По антиамериканизму Россия обгоняет СССР, считает американская газета |
10 Марта 2015 г. |
Москва — Вы думаете, антиамериканские настроения были чрезвычайно сильны в Советском Союзе? Приглядитесь к современной России. Спустя год гневной риторики, которая звучала в российских СМИ, уровень антиамериканских настроений достиг своего пика с момента начала изучения этого вопроса центрами общественного мнения. Начиная с простых уличных торговцев и заканчивая чиновниками Кремля, по всей стране прокатилась мощная волна антиамериканизма, по своей силе превышающая все, что мы видели прежде. Негодование достигло своего пика после убийства критика Кремля Бориса Немцова. Спустя всего несколько часов после этой трагедии возникло множество теорий заговора, согласно которым его убийство стало попыткой ЦРУ дискредитировать Россию. (В воскресенье, 8 марта, двум гражданам Чечни было предъявлено обвинение, а трое других были задержаны для выяснения степени их причастности к убийству Немцова.) Сейчас в России становится все более популярным движение, сторонники которого отказываются от одежды западных брендов в пользу одежды цветов российского флага. Предпринимаются попытки вытеснить Coke газированными напитками отечественного производства. Россияне крайне недовольны тем, что Запад ввел против их страны санкции. Они также испытывают своего рода восхищение теми методами, которые Вашингтон якобы использует, чтобы разжигать беспорядки в России и на Украине. Этот гнев является серьезной проблемой для американских политиков, которые пытаются обратиться к пока еще дружелюбно настроенным россиянам, которых с каждым днем становится все меньше. Кроме того, он в значительной мере ограничивает их возможности повлиять на процесс принятия решений в России спустя год действия санкций. Согласно результатам опроса «Левада-центра», более 80% россиян в настоящее время негативно относятся к США: за прошедший год эта цифра выросла более чем в два раза, став самым высоким негативным рейтингом с момента начала проведения подобных опросов этим аналитическим центром. Убийство Немцова, самое резонансное политическое убийство за те 15 лет, которые Владимир Путин провел у власти в стране, стало очередным мощным ударом по прозападным силам в России. Немцов старался быть политиком западного образца и за свою карьеру успел нажить огромное множество врагов, которые презирали его за это. Антизападные настроения усилятся еще больше, если президент Обама примет решение предоставить украинской армии смертельное оружие. Цель этого шага заключается в том, чтобы «увеличить затраты» на вторжение России на Украину, повысив боевой потенциал украинской армии. Но даже самые убежденные критики Путина говорят, что они не могут поддержать такое решение американского президента, потому что это будет стоить России жизни множества ее солдат. «США проводят геополитический эксперимент, используя людей в качестве подопытных кроликов», — сказал в прошлом году Сергей Михеев, директор Центра политической конъюнктуры, во время популярного токшоу на Первом канале. Его обвинения, которые из него вытянул ведущий, настаивавший на том, что врага нужно хорошо узнать, являются типичными для риторики российских СМИ. «Они относятся ко всем одинаково, угрожая не только мировой стабильности, но и существованию всех людей на планете», — добавил Михеев. Советская риторика была официально антизападной, но она не могла задушить любовь россиян к Beatles и стремление послушать свежие новости радиостанции «Голос Америки». А после развала Советского Союза в 1991 году эти позитивные чувства стали бить через край. Однако список предположительных оскорблений со стороны США формируется уже на протяжении довольно длительного периода времени — особенно заметно это стало после того, как в 1999 году США и НАТО нанесли бомбовый удар по Сербии, союзнице России. Потом была война в Ираке, расширение НАТО и российско-грузинский конфликт. И каждый раз в периоды этих событий в России наблюдался незначительный всплеск антиамериканских настроений, который обычно спадал так же быстро, как и возникал. Путин сделал все возможное, чтобы усилить их после протестных демонстраций конца 2011 и начала 2012 года, в организации которых он обвинил Госдепартамент. Однако только в прошлом году, когда на Украине начался масштабный кризис, антиамериканизм охватил даже тех, кто прежде охотно