НА КАЛЕНДАРЕ

Кто спасет людей от новомодных средств передвижения?

Наталия Лангаммер, sobesednik.com   
26 Августа 2022 г.

Электросамокаты, гироскутеры, сегвеи заполонили тротуары и дороги. Они летают со скоростью четырёхколесных спорткаров, хотя у самих всего два колеса, а то и вообще одно. Прохожие шарахаются от них, как от чумы. Если успевают, конечно.

Кто спасет людей от новомодных средств передвижения?

В городе Вольске Саратовской области 8 августа на улице Речной 39-летний мужчина на электросамокате устроил ДТП. В результате столкновения он скончался от полученных травм.

5 июня в Москве после столкновения с электросамокатом умерла 83-летняя москвичка.

11 июня на ВДНХ юноша на моноколесе наехал на 5-летнюю девочку. С сотрясением мозга, переломом лобной кости и ключицы её увезла скорая.

14 июня на столичной улице Маршала Катукова погиб мужчина, управлявший гироскутером. Он ударился о кузов иномарки.

В Ижевске 24 июня молодой парень на электросамокате сбил 7-летнего ребёнка, которого увезли в реанимацию.

Продолжать дальше? Цифры пугают. Страшная статистика. За первые несколько месяцев 2022 года в авариях с электросамокатами, моноколёсами, сегвеями и другими средствами индивидуальной мобильности (СИМ) погибли шесть человек, 382 получили ранения – следует из отчёта Научного центра безопасности дорожного движения МВД России.

Эти новомодные средства передвижения неожиданно быстро заполонили города. Хотелось сказать «улицы», но это будет неточно. Если сказать «тротуары», снова ошибусь. Они везде. А законодательство пока не регламентировало это явление. И проблема не находит решения вот уже 100 с лишним лет. Удивились?

Электродедушка

Нет чёткого ответа, кто и когда первым изобрёл велосипед. Версий много. С электровелосипедом можно построить такую логическую цепочку: первый электромотор появился в 1740 году. Первая свинцово-кислотная батарея – в 1859-м. А в 1881-м гениальная конструкторская мысль объединила велосипед, электромотор и батарею. В результате в США родился электросамокат, который назвали «автопедом».

У новой техники сразу же появились почитатели, преимущественно состоятельные граждане. Понравилось изобретение и феминисткам. На одной из первых фотографий автопеда 1916 года запечатлёна дама в платье – Флоренс Норман, суфражистка и активистка. Она едет на работу на своём автопеде. Снято, словно сегодня! Однако транспорт был дорогой, не окупался. И вскоре мода на автопеды прошла. Но не исчезла идея.

Время первых

Первый штраф водителю электросамоката был выписан в июле 1939 года в Нью-Йорке. Питер Минтон ехал на нем по бульвару Рокавей-Бич. Его остановил полицейский, выписал штраф и повестку в суд. Потому что водителю было 16 лет и он не имел водительского удостоверения.

Современный бум начался тоже в США. Ровно век спустя – в 2017 году, когда появилась услуга дешёвого проката самокатов.

Приглашение на «Титаник»

За последние 10 лет улицы городов Америки, Германии, Франции и России стали реально похожи на то, что показывали в фильмах о будущем лет 30 назад. Не хватает только летающих досок – ховербордов с антигравитаторами.

140 км/ч – рекорд скорости электросамоката модели Rion2 RE90.

А сколько уже Кейт и Леонардо стало на улицах? «Титаник» помните? Она стоит впереди, он за её спиной, только не на огромном корабле, а на маленьком каршеринговом электросамокате. Хотя скорость, наверное, такая же, если не больше. Ветер в лицо, её шарф на шее и подол платья развеваются. Романтика! Почти полёт! Частенько «летают» уже втроём, всей семьёй!

Взрывоопасное дело

А теперь о минусах...

