НА КАЛЕНДАРЕ

С любовью о советской родине

Ю. М. КАРПЛЮК, ветеран труда, заслуженный радист России   
15 Декабря 2023 г.

Но память, мой злой властелин, все будит минувшее вновь!

С любовью о советской родине

Прочитав статью Е. Хохрякова «Патриотизм – доходный бизнес?», хочу продолжить дискуссию на тему: «Патриотизм и Родина» и поднять ряд проблем, волнующих наше поколение – детей войны. Прежде, чем писать об этом, необходимо напомнить, что такое патриотизм и Родина. Открыв словарь русского языка С. Ожегова, читаю: «Патриотизм – любовь к Родине и одно из глубоких чувств, закрепленное веками и тысячелетиями обособленных отечеств. И далее: «Родина – отечество, родная страна, в которой человек родился, исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой и населением». Патриотизм и Родина – это два чувства, неразрывно связанные родственными узами, как близнецы.

Нашему поколению выпало большое счастье родиться и жить в CCCР. Я до конца своей жизни буду считать образование СССР – 30 декабря 1922 года – днем рождения моей родины.

Родина, которая дала счастливое детство, бесплатное образование, медицину и достойную жизнь, была заботливой, как мать.

Помните у Жванецкого: «Она была суровой, совсем не ласковой с виду. Не гламурной. Не приторно любезной. У нее было на это времени. Да и желания не было. И происхождение подкачало. Простой она была. Всю жизнь, сколько помню, она работала. Много. Очень много. Занималась всем сразу и, прежде всего, нами, оболтусами. Кормила как могла. Не трюфелями, не лангустами, не пармезаном с моцареллой. Кормила сыром, простой колбасой, завернутой в грубую серую оберточную бумагу. Учила. Совала под нос книги, запихивала в кружки и спортивные секции, водила в кино, на детские утренники по 10 копеек за билет. Учила думать. Учила делать выводы. Сомневаться и добиваться. И мы старались, как умели. Капризничали и воротили нос. Взрослели, умнели, мудрели, получали степени, ордена и звания. Но ничего не понимали. Хотя думали, что понимали все. И снова и снова отправляла нас в институты и университеты. В НИИ. На заводы и на стадионы. В колхозы. В стройотряды. На далекие стройки. В космос. Она все время куда-то нацеливала нас. Даже против нашей воли. Брала за руку и вела. Тихонько подталкивала сзади. Потом махала рукой и уходила дальше, наблюдая за нами со стороны издалека. Она не была благодушной. Показной и щедрой, она была экономной. Бережливой. Не баловала бесконечным разнообразием заморских благ. Предпочитала свое, домашнее. Но иногда вдруг нечаянно дарила американские фильмы, французские духи, немецкие ботинки или финские сапоги. Нечасто и немного. Зато все они были отменного качества. Мы дрались за них в очереди. Шумно и по-детски восхищались. Она вздыхала молча, она не могла дать больше. И потому молчала. И снова работала. Строила. Возводила. Запускала. Изобретала. И кормила. И учила. Нам не хватало, иные роптали. Избалованные дети, еще не знавшие горя, мы ворчали, мы жаловались, мы были недовольны, нам было мало. Однажды мы возмутились. Громко. Всерьез. Она не удивилась. Она все понимала. И потому ничего не сказала. Тяжело вздохнула и ушла. Совсем. Навсегда. Вот так и живем с тех пор. Зато теперь мы знаем все: и что такое изобилие, и что такое горе. Вдоволь. Счастливы мы? Не знаю…» И в заключение он сказал: «Спасибо тебе, не поминай нас плохо. И прости. За все. Советская Родина!»

Разве можно сказать лучше этого о моей Родине?

На своем примере хочу показать, какой была для меня моя Советская Родина. Родился я в 1941 году, и все детство меня воспитывала еще и Родина: октябренок – пионер – комсомолец. В школе, помимо учебы, нас укрепляли физически. И редко кто из моих одноклассников тогда не имел спортивных разрядов, не сдал норм ГТО. Как это потом помогало нам в армии!

После демобилизации, в 1963 году, я поступил на работу настройщиком радиоаппаратуры на радиозавод, прошел путь от рабочего до замдиректора по качеству. В 1970 году окончил на вечернем отделении Политехнический институт, получил на заводе квартиру. То есть за 50 лет жизни в Советской Родине я получил достойную работу и бесплатно – образование, квартиру, регулярный отдых на курорте. А теперь скажи, дорогой читатель: после всего того, что дала мне Советская Родина, как не любить ее, не быть ее патриотом?

Сейчас в нашей стране патриотом, на мой взгляд, быть сложно. Ну как можно совместить капитализм и патриотизм? Как можно говорить о патриотических чувствах, если дети богачей и чиновников обучаются за пределами России, когда символом новой России стали глухие заборы, защищающие особняки элиты от взглядов «простолюдинов»?

