Пропаганда как симптом войны |
30 Января 2015 г. |
Усиление пропаганды — первый признак возрождения "холодной войны". И было бы нечестно обвинять в активизации пропагандистской машины только Россию. С начала конфликта на Украине в этом засветились ведущие СМИ почти всех стран, так или иначе втянутых в споры между Москвой и Киевом. Пока в Европе бьют тревогу по поводу усиливающейся "российской пропаганды", в России открыто заявляют об "откровенной русофобии" в западноевропейских СМИ. Предвзятость, однобокость и прямое замалчивание тех или иных фактов стали общим местом в работе многих российских и зарубежных изданий. При этом эксперты говорят, что усиление пропаганды — мировой тренд, а долгосрочные пропагандистские кампании рассматриваются в данном случае как альтернатива прямым вооруженным конфликтам. Прошлый год ознаменовался началом "похода" российских СМИ на Запад. В основном в нем приняли участие государственные СМИ, напрямую финансируемые из федерального бюджета. Среди них — созданное на базе РИА-Новости агентство "Россия сегодня" под руководством Дмитрия Киселева. Согласно президентскому указу, агентство должно сосредоточиться на освещении международной жизни, чем оно и занялось, активизировав за границей сначала работу Russia Today, а затем запустив свой новый проект – "Спутник". Russia Today сумел в 2014 году существенно расширить свое присутствие за рубежом, в том числе в Аргентине, Франции, Германии и других странах. Вещание также начали радио РТ, документальный канал RТD на трех языках и другие иноязычные проекты. Правда, в некоторых странах, как, например, в Грузии и Прибалтике Russia Today пришлось столкнуться с организационными трудностями — местные власти и предприниматели просто отказывались предоставить радиочастоты или сдать в аренду офис. Проект "Спутник" включает в себя радио, информагентство и онлайн-СМИ, пока за границей открылось лишь девять его бюро, но уже в этом году должны быть запущены еще около 25 в разных странах мира. Менее активно развивает свою работу за границей сохранившее старый бренд агентство РИА-Новости. Тем не менее, в прошлом году оно открыло новый корпункт в Каире и запустило ленту новостей на арабском языке, а в этом году корпункты агентства также должны появиться в Пекине и Монтевидео. Кроме того, стартовала английская версия сайта агентства, посвященная событиям на Украине. Другое государственное информагентство — ИТАР-ТАСС также зарегистрировало в прошлом году в Роскомнадзоре для распространения за рубежом несколько журналов на английском языке — Maritime Show News, Naval Show News, Arms Markets, Arms Show News и т.д., хотя в России агентство сокращает штат и зарплаты сотрудникам. В "походе на Запад" участвует и ВГТРК, которая, как сообщалось ранее, планирует совместно с Минкомсвязи запустить в этом году международную версию российского телеканала "Культура", который будет рассказывать об истории и культуре России. Канал, как ожидается, для начала стартует в Китае. В свою очередь, РЕН ТВ, который контролируется близкой к Кремлю "Национальной медиа группой", ранее заявил о своем намерении запустить зарубежный канал REN TV International, который будет вещать не только на английском, но и на русском языках во многих странах мира. Заметно активизировались и контакты Москвы с русскоязычными СМИ за рубежом, в основном через структуры МИД и даже Госдуму. Предполагается, что для их поддержки создадут как минимум два фонда. Один из них уже возглавил спикер Госдумы Сергей Нарышкин, который ранее пообещал запустить интернет-ресурс, на котором будут публиковаться проживающие за рубежом русскоязычные журналисты. Не дремлет и Запад, хотя в отличие от России он пока так и не организовал полноценную работу новых СМИ, нацеленных на русскоязычную аудиторию, и предпочитает работать в основном через уже действующие информационные ресурсы вроде BBC, CNN, радио "Свобода", Голос Америки, DW, Euronews и т.д. Хотя, например, Германия планирует запустить в апреле новый новостной портал под названием DWNews, который, как заявляется, будет противодействовать в Европе "российской пропаганде" на английском языке. Кроме того, на днях открылся корпункт DW в Киеве. На Западе говорят, что основная проблема связана с недостатком финансовых ресурсов. Именно по этой причине в ЕС никак не могут договориться о запуске русскоязычного телеканала с целью контрпропаганды в странах "Восточного партнерства" (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина). Это предложение активно лоббируют Великобритания, Дания, а также страны Балтии, которые у себя дома борются с "российской пропагандой", просто приостанавливая работу русскоязычных телеканалов. Тем не менее, Европейская комиссия уже занялась разработкой коммуникационной стратегии "противостояния российской пропагандистской кампании". Европейские чиновники говорят, что обеспокоены неправильной, по их словам, интерпретацией целей европейской политики, но заниматься контрпропагандой якобы не намерены. Сможет ли битва за умы предотвратить перерастание "холодной войны" между Россией и Западом в "горячую", покажет только время. Пока она лишь возродила из пепла мифы и фобии времен противостояния СССР с США.
|
|