Знаете, как иногда полыхают квартиры владельцев СИМ из-за взрыва литиевого аккумулятора электросамоката или гироскутера? Причина банальна: производители стараются впихнуть как можно больше энергии в аккумуляторную батарею. Ведь чем мощнее аккумулятор, тем быстрее едет агрегат, тем дороже его цена. Только и опасность выше. Если аккумулятор СИМа сильно нагревается – жди беды. Критическая температура – 70ºС. Выше – литий вступает в саморазгоняющуюся реакцию с электролитом, и дальше – взрыв.

Остальные проблемы связаны с человеческим фактором. Кажется очевидным, что, катаясь на одном самокате вдвоём или втроём, люди подвергают себя риску в два или в три раза большему. Самокат становится неустойчивым, тянет нагрузку выше допустимой. Кикшеринговые компании планируют ввести штрафы за то, что ездят на электросамокатах целыми компаниями. Разработана технология гораздо сложнее, чем просто определение веса наездника. «Скорее всего мы будем технически снижать скорость самокатов. В случае повторения – наверное, штрафовать или блокировать аккаунт», – говорит пресс-секретарь Whoosh Юлия Камойлик.

«Мебель» на тротуаре

Не секрет, что в тесном помещении – например в автобусе, где человек не может сохранять своё привычное личное пространство, где нет дистанции между людьми – мы защищаем себя, начиная воспринимать окружающих как мебель.

Вероятно, так же ощущают пешеходов на тротуаре электрогонщики. Они рассекают толпу, маневрируют между людьми, пугая пожилых и вызывая всеобщее возмущение. Раздражение уже достигает пика. Известны случаи, когда самокаты поджигали или топили. Ещё бы! Для ездоков хоть и риск, но есть удовольствие. Для прохожих они – ужас, летящий на маленьких и быстрых крыльях-колёсах.

С этим пока ничего нельзя поделать. По закону человек на самокате и просто идущий пешком – пешеходы. Даже если он на колёсах и быстро едет. Даже если задел, сбил, травмировал, по закону эти ситуации рассматриваются как столкновение двух пешеходов.

Юридический статус моноколёс, электросамокатов и подобных гаджетов обсуждается уже больше трёх лет. Как минимум, их необходимо выделить в отдельную категорию. ГИБДД и Министерство транспорта подготовили проект поправок в ПДД, которые вызывают споры.

Председатель Союза пешеходов Владимир Соколов пояснил:

– Те поправки, которые разработаны, дают участникам движения на СИМ практически все права, им всё можно, но при этом они ни за что не отвечают. Мы стараемся остановить процесс, который удобен каршеринговым компаниям. Предлагаем сильно ограничить скорость движения СИМ. Сейчас планируется – до 25 км/час. При этом проведённые исследования показали: даже на скорости 20 км/час при столкновении пешеход получает ускорение в районе 8G – это смерть.

В идеале для передвижения электросамокатов и им подобных необходимы специальные велодорожки, которых в городах критически мало. При этом, чтобы сесть за руль автомобиля, мы учимся в автошколе, сдаём экзамены, получаем права. Нам запрещено пить за рулём. Мы пристёгиваемся. И соблюдаем кучу других мер предосторожности. Чтобы ехать со скоростью машины на маленьком электрокате, не нужны ни права, ни справка о состоянии здоровья. Не нужно вообще ничего.

Так что проблема со средствами индивидуальной мобильности сегодня – это пока проблема только внутренней культуры. А с ней, как показывает практика, у нас беда.

Культура вождения у электросамокатчиков, гироскутерщиков и других приверженцев новомодных средств передвижения оставляет желать лучшего. Но и строгие регламенты от властей для средств индивидуальной мобильности и тех, кто ими пользуются, тоже нужны. Иначе происшествий с участием СИМ станет все больше. Очень страшно, особенно за детей и пожилых людей.

На нашем сайте читайте также:

Sobesednik.com

  • Расскажите об этом своим друзьям!