Сага о школе: Год учителя |
А.Д.Табачник, М.М. Шпейзер |
18 Февраля 2023 г. |
Помню, был такой случай: мне позвонила мама ученика и рассказала, что Сережа собирался в школу, но пришел пьяный отец, разорвал его тетрадь и не пускал на занятия. Мальчик выпрыгнул в окно и побежал к школе. Мама забеспокоилась, что дежурные у входа могут его остановить, так как он без формы и без сменной обуви. Ранее:Я встретила мальчика у входа, успокоила его, дала тетрадь и ручку, чтобы он мог работать на уроках, предупредила учителей, чтобы не фиксировали на этом эпизоде внимание. Мы связались с руководством автобазы, где шофером работал отец Сережи, сообщили о происшедшем. Руководитель автобазы отреагировал сразу, предупредил Сережиного отца, что тот может остаться без машины, будет понижен в должности. Кроме того, над ним установили общественный контроль… А вот другой пример. В седьмом классе училась Галя Н. Она часто пропускала уроки, приходила в школу заплаканная. Я сообщила в инспекцию по делам несовершеннолетних, и мы вместе с сотрудником поехали посетить эту семью. Мы застали двух девочек и шестимесячного малыша. На вопрос: «Где мама?» – девочки рассказали, что малыш постоянно голоден, и они, чтобы накормить, покупают ему кабачковую икру. Оставлять детей там мы не могли и предложили поехать с нами; впервые на наших глазах дети бежали в машину впереди нас. Инспекция по делам несовершеннолетних Куйбышевского РОВД провела расследование и обратилась в суд с ходатайством о лишении родительских прав. Суд проходил в школе, куда мы пригласили родителей из неблагополучных семей. После заседания судья провела беседу об ответственности родителей. Девочек устроили в интернат, но к нашему великому огорчению малыш скончался в Доме ребенка… Классные родительские собрания стали проводить не для того, чтобы пожаловаться на детей, а только для решения вопроса об организации их досуга: о кружках, походах в театр, коллективных поездках на природу и т. д. Это помогло установить тесные связи учителей с родителями. Сейчас я часто слышу, что школа не должна заниматься семейными проблемами детей, но не могу полностью согласиться с этим. Я считаю, что мы, учителя, всегда должны стоять на страже интересов своих учеников. А когда узнаем о неблагополучии в семье школьника, должны бить тревогу, привлекать всевозможные инстанции, чтобы обеспечить нормальную жизнь ребенку… Мы решили, что классный руководитель должен знать, в каких условиях живет каждый ученик. Это очень помогало в работе не только классным руководителям, но и учителям-предметникам. Так, в шестом классе у учительницы математики не складывались отношения с ученицей. Маша часто приходила в школу грустная, невнимательная. Мы с инспектором по делам несовершеннолетних поехали к ней домой. Когда мы вошли в дом, а было 11 часов утра, Маша лежала в постели, укрытая одеялом, в руках у нее были учебники. В доме было холодно, ни кусочка хлеба, но девочка все же пыталась выполнять домашние задания. Классный руководитель быстро сходила в магазин, Машу накормили, а мы поехали на работу к ее маме. Она работала охранником, сидела в теплом помещении и обедала. На наш вопрос: «А что будет есть Маша?!» – она ответила: «Найдет что-нибудь…» Мы быстро подключили предприятие, руководство которого занялось воспитанием нерадивой мамы… Теперь к вопросу подготовки студентов-выпускников педагогического института к работе в школе. Раньше студенты в процессе обучения проходили так называемую пассивную практику. Преподаватели вуза присутствовали на уроках, помогали студентам в подготовке к уроку, анализировали весь процесс. Все это было в тесном содружестве с учителями школы, способствовало тому, что будущие учителя хорошо представляли работу учителя в школе. И еще: учителя во многом служат примером для ребят. Ученики, например, замечают, как молодые учителя одеты, как общаются между собой... Поэтому надо помнить, что учитель воспитывает детей не только своим словом и поведением, но и внешним видом, манерами и вкусами…» Как утверждал психолог Зигмунд Фрейд в своем психоанализе, любой дефект во внешнем воздействии на человека может разрушить еще несформировавшуюся молодую личность. Наиболее устойчивой и надежной платформой для молодого самосознания но, полагаю, еще недостаточно осмысленной современной властью, является школа и великая русская литература ХIХ и ХХ веков с ее переполненностью человеческими страстями, образами гениев и злодеев, русской природы оказали огромное воспитательное воздействие на многие поколения россиян. В советскую эпоху кто из нас не читал и не восхищался героем книги «Как закалялась сталь» Павкой Корчагиным?! Кто из нас не переживал и не восхищался героем рассказа Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» – боевым летчиком Алексеем Мересьевым?! Все это воспитывало в нас преданных граждан великой страны. К сожалению, современная молодежь редко интересуется классической русской литературой. Особую воспитательную роль играет русский язык. Кроме того что он неисчерпаемо богат наличием диалектов, жаргонов, идеоматики, чужеродных терминов и выражений, своих поговорок и пословиц, это необыкновенно живучий, образный, благозвучный и гибкий язык. Свою значительную лепту в патриотическое воспитание школьников вносил такой предмет преподавания, как история… Конечно, все утвержденные «наверху» «позолоченные» программы преподносили нам историю далеко не так, как это было на самом деле… Но тут уж вмешивалась политика, и мы, учителя, были бессильны… Обучение«…Как известно, образовательный процесс и система образования в СССР регламентировались государственными законами и рядом законодательных актов. Главным руководящим