ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Интервью Генри Сардаряна EADaily по проблеме влияния зарубежных рейтингов на оценку эффективности российского образования

По инф. EADaily   
23 Декабря 2021 г.
Изменить размер шрифта

Интервью Генри Сардаряна EADaily по проблеме влияния зарубежных рейтингов на оценку эффективности российского образования

Уже не первый год российские ВУЗы сталкиваются с требованиями соответствия определенным критериям, сформированным частной британской компанией. Речь идет о Quacquarelli Symonds (QS) - британской компании, специализирующейся на анализе высших учебных заведений по всему миру. Компания была основана в 1990 году Нунцио Квакварелли.

Международный рейтинг QS — один из авторитетных международных рейтингов высших учебных заведений, который публикуется в сентябре каждого года по итогам исследований британской аналитической компании Quacquarelli Symonds, специализирующейся на образовании и обучении за границей. Всемирный рейтинг университетов QS World University Rankings, составленный глобальным научно-исследовательским консультационным центром, включает тысячу лучших университетов мира, оцененных по следующим критериям:

  • научная репутация (40%);
  • отношение численности преподавателей к численности студентов (20%);
  • цитируемость научных статей (20%);
  • репутация выпускников ВУЗа среди работодателей (10%);
  • отношение численности иностранных студентов к общему количеству (5%);
  • отношение численности иностранных преподавателей к общему количеству (5%).

Кроме основного списка вузов, QS составляет отдельные рейтинги по 28 предметным областям, лучшим факультетам, учебным заведениям в каждом крупном регионе (Азия, Латинская Америка, развивающиеся страны Европы и Центральная Азия, арабские страны, страны БРИКС). Рейтинги основываются на данных, хранящихся в базе издательского дома Elsevier, и системе подсчета цитируемости статей в научных журналах Scopus.

Нередко рейтинг QS подвергается критике в мировом академическом сообществе. По мнению многих ученых, он привязан к англоязычным высшим учебным заведениям и во многом зависит от мнения англоязычных специалистов. Последние годы список возглавляет Массачусетский технологический университет (MIT, США). В рейтинге QS самую высокую позицию (108 место) из российских ВУЗов занимает Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ).

Многие преподаватели отмечают, что получение достойного места в таком рейтинге зачастую связано с деятельностью, идущей вразрез со стратегическими национальными интересами России. Для академических кругов тема зависимости престижа отечественного учебного заведения и его финансирования от оценки, данной иностранным наблюдателем, является необычайно острой и вызывает массу несогласий. О том, чем грозит такая система оценок и какие есть альтернативы, EADaily рассказал член Общественной палаты, декан Факультета управления и политики МГИМО Генри Сардарян.

Интервью Генри Сардаряна EADaily по проблеме влияния зарубежных рейтингов на оценку эффективности российского образования

В ходе интервью были обсуждены вопросы о том, почему многие ВУЗы предпочитают подчиняться иностранным правилам, и как это отражается на системе образования. Генри Сардарян уточнил, что позиция российских ВУЗов относительно вышеупомянутого рейтинга не едина. Некоторые представители университетов и их руководство являются активными сторонниками того, чтобы ориентироваться на эти рейтинговые системы. В этом они видят для себя способ обрести дополнительный авторитет в глазах тех партнеров, на сотрудничество с которыми они нацелены. И в этом нет стремления подрыва национальной системы образования, они следуют своей модели развития, подчеркивает Г. Сардарян.

Для тех же университетов, которым приоритетно развиваться в России, квалификационные международные требования к преподавательскому составу могут оказаться трудно выполнимыми. В частности, публикации и цитирование в журналах из западных перечней. Такое центрирование интересов в сторону запада не находит совпадение с идеологическим настроем многих российских преподавателей и докторов наук.

Также Генри Тигранович объяснил прямую связь между возможностью университетов предоставлять бюджетные места для учащихся и участием в гонке за место в международном рейтинге. Дело в том, что финансирование учебных заведений, в том числе и российских, напрямую зависит от международной котировки ВУЗа. Соответственно, при не обеспечении большого количества цитирований и публикаций в западных журналах и игнорировании рейтинговой гонки, университет попросту не будет получать возможность предоставления бесплатного образования талантливым студентам. И от этой ситуации страдают как абитуриенты, которые должны будут финансово обеспечивать себя самостоятельно, так и сами ВУЗы, лишаясь способных студентов.