покупал билеты на самолеты до Майами и Лос-Анджелеса. Простые россияне, которым российские телеканалы — главный источник информации для 90% жителей России — последовательно навязывали антагонизм, начали испытывать все большее разочарование. И этот гнев, по словам обозревателей, сильно отличается от тех всплесков недовольства, которые наблюдались в прошлом, распространяясь быстрее и охватывая все новые слои общества. Годы предполагаемых унижений «привели к укреплению антиамериканизма на уровне народных масс, чего прежде не существовало», как сказал Владимир Познер, журналист, который в течение двух десятилетий был уважаемым представителем Советского Союза в США. Позже он посвятил много времени тому, чтобы рассказать о США в России. «Мы не любим американцев, и так происходит, потому что они нахальные, они считают себя уникальными и никого вокруг не уважают». По России стремительно прокатилась волна антиамериканских мер, от весьма символических до вполне реальных и значимых. В некоторых кафе в Крыму перестали обслуживать американцев. Активисты проецировали расистские изображения Обамы с бананом в руках на одну из стен американского посольства в Москве. Россияне с энтузиазмом обменивали одежду западных брендов на футболки с изображением ракетной установки «Искандер» и подписью: «Санкции? Не смешите мои Искандеры». «Такая антизападная пропаганда радикальным образом изменила атмосферу в обществе, — сказал Лев Гудков, директор «Левада-центра». — Она стала милитаристской». Многие россияне вспомнили о глубокой обиде, причины которой заключаются в том, что, несмотря на все их попытки встать на западный путь развития после распада Советского Союза, они видели только трудности и унижения. «Начиная примерно с 1989 года мы полностью переориентировались на Запад. Мы видели в них наш будущий рай. Мы ждали, что, как только мы выполним все их требования, станцуем для них, они, наконец, обнимут и поцелуют нас, и мы испытаем блаженство», — объяснил Евгений Тарло, член верней палаты российского парламента, на одном из токшоу. Вместо этого, по его словам, Запад пытался уничтожить Россию. Антиамериканизм мешает американской культуре проникать в Россию при помощи ее традиционных средств — инструментов мягкой силы, таких как фильмы, музыка и образование. В прошлом году российские законодатели положили конец программе обмена учащимися старших классов, которая успешно работала на протяжении 10 лет и которая давала самым талантливым российским школьникам возможность учиться в американских школах. Кроме того, сегодня в России с каждым днем остаетсят все меньше американских деятелей искусства. В частных беседах западные дипломаты также признаются, что их перестали приглашать на конференции и встречи, лишая их, таким образом, возможности объяснить позиции своих стран россиянам. А россияне, работающие в местных представительствах западных компаний, говорят, что их друзья и соседи все больше сомневаются в их патриотизме. Ряд руководителей крупный компаний уже предупредили о том, что Россия рискует надолго остановить свое экономическое развитие подобной гневной самоизоляцией. «Меня беспокоит то, что текущий кризис может вовлечь Россию в определенную историческую конфронтацию, надолго затормозив развитие страны во всех сферах», — сказал бывший министр финансов России и союзник Путина Алексей Кудрин в своем интервью агентству ИТАР-ТАСС. Но всего лишь единичные голоса в лавине антизападного гнева. «Правительство знало, что культивировать антизападные настроения очень легко и что легко также консолидировать российское общество посредством этой пропаганды», — считает Мария Липман, независимый политический аналитик из Москвы, специализирующийся на изучении антизападных настроений. Даже рестораны McDonald's — одно из главных воплощений мечты россиян о западной жизни — стали жертвой нападок властей в связи с предположительными нарушениями санитарных норм. Некоторые из ресторанов этой сети, расположенные в самых людных местах, были вынуждены временно закрыться. Когда они вновь открылись, компания McDonald's запустила рекламную кампанию, в которой она сделала акцент на своей 25-летней истории работы в России и местных связях, умолчав о том, что Золотые арки являются символом Америки. На прошлой неделе в центре Москвы появился рекламный щит McDonald's, на котором было написано: «Сделано в России, для россиян».
|
|