документом для школьного образования был Закон СССР об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР от 24.12.1958 г. В общем виде наша структура системы обучения школьников была организована и осуществлялась в следующем виде. 1). Усвоение основ знания классических естественных наук: математики, физики, химии, зоологии, ботаники, географии; гуманитарных наук: истории, литературы и искусства (русского языка и литературы, английского языка). Особое значение придавалось преподаванию истории нашей страны, особенно эпохи социализма…(В условиях капиталистического окружения и непрерывной борьбы за торжество коммунистической идеологии забота о мировоззрении подрастающего поколения являлась одной из важнейших задач КПСС…) 2). Трудовое обучение. По существу это был учебный предмет домоводство, вводящий учащихся в круг знаний и умений в области хозяйственно-бытового труда. Учащиеся с удовольствием занимались в организованном нами кружке «Умелые ручки». Руководила им учительница трудового обучения Ирина Николаевна Циховская. Мальчишки создавали интересные модели, стали участвовать в районных выставках. Циховская создала еще и кружок прикладного искусства. Вместе с ней включились в эту работу учителя начальных классов. На уроках домоводства ребят учили большому кругу дел повседневной жизни и быта семьи: соблюдению гигиены жилища, оказанию первой медицинской помощи, заготовке продуктов и приготовлению пищи, кройке, шитью, уходу за домашними растениями и животными и многому другому. В I–IV классах эти уроки проводились со всеми детьми – мальчиками и девочками, в V–VIII – только с девочками. Они изучали главным образом кройку и шитье; мальчики обучались столярному и слесарному делу, девочки постигали азы домоводства… Продукты для этих уроков школьники приносили из дома. Времена тогда были полуголодные, продукты в дефиците. Потому родители для уроков труда давали их неохотно. Большое внимание уделялось физической подготовке. Особенно увлекал ребят волейбол. Наша волейбольная команда регулярно участвовала в городских соревнованиях. Зимой особо популярными были лыжные походы по окрестностям Иркутска. Конечно, в те времена школы нашего города еще не располагали надлежащими помещениями и инвентарем для широкомасштабного детского спорта, как это было в Москве и других крупных городах, и по этой причине наши иркутские школьники могли рассчитывать только на возможности своих родителей…» В 1931 году постановлением правительства было создано ДОСААФ – добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Старшеклассники с энтузиазмом включались в новое физкультурное движение – ГТО: «готов к труду и обороне», охватившее к 1940 году около 25 миллионов юношей страны. В многочисленных программах обучения преподавались такие дисциплины, как легкая атлетика, стрельба из мелкокалиберной винтовки, прыжки с парашютизм и многое другое. Достижения советской системы образованияНельзя не отметить весьма большие свершения в области экономики и особенно культуры, реализованные под непосредственным руководством Сталина перед Великой Отечественной войной. Он прекрасно понимал огромную роль народного образования в строительстве социалистического общества. В советскую эпоху произошла радикальная реформа образования, которое стало всеобщим и доступным. Что же представляла собой советская система образования, о которой так уважительно говорили на Западе, и методы которой были заимствованы как в Японии, так и других странах? Вот цитата из выступления И. Сталина: «Необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития…» Все правильно: верно и точно была обозначена цель образования. Но вопрос о том, к какому развитию и какими средствами озадачить систему образования, остается до сих пор спорным… Обратимся к сталинской доктрине образования… Будучи генеральным секретарем компартии и виртуозным «кадровиком», генсек за короткий исторический период, не брезгуя методами, сформировал послушную, многомиллионную политическую структуру, опирающуюся на культ личности, в которой все руководящие должности занимали члены ВКП(б) – КПСС. Такая вертикаль власти гарантировала железную дисциплину и выполнение поставленных задач в исторически короткие сроки. Другим важнейшим фактором успехов было тщательное стратегическое командно-административное планирование и программирование почти всех социальных мероприятий. Среди них на первых местах были военно-промышленный комплекс и образование. Естественно, что доминирующей, тоталитарной, основой воспитательного процесса была идеология марксизма-ленинизма, которая нам прививалась с юных лет… Об огромной значимости образования для СССР хорошо знали видные государственные деятели капстран. Вот что сказал президент США Дж. Ф. Кеннеди 4 октября 1957 года, в день запуска СССР первого искусственного спутника Земли: «Космос мы проиграли русским за школьной партой!..» Вот как мне видятся главные достоинства советской системы образования. 1) Фундаментальность и разнообразие знания, достигаемые путем разностороннего обучения и синхронизации сведений, получаемых в результате изучения различных предметов (пусть и через идеологию…). Несмотря на то, что в советской школе выделялся мощный ряд ведущих предметов, среди которых был русский язык и литература, история, география, биология, физика, математика, изучение дисциплин, дающих системное представление о мире, было обязательным. В результате ученик покидал школьную скамью, имея практически энциклопедические знания. Эти знания становились тем крепким фундаментом, на котором можно было впоследствии воспитать специалиста почти по любому профилю. А. Д. ТАБАЧНИК, М. М. ШПЕЙЗЕР (Продолжение следует.)
|
|