Декан Факультета управления и политики МГИМО поделился инсайдерской информацией, которая часто остается неизвестной для широкой аудитории. Дело в том, что за эти годы в университетах была создана целая инфраструктура, которая должна была обеспечивать рост количества публикаций и цитирований. На это выделялись огромные деньги, которые, с одной стороны, доплачивались сотрудникам за то, чтобы они обеспечили эти публикации, а с другой стороны, многие ВУЗы прибегали к консалтинговым услугам: привлекали представителей компаний, составляющих рейтинги, чтобы они рассказывали, как правильно писать статьи, на какую тему их лучше писать, как их публиковать и делать так, чтобы на них чаще ссылались.

Помимо вопроса о том, на что было бы лучше потратить эти средства, Генри Сардарян заостряет внимание на цели этих цитирований и публикаций. При этом он соглашается, что для отдельных профессоров / докторов наук освещение их работ в именитом издании может сыграть положительную роль для репутации в научном сообществе. Но у декана Факультета управления и политики МГИМО возникают опасения, что если единственной целью научной деятельности отечественного преподавательского состава станут публикации в журналах, одобренных частной британской компанией, то развитие нашей гуманитарной науки может быть поставлено под угрозу. Основные задачи научного сообщества на данный момент – это фундаментальные исследования, которые могут принести огромную пользу в решении социально-экономических проблем нашей страны. И если их подменить заданными темами для того, чтобы попасть на страницы определенных изданий, Россия может лишиться мощной научной поддержки.

Со своей стороны, сами эти журналы были неоднократно уличены в попытках фальсификации нашей истории, что ставит под ещё большее сомнение необходимость узкопрофильных специалистов (историков, политологов и других) участвовать в публикациях, отмечает Генри Тигранович. Также он поднял важный вопрос о необходимости составить по-настоящему международный рейтинг с участием различных стран-партнеров, так как сейчас 70-80% в списке лучших университетов занимают американские ВУЗы. Многие же европейские университеты не участвуют в подобном рейтинге, так как имеют собственные оценочные шкалы внутри своей страны. Так, разговаривая с руководством итальянского учебного заведения, Генри Тигранович выяснил, что они заинтересованы в рейтинге итальянского Министерства образования, на который ориентируются студенты их страны.

Также под вопрос необходимости траты ресурсов научного сообщества на гонку в рейтинге британской компании ставит его известность отечественным студентам. Согласно данным исследований социологического центра при Министерстве науки и высшего образования, об этой оценочной шкале университетов известно не более 15% иностранных студентов, принявших решение обучаться за рубежом. Следует обратить внимание, что эта цифра говорит не о тех, кто ориентируется в своих решениях на рейтинг, а просто осведомлен о нём.

Абсурдность сложившейся ситуации Генри Тигранович подчеркивает приведенным примером с Генри Киссинджером, известнейшим американским государственным деятелем, дипломатом и экспертом в области международных отношений, лауреатом Нобелевской премии мира. Так, несмотря на свой высокий статус и многочисленные награды, Г. Киссинджер не смог бы быть оформленным преподавателем на кафедру дипломатии – по оценочной шкале вышеупомянутого рейтинга ему бы не хватило квалификации.

Решением проблемы декан Факультета управления и политики МГИМО Генри Сардарян видит создание собственного всероссийского рейтинга университетов с объективными критериями оценки и считает абсолютно недопустимым участие в рейтинговых системах, при разработке методологии которых у России нет права голоса. Мнение частной зарубежной компании не должно быть решающим при формировании статуса отечественного ВУЗа, а обязательное участие в гонке за место в рейтинге представителей естественных и гуманитарных наук подрывает суть деятельности научного сообщества как такового.

Генри Тигранович уверен, что в России достаточно внутренних ресурсов и международных партнеров для того, чтобы стать одним из независимых мировых образовательных центров и сформировать новое видение высшего образования. При этом он уточняет, что не призывает к изолированию и отчуждению. Речь идет о переходе от ведомого чужестранным мнением института к самостоятельности и независимости, соответствующим статусу нашей страны. Формирование такого отечественного рейтинга декан факультета управления и политики МГИМО видит в достаточно скорой перспективе. Он утверждает, что необходимые специалисты уже есть — в рамках своей деятельности в Общественной палате он неоднократно общался с людьми, которые могут обеспечить на качественно более высоком уровне разработку методологии для такого рейтинга.

  • Расскажите об этом своим друзьям!