А теперь о том, что волнует наше поколение. Первая проблема – это образование. Нужно возвращаться к советской системе, которая была лучшей в мире. Когда школьники той поры было грамотными, хорошо разбирались во всех сферах жизни, запоем читали. Это было благодатное время, когда культурный уровень советского народа был очень высок. Когда с детства народные сказки, вся система образования воспитывали в нас любовь, доброту, патриотизм.

Сегодня вроде стали опять внедрять в учебных заведениях патриотическое воспитание. Но нельзя забывать, что у нашей молодежи хватает и других «воспитателей», соперничать с которыми сложно, – это улица, интернет, кино, реклама.

Недавно узнал, что Министерство просвещения России собирается вернуть в школьную программу роман Н. Островского «Как закалялась сталь», «Молодую гвардию» А. Фадеева, «Русский характер» А. Толстова и ряд других книг. Идея замечательная. Но ее будет очень сложно внедрять в сознание современных школьников – идеология капитализма далека от советской.

Это Павка Корчагин мечтал жить для людей, даже жертвуя для этого собой, чтобы следующее поколение могло жить в радости и счастье. Большинству нынешних молодых людей, воспитанных при капитализме, все надо сейчас и лишь для себя. И за год-два иного не привьешь.

Это у нас в СССР патриотическое воспитание шло целенаправленно и постоянно – с октябрят, пионеров и комсомольцев. Как воспитывать патриотов, как объяснять сегодняшним школьникам, почему новая власть расстреляла советский парламент, к худшему изменила жизнь народа? Почему заводы и фабрики, гостранспорт и ГЭСы переданы в частные руки? Как объяснить молодым, что Горбачевско-Ельцинская камарилья действовала не только против советской идеологии, но и форм собственности, народа России с его тысячелетней историей, правами, традициями?

В итоге народ как единое целое распался и превратился в электорат, государство ослабло, доверие к нему упало, появилось безмерное богатство у малой части и бедность у значительной части населения. Все это подорвало доверие и к самой власти. И, самое страшное, с подачи этих новоявленных торгашей очернялось все родное и воспевалось забугорное. И вернуть все вспять, возродить молодым гордость к отечественному будет ох как нелегко.

Педагог, родившийся и воспитанный в капиталистической России, вряд ли сможет объяснить ученикам что-то внятно о том великом и сложном времени моей Советской Родины. На мой взгляд, нынешнему ученику нужен уже другой герой, герой его времени, нужны другие примеры и образы для подражания, ибо свершившиеся события и капитализм в нашей стране изменили взгляды на жизнь. Другими стали отношения, ушел в небытие коллективизм. И те идеи о равенстве и справедливости, о которых мечтал Павка Корчагин, уже, к сожалению, на мой взгляд, не будут основой сознания для современного человека. По крайней мере, в ближайшие десятилетия.

И еще одна не менее острая проблема, на которой я бы хотел заострить внимание наших читателей, это выборы представителей народа в органы власти. В те времена и нынешние. Считаю и буду считать, что выборы в Советском Союзе были более прозрачными и честными, чем сейчас. Кандидаты всех уровней представительной власти избирались на общих собраниях коллективами предприятий, институтов, медучреждений, шахт и т. д. Я это могу утверждать, так как лично принимал в них участие, был на протяжении многих лет председателем выборной участковой комиссии.

В состав Верховного Совета СССР входили трудящиеся всех слоев населения: рабочие, крестьяне, ученые, медики, шахтеры, военные – одним словом, люди труда и науки. И биография, трудовые успехи каждого были открыты любому желающему. (Кстати, депутатом Верховного Совета СССР была в 70-е годы и наша землячка, работница моего завода – токарь-револьверщик Галина Пуляевская.)

А теперь взгляните на сегодняшний состав Госдумы и тем более Совета Федерации. Там же нет ни одного человека труда – рабочего или крестьянина. Одни бизнесмены, начальники, олигархи да их ставленники. Чьи интересы будет защищать такой орган законодательной власти? То-то и оно! И народ наш все это прекрасно видит.

Или взять еще один аспект – всенародные государственные праздники.

Из истории знаем, что государственные праздники стал вводить еще Петр I, которые, по его понятиям, объединяли бы всех жителей России независимо от их национальности, вероисповедания, социального положения. Важность таких праздников хорошо понимали и коммунисты в СССР, да и руководители Российской Федерации. Вот совсем недавно мы отмечали самый молодой государственный праздник – «День народного единства». И он, вроде как, у нас прижился, в противовес прежнему названию – «День согласия и примирения».

