а сдохнуть пожелает, если её побеспокоят. А при каких условиях существование таких нянечек в больницах вообще становится возможным де-факто? А чем такая нянечка отличается от того куратора непостроенных дорог? А чем они оба отличаются от таких же точно Кремлёвских власть имущих, смотрящих наглыми ненавидящими глазами и изыскивающих возможности перенаправить всё туда, куда надо им, а не туда, куда надо бы на самом деле? Масштабом власти? Размером денежных потоков? Масштабом власти и размером денежных потоков. Больше ничем. Это всё одна и та же микрофлора нездорового организма в тех самых «определённых условиях», когда «все представители нормальной микрофлоры обладают способностью вызывать заболевания», и всё, что в здоровом организме уничтожалось бы, не успев возникнуть, в больном организме становится возможным де-факто. Государство, как и любой организм, никогда ни о ком и ни о чём, кроме своего выживания, не заботится и не должно заботиться. Государство, кроме себя самого, никому ничего не должно. Если государство здорово, то оно делает всё, что считает нужным, чтобы укрепить своё здоровье и тем самым обеспечить своё дальнейшее существование. Как оно это делает, и каким именно органам своей жизнедеятельности считает нужным уделить внимание на том или ином историческом этапе – будь то насаждение религии или борьба с ней, будь то продразвёрстка или бесплатное питание для малоимущих, будь то образование, спорт, или ему нужно быть впереди планеты всей в области балета – это уже частности. Но несомненно, что пресловутая «Пирамида потребностей» (Маслоу) тут играет определяющую роль. На первой очереди – необходимость обеспечения элементарного выживания, главной угрозой которому является голод. Решив вопрос с голодом, государство решает вопрос обеспечения своей безопасности. Сытое и обезопасившее себя государство уже готово перейти на ступеньку выше и начать реализовывать свою «потребность в привязанности, любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе». На этом этапе Государство, как правило, вспоминает и о религии. Далее цитирую по Википедии, чтобы не пересказывать своими словами, а то надоело уже: «Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация)». Напоминаю, что Маслоу говорил о пирамиде потребностей человека, а я всё тоже самое, но о Высшем организме, т.е, о Государстве. Государств, которые неизменно являли бы собой абсолютно здоровый организм, в природе и в истории не существует (Атлантида не в счёт). Каждое государство, в той или иной степени, страдает какими-то своими недугами, которые оно либо лечит, либо доводит до хроники. Но всё, что Государство делает, оно делает для себя, а не для вас. Если государство здорово, то значит, у вас есть все возможности, чтобы создать себе условия (читаем: микрофлору, подразумеваем общество), где вы построите себе дороги там, где без дорог вы погибнете, где вы не будете смотреть на вверенных вам больных и их родственников наглыми ненавидящими глазами, в которых обозначена сумма прописью, где вы не будете творить пакости, даже находясь на самых вершинах власти, потому что, всё это будет невозможно де-факто. Ибо оно возможно только в нездоровом организме, где «при определенных условиях все представители нормальной микрофлоры обладают способностью вызывать заболевания». Но всё это регулируется обществом, а не государством. Государство не может и не обязано регулировать этические нормы своих граждан. Оно не может заставить людей любить и уважать друг друга, понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Оно не может сделать так, чтобы нянечка в больнице принесла больному воды, перекрестила его и погладила по голове. Оставаясь гуманным, оно не может создать на местах систему, при которой были бы невозможны махинации, множащие владельцев особняков в ниццах, потому что система – это люди. А поскольку и те, кто стоит у самых вершин власти, это плоть от плоти – та же нянечка и тот же покровитель несуществующих дорог, государство бессильно и перед ними, стоящими у самых вершин власти. У больного общества не может быть здорового государства. И когда уже поздно пить кефир, в ход идут антибиотики. А консилиум с умным видом углубляется в тему «курица или яйцо?».
Тэги: |
|