Сага о школе (часть 3) |
М. М. ШПЕЙЗЕР, А. Д. ТАБАЧНИК |
27 Февраля 2023 г. |
Залогом качественного образования была синхронизация получаемых знаний по разным предметам посредством идеологии. Факты, узнаваемые учениками на уроках физики, перекликались со сведениями, полученными при изучении химии и математики, увязывались через доминирующие в обществе идеи. Ранее:Таким образом новые понятия и термины вводились параллельно, что помогало структурировать знания и формировать у детей целостную картину мира, хоть и идеологизированную… Оценки по предметам соответствовали полученным знаниям. В СССР не боялись ставить двойки и тройки даже за год. Двоечника могли оставить на второй год: это был не только позор перед другими детьми, но и мощный стимул – взяться за учебу. Оценку нельзя было купить: приходилось учиться, ведь по-другому заработать отличный результат было невозможно.
Система образовательного процесса обеспечивала не только бесплатное обучение (дневное и вечернее), но и государственное бесплатное обеспечение учебниками и учебными пособиями, учебным инвентарем. Практиковалось бесплатное пользование библиотечной литературой. Отсутствие возрастных, национальных и социальных ограничений на всех стадиях обучения осуществлялось повсеместно, исключая те сферы государственной безопасности, которые диктовались политической целесообразностью… Четкая организационная структура системы образования, согласованная между всеми звеньями, принципиально отличала советскую систему от британской и американской. Все это позволяло точно спланировать вектор обучения и последовательно добиваться поставленной цели: выявлять истинные способности учащихся и предоставлять им личную свободу выбора профессии и реализации своих устремлений. Подготовка молодой личности по такой технологии образования в сочетании с соответствующим идеологическим воспитанием была очень выгодна государству и народу, так как обеспечивала стремительный рост научно-технического прогресса и развитие экономики и культуры. Этому способствовало и четкое программное обеспечение всех звеньев образовательного процесса, порядка оценок и уровня достигнутого образования и высокие дисциплинарные требования к учащимся и преподавателям. Быть учителем считалось почетным. Для этого были основания. К личности учителя в советской школе предъявлялись высокие требования. Преподавать шли люди, окончившие вузы и имевшие внутреннее призвание обучать детей. Такая ситуация сохранялась до 1970-х годов. Учителя имели сравнительно высокие зарплаты даже по сравнению с квалифицированными рабочими. Педагог в советской школе – это образ с высоким социальным статусом, престижная профессия. Учителей уважали и относились к их профессии как к ценному и общественно значимому труду. О школе снимали фильмы, слагали песни, представляя в них педагогов как интеллигентных, честных и высоконравственных людей, на которых нужно равняться. Но ближе к перестроечным годам ситуация стала меняться. Снижению авторитета учителя способствовало развитие капиталистических отношений. Установка на материальные ценности, которые теперь стали более достижимыми, сделали профессию педагога малодоходной и непрестижной, что повлекло за собой нивелирование истинной ценности школьных достижений. Требования к педагогам и уважение к этой профессии стали, увы, снижаться… Система шефства и опеки в СССР была неоспоримым преимуществом. Слабый ученик не оставался один на один со своими проблемами и неудачами. Отличник брал его под свое попечение и занимался, пока двоечник не добивался успехов… (Без ложной скромности, скажу, что и Мара Мойсеевна, и я, как бывшие отличники, шефствовали над неуспевающими одноклассниками…) Для сильных детей это тоже была хорошая школа: чтобы объяснить предмет другому ученику, им приходилось детально прорабатывать материал, самостоятельно учиться применять оптимальные педагогические методы. Система помощи старших младшим воспитала множество советских ученых, педагогов, которые впоследствии стали лауреатами престижных международных премий. Кроме того, существовала тесная связь учащихся и преподавателей с общественной жизнью страны – в политике, экономике и в особенности – в культуре. Нормой были экскурсии школьников со своими учителями в музеи, на подшефные предприятия, участие в праздничных демонстрациях, в различных фестивалях, олимпиадах и спортивных соревнованиях… Были обеспечены равные условия для всех. Хотя партийная верхушка, как правило, отдавала своих детей на обучение в так называемые элитные школы со специальным подбором учителей, повышенным материальным комфортом и бОльшим разнообразием занятий и учебных дисциплин, абсолютное большинство советских детей и юношей обучались в примерно равных условиях. Здесь нельзя не отметить поистине героический труд сельских учителей, которые в по-прежнему нищих колхозных условиях растили будущих выдающихся полководцев, литераторов, деятелей науки и искусства… Общественный статус и материальное положение родителей ученика практически никак не влияли на результаты в школе. Все дети находились в равных условиях, учились по одной программе, поэтому дорога была открыта для всех. Школьных знаний было достаточно, чтобы поступить в вуз, не нанимая репетиторов. Обязательное распределение после института хоть и воспринималось порой как нежелательное, но гарантировало вчерашнему студенту работу. Такое положение после государственного переворота 1953 года начало медленно меняться, и уже к 1970-му более «равными» стали дети партократов – «те, кто равнее» получали места в лучших заведениях, многие физико-математические, языковые школы таким образом стали вырождаться в «элитарные», откуда уже нельзя было нерадивого ученика просто так убрать, поскольку его папа был «большой человек». В общественное стала глубоко укореняться и заволакивать детское сознание некая невидимая, но могучая сила – «б л а т», который, по народной молве, стал выше