НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Извините за выражение

27 Апреля 2015 г.

girl 2

На днях, гуляя по парку в своем жилом микрорайоне Борисово, я наблюдал такую сценку. Пишет "Российская Газета".

Девочка, примерно десяти лет, за какую-то шалость шлепнула своего братика, примерно трехлетнего возраста. Стоявший рядом их папаша меланхолично заметил:

- Что ты его, ...., со всей силы бьешь!

На месте точек папаша употребил то самое слово, которое Лев Толстой вкладывает в уста героини "Воскресения" Кати Масловой, когда она объясняет Нехлюдову свой социальный статус, чтобы он не слишком усердствовал в ее нравственном возрождении: "я каторжная, б...., а вы барин, князь, и нечего тебе со мной мараться".

Больше всего поразило меня не то, что отец выругался при своих детях, а то, что он сказал это очень просто и очевидно не понимая того, что сказал и кем назвал свою малолетнюю дочь. Папаша был прилично одет, несомненно трезв и выглядел вполне социально успешным мужчиной. Прилично были одеты и его дети. Рядом была детская площадка, и там гуляло много народа.

Я подумал: вмешаться? Объяснить мужику, что он дико себя ведет? Но как это сделать? При его же детях? Отвести его в сторону? Дятел объясняет дятлу, как ему вести себя в своем гнезде. В общем, я ничего не сделал. Наверное, я поступил неправильно.

Не мной одним замечено: мат звучит в публичных местах все чаще и чаще. Он перестал быть средством особой выразительности, как бы к этой выразительности не относиться. Определение мата: "Типичным применением является речевая агрессия в направлении конкретного адресата, которого матерящийся хочет обругать или оскорбить", - давно является устаревшим. Архаичным стало и выражение "кричать благим матом". Мат в публичной речевой практике стал обычным междометием или заполнителем пауз.

Еще я заметил, что в общении разнополой молодежи он стал просто обозначением того, что это конкретное матерное слово и обозначает. То есть смысл матерного слова стал равен его естественному смыслу. Возмущаться против этого совсем трудно, потому что "приличные" заменители этих слов, вроде "мужской половой орган" или "женский половой орган", звучали бы в живой человеческой речи, а тем более молодежной, совершенно противоестественно. И если уж разнополая молодежь, не стесняясь, обсуждает между собой эти проблемы, то ежику понятно, что она будет использовать самые точные и короткие слова. Собственно, это проблема тенденции "унисекса": если раньше мальчики и девочки матерились раздельно, то теперь они делают это сообща. Но если они сообща обсуждают эти проблемы, то какой смысл требовать, чтобы они говорили о них каким-то сложным, вычурным языком, используя многоступенчатые эвфемизмы? Можно негодовать против тенденции, а не против языка.

На фоне этого все попытки ограничения и даже запрета мата в сфере искусства и литературы мне тоже представляются архаичными, при том, что я ревностный сторонник этих ограничений. Я никогда не соглашусь с тем, что мат необходим, например, писателю. Все доводы о том, что мат делает язык персонажей более достоверным, смешны. У нас есть великая литература о войне, в которой совсем нет мата, хотя представить себе, что люди не матерились в окопах, в госпиталях или в рукопашной схватке, невозможно.

Более существенный довод: мат нужен как средство художественной выразительности. Да просто как художественный прием. В самом деле, нельзя представить язык Владимира Сорокина или Виктора Ерофеева без мата. Запретить им его употреблять равнозначно тому, чтобы их самих запретить как писателей. Не говоря о том, что это неправильно, это, повторяю, архаично. Это уже было. И это, в частности, стало причиной, что их с жадностью читали.

"Я буду использовать матерное слово, если буду чувствовать, что оно мне необходимо", - говорит один современный писатель. Я провел эксперимент. Убрал из его текста все матерные слова. И... поневоле согласился с ним. Без этих слов фразы стали "провисать", из них исчезла некая энергия речи, они стали очевидно слабее звучать. Но на мой взгляд, это не проблема художественной речи в принципе, а проблема этого конкретного писателя.

У папы, ругнувшемся при своих маленьких детях, тоже свои речевые проблемы. Он же не хотел всерьез обозвать свою дочь на букву "б". Он хотел, чтобы она его услышала. Чтобы она, такая-рассякая, глупая девчонка, поняла, что сильно бить братика, который младше тебя, нельзя, неправильно - непедагогично!

И вот из двух-трех фраз, готовых в его голове, он интуитивно выбрал не "Полегче, дочка!", а то, что выбрал.

Прежде чем бороться с матом в сфере искусства и литературы, нужно понять, чего мы, собственно, хотим добиться. Загнать мат в подполье, в неблагополучные социальные сферы? Но, во-первых, очевидно, что нужно бороться с неблагополучием в социальных сферах, а не с его языковыми последствиями. Во-вторых, не секрет, что в стенах квартир говорят матом люди весьма образованные, с высшими образованиями и проч. Запретить мат в кино, театре, литературе? Зачем? Потому что это могут услышать дети? Потому что это храмы культуры? Или потому что это просто публичные места?

Прежде чем бороться с матом, нужно выяснить отношение к нему общества. Для этого надо это громко обсуждать. Например, лингвисты подсчитали, что основных матерных слов всего три. А производных от них - бесчисленное множество. Запретить три слова в публичном использовании очень легко. Понять, почему от них появилось такое количество производных - очень сложно.

Например, я знаю, как бороться с матом в сфере литературы. Нужно набирать матерные слова жирным курсивом. Или к каждому из них делать сноску: "Извините за выражение".

Поверьте, что через два-три года ни одного матерного слова в книгах не будет. Ни одного.

  • Расскажите об этом своим друзьям!