НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

Что за прелесть эти сказки!

21 Сентября 2019 г.

В одной из центральных газет прочел о том, как отцы многодетных семей воспитывают своих чад. Один из них посоветовал выучить наизусть сказки Корнея Чуковского. Это, конечно, хорошо, но нельзя забывать и о русских народных сказках. Историк В. Н. Татищев (XVIII век) увидел в них отражение истории и быта народа, что помогает постичь историю мира детям дошкольного возраста.

Что за прелесть эти сказки!

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображений этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию малыша, а нравственный смысл остается подлинным.

Очень важно то, как ему преподносят сказку; путешествуя по сказке, дети приобретают социальные навыки. Познают элементы мудрости, получают знания о мире. Всё это помогает ребёнку естественным путём формировать способность осознания действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями и возможностями.

Сказка воздействует на эмоциональное сознание ребёнка, понимание его поступков и помогает ориентироваться в окружающем мире.

Она, несмотря на значительную роль фантастики, имеет жизненные основания: в ней в особой форме отражается действительность и раскрываются чаяния и ожидания народные.

В сборнике А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки» выделены три раздела: сказки о животных, сказки волшебные и сказки бытовые. И у каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям трех-пяти лет наиболее понятны и близки сказки о животных. В этом возрасте дети любят воображать себя животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Я работаю в детских садах № 36 и № 174 микрорайона Первомайский Иркутска. Знакомлю детей с русской народной сказкой. Иногда мы выпускаем сборник сказок. Авторы – юные шахматисты, юнкоры и ребятишки-дошкольники.

Девочка из детского сада № 174 Ксюша Дмитриева сочинила сказку «Чесночок». Предлагаю вашему вниманию её сочинение:

«Жили-были дед да баба. И была у них внучка Алёнушка, собачка по кличке Чесночок и лошадка с ласковым именем Ягодка.

Наведался в деревушку серый волк, стал у людей овец таскать. Да никто изловить его не мог. И вот тёмной ночью прокрался волк в конюшню. Решил лошадку Ягодку съесть. Да к несчастью, волчий живот от голода заурчал. Чесночок тотчас залаял. Выскочили дедка с вилами, бабка с ухватом. Хотели прибить злодея, да пожалели: уж больно он худой да тощий. Посадили зверя на цепь, откормили, стал волк добрым и ласковым от людской заботы. А с Чесночком они и сейчас не разлей вода. Вот такая история!»

Что же такое сказка?!

Сказка – весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поётся как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и страшные события, действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается многогранностью, законченностью, драматической напряженностью, чёткостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойственен счастливый конец. В произведениях этого жанра всё сосредоточено вокруг основного персонажа и его судьбы.

В сказке изображаются вымышленные события и лица с реалистичным поведением либо со значительным отступлением от правдоподобия. Народная пословица противопоставляет сказку песне: «Сказка – складка, песня – быль». Из пословицы следует, что сказка не быль, а вымысел, но вместе с тем отмечается её складность, что ещё более ясно из пословицы «Красна песня ладом, а сказка складом». Вымысел в сказке может напоминать действительность, но может иметь и фантастический характер.

Уважаемые дедушки и бабушки! Советую не просто сказывать своим внукам сказки, но и использовать основные приёмы работы со сказкой.

Это, прежде всего, анализ сказки. Цель – осознание того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за постановкой сюжета, за поведением героев. После сказки следуют вопросы. Например, такие: «Про кого (что) сказка?» «Кто из героев больше понравился, а кто нет?» «Почему герой совершал такие поступки, и что бы было, если бы он этого не сделал?» «Если бы в сказке были только хорошие или плохие герои – это была бы сказка?»

Следует также применять приём рассказывание сказки, что помогает развивать у детей фантазию и воображение. Или переработку сказок, когда ребёнок сам меняет сюжет, если ему в нём что-то не нравится.

Очень хороший приём – постановка сказки с помощью кукол. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребёнок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Ну и, наконец, – сочинение сказок, когда ребёнок может выбрать тему, место действия и героев сказки самостоятельно. В собственной сказке дети отражают свою проблемную ситуацию и способы её решения. Она дает выплеснуть свои эмоции и выявить внутренние конфликты и затруднения.

И напоследок мой вам совет: любите сказку, как любил её замечательный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

  • Расскажите об этом своим друзьям!