Что за прелесть эти сказки! |
21 Сентября 2019 г. |
В одной из центральных газет прочел о том, как отцы многодетных семей воспитывают своих чад. Один из них посоветовал выучить наизусть сказки Корнея Чуковского. Это, конечно, хорошо, но нельзя забывать и о русских народных сказках. Историк В. Н. Татищев (XVIII век) увидел в них отражение истории и быта народа, что помогает постичь историю мира детям дошкольного возраста. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображений этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию малыша, а нравственный смысл остается подлинным. Очень важно то, как ему преподносят сказку; путешествуя по сказке, дети приобретают социальные навыки. Познают элементы мудрости, получают знания о мире. Всё это помогает ребёнку естественным путём формировать способность осознания действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями и возможностями. Сказка воздействует на эмоциональное сознание ребёнка, понимание его поступков и помогает ориентироваться в окружающем мире. Она, несмотря на значительную роль фантастики, имеет жизненные основания: в ней в особой форме отражается действительность и раскрываются чаяния и ожидания народные. В сборнике А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки» выделены три раздела: сказки о животных, сказки волшебные и сказки бытовые. И у каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям трех-пяти лет наиболее понятны и близки сказки о животных. В этом возрасте дети любят воображать себя животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Я работаю в детских садах № 36 и № 174 микрорайона Первомайский Иркутска. Знакомлю детей с русской народной сказкой. Иногда мы выпускаем сборник сказок. Авторы – юные шахматисты, юнкоры и ребятишки-дошкольники. Девочка из детского сада № 174 Ксюша Дмитриева сочинила сказку «Чесночок». Предлагаю вашему вниманию её сочинение: «Жили-были дед да баба. И была у них внучка Алёнушка, собачка по кличке Чесночок и лошадка с ласковым именем Ягодка.
Наведался в деревушку серый волк, стал у людей овец таскать. Да никто изловить его не мог. И вот тёмной ночью прокрался волк в конюшню. Решил лошадку Ягодку съесть. Да к несчастью, волчий живот от голода заурчал. Чесночок тотчас залаял. Выскочили дедка с вилами, бабка с ухватом. Хотели прибить злодея, да пожалели: уж больно он худой да тощий. Посадили зверя на цепь, откормили, стал волк добрым и ласковым от людской заботы. А с Чесночком они и сейчас не разлей вода. Вот такая история!» Что же такое сказка?! Сказка – весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поётся как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и страшные события, действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается многогранностью, законченностью, драматической напряженностью, чёткостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойственен счастливый конец. В произведениях этого жанра всё сосредоточено вокруг основного персонажа и его судьбы. В сказке изображаются вымышленные события и лица с реалистичным поведением либо со значительным отступлением от правдоподобия. Народная пословица противопоставляет сказку песне: «Сказка – складка, песня – быль». Из пословицы следует, что сказка не быль, а вымысел, но вместе с тем отмечается её складность, что ещё более ясно из пословицы «Красна песня ладом, а сказка складом». Вымысел в сказке может напоминать действительность, но может иметь и фантастический характер. Уважаемые дедушки и бабушки! Советую не просто сказывать своим внукам сказки, но и использовать основные приёмы работы со сказкой. Это, прежде всего, анализ сказки. Цель – осознание того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за постановкой сюжета, за поведением героев. После сказки следуют вопросы. Например, такие: «Про кого (что) сказка?» «Кто из героев больше понравился, а кто нет?» «Почему герой совершал такие поступки, и что бы было, если бы он этого не сделал?» «Если бы в сказке были только хорошие или плохие герои – это была бы сказка?» Следует также применять приём рассказывание сказки, что помогает развивать у детей фантазию и воображение. Или переработку сказок, когда ребёнок сам меняет сюжет, если ему в нём что-то не нравится. Очень хороший приём – постановка сказки с помощью кукол. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребёнок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. Ну и, наконец, – сочинение сказок, когда ребёнок может выбрать тему, место действия и героев сказки самостоятельно. В собственной сказке дети отражают свою проблемную ситуацию и способы её решения. Она дает выплеснуть свои эмоции и выявить внутренние конфликты и затруднения. И напоследок мой вам совет: любите сказку, как любил её замечательный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
|
|