Интервью Генри Сардаряна EADaily по проблеме влияния зарубежных рейтингов на оценку эффективности российского образования |
По инф. EADaily |
23 Декабря 2021 г. |
Уже не первый год российские ВУЗы сталкиваются с требованиями соответствия определенным критериям, сформированным частной британской компанией. Речь идет о Quacquarelli Symonds (QS) - британской компании, специализирующейся на анализе высших учебных заведений по всему миру. Компания была основана в 1990 году Нунцио Квакварелли. Международный рейтинг QS — один из авторитетных международных рейтингов высших учебных заведений, который публикуется в сентябре каждого года по итогам исследований британской аналитической компании Quacquarelli Symonds, специализирующейся на образовании и обучении за границей. Всемирный рейтинг университетов QS World University Rankings, составленный глобальным научно-исследовательским консультационным центром, включает тысячу лучших университетов мира, оцененных по следующим критериям:
Кроме основного списка вузов, QS составляет отдельные рейтинги по 28 предметным областям, лучшим факультетам, учебным заведениям в каждом крупном регионе (Азия, Латинская Америка, развивающиеся страны Европы и Центральная Азия, арабские страны, страны БРИКС). Рейтинги основываются на данных, хранящихся в базе издательского дома Elsevier, и системе подсчета цитируемости статей в научных журналах Scopus. Нередко рейтинг QS подвергается критике в мировом академическом сообществе. По мнению многих ученых, он привязан к англоязычным высшим учебным заведениям и во многом зависит от мнения англоязычных специалистов. Последние годы список возглавляет Массачусетский технологический университет (MIT, США). В рейтинге QS самую высокую позицию (108 место) из российских ВУЗов занимает Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ). Многие преподаватели отмечают, что получение достойного места в таком рейтинге зачастую связано с деятельностью, идущей вразрез со стратегическими национальными интересами России. Для академических кругов тема зависимости престижа отечественного учебного заведения и его финансирования от оценки, данной иностранным наблюдателем, является необычайно острой и вызывает массу несогласий. О том, чем грозит такая система оценок и какие есть альтернативы, EADaily рассказал член Общественной палаты, декан Факультета управления и политики МГИМО Генри Сардарян. В ходе интервью были обсуждены вопросы о том, почему многие ВУЗы предпочитают подчиняться иностранным правилам, и как это отражается на системе образования. Генри Сардарян уточнил, что позиция российских ВУЗов относительно вышеупомянутого рейтинга не едина. Некоторые представители университетов и их руководство являются активными сторонниками того, чтобы ориентироваться на эти рейтинговые системы. В этом они видят для себя способ обрести дополнительный авторитет в глазах тех партнеров, на сотрудничество с которыми они нацелены. И в этом нет стремления подрыва национальной системы образования, они следуют своей модели развития, подчеркивает Г. Сардарян. Для тех же университетов, которым приоритетно развиваться в России, квалификационные международные требования к преподавательскому составу могут оказаться трудно выполнимыми. В частности, публикации и цитирование в журналах из западных перечней. Такое центрирование интересов в сторону запада не находит совпадение с идеологическим настроем многих российских преподавателей и докторов наук. Также Генри Тигранович объяснил прямую связь между возможностью университетов предоставлять бюджетные места для учащихся и участием в гонке за место в международном рейтинге. Дело в том, что финансирование учебных заведений, в том числе и российских, напрямую зависит от международной котировки ВУЗа. Соответственно, при не обеспечении большого количества цитирований и публикаций в западных журналах и игнорировании рейтинговой гонки, университет попросту не будет получать возможность предоставления бесплатного образования талантливым студентам. И от этой ситуации страдают как абитуриенты, которые должны будут финансово обеспечивать себя самостоятельно, так и сами ВУЗы, лишаясь способных студентов. Декан Факультета управления и политики МГИМО поделился инсайдерской информацией, которая часто остается неизвестной для широкой аудитории. Дело в том, что за эти годы в университетах была создана целая инфраструктура, которая должна была обеспечивать рост количества публикаций и цитирований. На это выделялись огромные деньги, которые, с