А вот день рождения своей страны – «День Октябрьской Революции» нам почему-то запретили массово отмечать с 1996 года. А ведь он был настоящим днем единения всего нашего многонационального народа. В этот день на улицы выходили целыми городами. Это были массовые народные демонстрации, в отличие от нынешнего жалкого подобия. По своему размаху, величию, массовости он был сродни, пожалуй, лишь еще одному всенародному и любимому празднику – Дню Победы. Это один из главных праздников в истории человечества. Значение этого праздника очень велико. Он глубоко запал в душу. Это была радость, ликование и слезы матерей. Самое важное, что День Победы понятен и близок каждой семье, абсолютно органично в праздник День Победы вписался «Бессмертный полк» – потрясающий, поистине всенародный порыв, позволяющий каждому, в прямом смысле слова, прикоснуться к истории.

Третий по значимости для нас праздник – «День международной солидарности трудящихся – 1 Мая». Слова « Мир! Труд! Май!» мы помнили с детства, они до сих пор волнуют и согревают нам душу. Это был праздник гордости за нашу Великую Советскую державу, за ее успехи и достижения. Как радостно, с песнями и улыбками шагали в заводских, фабричных и студенческих колоннах с красными знаменами и транспарантами взрослые и дети. Мы и сегодня помним грандиозные послевоенные преобразования, которые свершились на нашей земле, особенно великую стройку века – БАМ. Нужно помнить, что главным оружием в борьбе за справедливость, гуманизм и социальные гарантии для всех слоев населения является солидарность. И пусть она будет символом нашей взаимной поддержки, крепнущего сплочения и борьбы за достойную жизнь и процветание нашей Родины.

Еще одна проблема в нашей сегодняшней стране – это квалифицированные кадры в управлении. Вспомните крылатую фразу И. В. Сталина «Кадры решают все». Разве она не верна? И не в этом ли корень зла нашей экономики? Меня всегда мучит вопрос: кто определяет профессиональный уровень людей во власти? По какому принципу формируется российское правительство?

Подразумевается, что это должны быть опыт, знания и умения, высокая квалификация, умение организовывать людей и вести их за собой. Вспомните правительство советской эпохи, того же Алексея Косыгина. Ведь не министр – глыба! Или министр нашей отрасли, радиопромышленности и связи Е. К. Первишин, который внес огромную лепту в развитие отрасли. Вот что он говорил о кадрах: «Если завод не выполняет Госплан, то это не вина директора этого завода, а моя, ибо я его назначил». Советские министры, действительно, были люди особой когорты, которые внесли огромный вклад в развитие народного хозяйства. Каждый министр был матерым специалистом, прошедшим путь через все ступени карьеры и на практике познавшим суть управленческой работы. А теперь взгляните на тех, кто в нынешнее время состоит на госслужбе или возглавляет крупнейшие предприятия. Достаточен ли у них профессиональный и жизненный опыт?

Вспоминается экс-министр экономразвития М. Орешкин, который для того, чтобы поднять уровень ВВП и снизить инфляцию до 3,5 %, всего лишь переподчинил Росстат своему ведомству. Или другой пример, когда высокий чиновник заявил: «Подорожание доллара для россиян не имеет значения, так как они покупают товары и продукты за рубли». Можно только удивляться безграмотности этого чиновника от власти. И тому, как он в эту власть попал.

В советское время все руководящие работники ежегодно проходили аттестацию, а кто ее не выдерживал, освобождались от занимаемых должностей. Почему это не практикуется сейчас? Потому и правят сейчас многими предприятиями, отраслями, а то и нашей экономикой в целом такие вот горе-руководители под руководством не менее горемычных чиновников. Хорошо по этому поводу сказал на международном экономическом форуме академик Н. И. Нигматуллин: «Чиновники проводят вредительские реформы. При социализме кончили диктатуру пролетариата, а сейчас получили диктатуру необразованного, бестолкового чиновничества».

Вот давайте честно ответим на такой вопрос – что погубило ту нашу страну и мешает нам развиваться сейчас? Разве не такие вот горе-руководители? Которые сначала предали мою советскую Родину, отреклись от социализма, а потом с помощью заокеанских друзей и новых реформаторов уничтожили в стране тысячи заводов, пустили под нож целые отрасли народного хозяйства. И ведь люди, которые совершили все эти деяния, так и не понесли никакого наказания. Более того – некоторые из них до сих пор определяют нашу экономическую политику. Разве они не должны были ответить за все это?

…Сейчас в нашей стране вроде как происходит переоценка ценностей, идет возврат к хорошему и забытому старому. В экономику и управление отраслями приходят новые люди – образованные, профессионально грамотные, болеющие за свою страну. И теперь у меня появляется надежда, что моя, пусть не советская, но Родина, начнет возрождаться, и когда-нибудь вновь выйдет по своему экономическому развитию на ведущие места в мире, а мы все будем жить в ней в достатке и радости.

  • Расскажите об этом своим друзьям!