наркома. Симптомы этой уродливой болезни впоследствии вместе с другими моральными болячками сильно скомпрометировали не только образовательную систему, но и весь социалистический строй. Однако советское учительское сообщество стойко держалось своих моральных принципов и старательно оберегало детей от тлетворного влияния надвигавшейся прагматики отношений… Упор делался не только на обучение, но и на воспитание. Советская школа охватывала свободное время ученика, интересовалась его увлечениями. Секции, внеурочные занятия, которые были обязательными, почти не оставляли времени на бесцельное времяпрепровождение и порождали интерес к дальнейшему обучению в различных областях. В советской школе, кроме обязательной программы, регулярно проводились факультативы для желающих. Дополнительные занятия были бесплатными и доступными для всех желающих. А стипендия, составлявшая почти треть от средней заработной платы страны, зависела только от успеваемости студента! Перечисленные достоинства советской системы образования сделали ее всемирно конкурентоспособной. Благодаря ей СССР вышел в 1960-х годах на первые строчки в рейтинге самых образованных государств мира. Страна занимала лидирующее место по востребованности своих специалистов, чьи знания, опыт и навыки высоко ценились. Благодаря этому стали возможны высокие достижения советской науки, техники и экономики: впервые в мире запущен искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года первый космический полет совершил наш советский человек – Юрий Гагарин, впервые в мире был освоен «мирный атом»: пущена первая в мире атомная электростанция в городе Обнинске Калужской области, в 1959 году впервые в мире спущен на воду советский атомный ледокол «Ленин»… За этими выдающимися достижениями был героический труд всего советского народа, и мы всей душой радовались и гордились такими свершениями!.. Советские школьники побеждали на всевозможных олимпиадах. Уникальным превосходством «гомо советикуса» (советского человека) над остальным миром было многолетнее мировое чемпионство наших выдающихся шахматных гроссмейстеров, воспитанных в советских школах и дворцах пионеров. Все эти достижения возникали, несмотря на то, что общее образование в СССР утвердилось позднее, чем в западных странах, практически – на целый век… Советской системе образования удалось, на наш взгляд, подойти вплотную к решению важнейшего философского и политического вопроса: о соотношении коллективизма и индивидуализма в реальном жизненном пространстве. Наша советская школа сумела на волне революционных побед и последующих огромных социальных достижений добиться коллективного единства целей у подавляющего большинства молодежи и вместе с тем – стойкого ощущения достижимости этих целей!.. Нельзя не сказать и о недостатках советского образования. Главным из них была избыточная идеологизация, внушавшая уверенность абсолютного благополучия в своей стране… Проводником коммунистической идеологии был один из важнейших школьных предметов – история. Этот предмет по своей воспитательной значимости намного превзошел Закон Божий царских времен… А началась эта великодержавная имперская самоуверенность в глубинах истории, когда страна, столетие за столетием, расширяла свою территорию, увеличивая свое могущество военным путем и за счет, как нас учили в школе, якобы неисчерпаемых природных ресурсов… Да, победы приятны во всех отношениях, но они не должны нас опьянять, лишать нас скромного достоинства и не доводить до эйфории и кликушества!.. ЭпилогО роли учителей много написано и сказано. И тем не менее тема школьного воспитания не перестает быть актуальной, ибо оно определяет будущее всего человечества… В таком ракурсе исповедь Мары Мойсеевны Шпейзер является не только своеобразным личным отчетом перед обществом о не напрасно прожитой жизни, но и обстоятельным и доказательным примером эффективной «инженерии» молодых душ будущих полноценных граждан. Не следует думать, что героиня этого повествования считает идеальной ту школу и коллектив, которому она посвятила свою жизнь… Нет, все было куда сложнее, труднее и больнее… Было взаимное непонимание среди части педагогов, были несогласия с решениями руководства, была, чего уж тут скрывать, – зависть и неприемлемость довольно жесткой дисциплины в отношениях к ученикам и между преподавателями… Все это, как говорится, – «имело место быть»… Но это все преодолевалось доброй волей, логикой и убеждением, без эксцессов, так как кругом были дети – свидетели наших отношений, с которых они брали пример. Думается, что данное повествование вызовет определенный интерес не только среди преподавателей и родителей школьников, но и тех руководителей высокого уровня, которые ответственны за политику воспитания молодого поколения. Сегодня острейшим образом стоит дилемма – каким нынешней власти представляется и должно быть наше общественно-государственное устройство в ХХI веке: авторитарным государством с ограниченными правами и свободами граждан и огромным имущественным разрывом между богатейшими и беднейшими слоями населения или социал-демократического типа – с достаточно весомым средним классом, развитой рыночной экономикой и миролюбивой международной политикой… Эту историческую дилемму нынешнее руководство страны пыталось отобразить в обновленной Конституции Российской Федерации, но суровые реалии жизни, увы, отодвинули Конституцию на неопределенное время… А время не ждет!.. Оно неумолимо: сегодняшнее школьное поколение – это наше будущее. Что посеем – то и пожнем… Так что, господа политики, историки и преподаватели, воспитывая нашу молодежь, будьте правдивы, честны и благоразумны! А Мара Мойсеевна Шпейзер, заслуженная учительница СССР, удостоенная многих наград и почетных грамот, отягощенная ныне грузом почтенного возраста и проблемами здоровья, по-прежнему внимательно следит за пульсом общественной жизни нашей страны и душой болеет за школьное образование…
|
|