одной стороны, доплачивались сотрудникам за то, чтобы они обеспечили эти публикации, а с другой стороны, многие ВУЗы прибегали к консалтинговым услугам: привлекали представителей компаний, составляющих рейтинги, чтобы они рассказывали, как правильно писать статьи, на какую тему их лучше писать, как их публиковать и делать так, чтобы на них чаще ссылались. Помимо вопроса о том, на что было бы лучше потратить эти средства, Генри Сардарян заостряет внимание на цели этих цитирований и публикаций. При этом он соглашается, что для отдельных профессоров / докторов наук освещение их работ в именитом издании может сыграть положительную роль для репутации в научном сообществе. Но у декана Факультета управления и политики МГИМО возникают опасения, что если единственной целью научной деятельности отечественного преподавательского состава станут публикации в журналах, одобренных частной британской компанией, то развитие нашей гуманитарной науки может быть поставлено под угрозу. Основные задачи научного сообщества на данный момент – это фундаментальные исследования, которые могут принести огромную пользу в решении социально-экономических проблем нашей страны. И если их подменить заданными темами для того, чтобы попасть на страницы определенных изданий, Россия может лишиться мощной научной поддержки. Со своей стороны, сами эти журналы были неоднократно уличены в попытках фальсификации нашей истории, что ставит под ещё большее сомнение необходимость узкопрофильных специалистов (историков, политологов и других) участвовать в публикациях, отмечает Генри Тигранович. Также он поднял важный вопрос о необходимости составить по-настоящему международный рейтинг с участием различных стран-партнеров, так как сейчас 70-80% в списке лучших университетов занимают американские ВУЗы. Многие же европейские университеты не участвуют в подобном рейтинге, так как имеют собственные оценочные шкалы внутри своей страны. Так, разговаривая с руководством итальянского учебного заведения, Генри Тигранович выяснил, что они заинтересованы в рейтинге итальянского Министерства образования, на который ориентируются студенты их страны. Также под вопрос необходимости траты ресурсов научного сообщества на гонку в рейтинге британской компании ставит его известность отечественным студентам. Согласно данным исследований социологического центра при Министерстве науки и высшего образования, об этой оценочной шкале университетов известно не более 15% иностранных студентов, принявших решение обучаться за рубежом. Следует обратить внимание, что эта цифра говорит не о тех, кто ориентируется в своих решениях на рейтинг, а просто осведомлен о нём. Абсурдность сложившейся ситуации Генри Тигранович подчеркивает приведенным примером с Генри Киссинджером, известнейшим американским государственным деятелем, дипломатом и экспертом в области международных отношений, лауреатом Нобелевской премии мира. Так, несмотря на свой высокий статус и многочисленные награды, Г. Киссинджер не смог бы быть оформленным преподавателем на кафедру дипломатии – по оценочной шкале вышеупомянутого рейтинга ему бы не хватило квалификации. Решением проблемы декан Факультета управления и политики МГИМО Генри Сардарян видит создание собственного всероссийского рейтинга университетов с объективными критериями оценки и считает абсолютно недопустимым участие в рейтинговых системах, при разработке методологии которых у России нет права голоса. Мнение частной зарубежной компании не должно быть решающим при формировании статуса отечественного ВУЗа, а обязательное участие в гонке за место в рейтинге представителей естественных и гуманитарных наук подрывает суть деятельности научного сообщества как такового. Генри Тигранович уверен, что в России достаточно внутренних ресурсов и международных партнеров для того, чтобы стать одним из независимых мировых образовательных центров и сформировать новое видение высшего образования. При этом он уточняет, что не призывает к изолированию и отчуждению. Речь идет о переходе от ведомого чужестранным мнением института к самостоятельности и независимости, соответствующим статусу нашей страны. Формирование такого отечественного рейтинга декан факультета управления и политики МГИМО видит в достаточно скорой перспективе. Он утверждает, что необходимые специалисты уже есть — в рамках своей деятельности в Общественной палате он неоднократно общался с людьми, которые могут обеспечить на качественно более высоком уровне разработку методологии для такого рейтинга.
|
|