«Хорошая жена»: западный сериал на российской почве |
25 Ноября 2019 г. |
Современное общество прощает «сильным» мужчинам гораздо больше, чем представительницам «слабого» пола. Проект телеканала НТВ «Хорошая жена» пополнил ряды отечественных адаптаций западных сериалов. Отношение к ним у аудитории неоднозначное. Разумеется, есть немало сложностей в том, чтобы переложить на российскую почву нюансы западной медицины, как в случае с «Доктором Рихтером», или судебной системы, как в данном проекте. Но большинству зрителей все-таки интереснее тонкости отношений и чувств, для которых профессиональная сфера является лишь фоном. И в этом плане у разных стран и культур очень много общего. Оригинальная версия сериала «Хорошая жена» выходила в США с 2009 по 2016 год. Позже свою адаптацию выпустили в Южной Корее, а в 2018 году завершились съемки третьего по счету, российского варианта. Примечательно, что режиссер Станислав Либин имеет прямое отношение к западному кинематографу — за его плечами киношкола Колумбийского университета в Нью-Йорке. Либин известен такими детективами, как «Преступление будет раскрыто», «Без следа» и «Последний мент». Место действия «Хорошей жены» авторы перенесли в Санкт-Петербург и сняли много знаковых для города мест — Российскую национальную библиотеку, Дом Советов, Политехнический университет. Юридическая линия прорабатывалась при участии консультантов, и в сюжете было затронуто много злободневных для нашей действительности явлений. Но основой, безусловно, является история главной героини Алисы Филипповой (ее играет Александра Урсуляк) — женщины-адвоката, долгое время посвящавшей себя быту и воспитанию детей. Когда случается беда, ей, как множеству женщин по всему миру, приходится взять на себя тяготы, о которых семья в лучшие времена и не помышляла. Помимо бытовых и профессиональных проблем, героиня получает удар в спину от самого близкого человека: ее муж, прокурор Петр Филиппов в исполнении Александра Домогарова, оказывается замешан в коррупционных и сексуальных скандалах. И Алисе предстоит не только содержать лишившуюся кормильца семью, но и оставаться «тылом» для супруга, который отнюдь не был невинной жертвой обстоятельств. Это усложняет идею, не давая сериалу превратиться в плоскую мелодраму, но одновременно ставит много скользких и неудобных вопросов. Порой женщины вовсе не хотят быть сильными и независимыми, но вынуждены становиться таковыми. При этом, несмотря на рост популярности феминизма, требования к моральному облику женщины остаются завышенными по сравнению с тем, что общество прощает мужчинам. А ведь зачастую выбраться из беды, связанной, например, с нищетой или тяжелой болезнью, помогают только сомнительные методы. И в таком случае женщину непременно пнут — не побрезговав воспользоваться результатом ее «неправильного поведения». Не удается этого избежать и героине данного сериала, которая действительно является хорошей женой. Обеспечивать детей, не давать семье развалиться в бытовом и психологическом смысле для нее важнее, чем обида на мужа. Хотелось бы верить, что он способен оценить это по достоинству — зрителю не рассказывают о том, как прежде воспринимались в семье заслуги хозяйки и матери, но скорее всего как должное. Ведь так обычно и бывает. Причем нередко требования к женщине со стороны семьи и общества абсурдны и противоречивы. Неработающую то и дело попрекают «иждивенчеством», карьеристку — отсутствием домашнего уюта, а ту, которая просто вынуждена зарабатывать на хлеб низкоквалифицированным трудом, — «теткой», с которой даже поговорить не о чем. И это лишь одна из граней. Так же странно рассуждает и свекровь главной героини в исполнении Галины Польских, недовольная тем, что Алиса стала меньше внимания уделять детям (хотя на работу она вышла вовсе не из-за своей прихоти). Да еще и фирма, где трудится героиня, принадлежит ее университетскому другу (Дмитрий Миллер). Поскольку ограниченным людям в любом общении между мужчиной и женщиной видится прелюдия к сексу, свекрови это сразу же не нравится. К своему сыну она предсказуемо снисходительна — не обходится даже без избитого аргумента «от хорошей жены муж не гуляет». Увы, женская мизогиния бывает так сильна, что подобного можно ждать не только от свекровей, но и от матерей. В целом сериал создает тяжелую психологическую атмосферу: судебная линия сопряжена с трагедиями и скандалами, основной сюжет тоже нагнетает отрицательные эмоции. Причем часто настроение создают эпизоды и второстепенные персонажи. Чего стоит хотя бы момент, когда знакомая девочка выпытывает у сына Алисы и Петра подробности интимной жизни родителей и, не получив ответа, изрекает: «Тебе бы и не сказали». Возможно, через такие детские образы авторы проекта пытаются донести, как во взрослом обществе культивируются неуважение, лицемерие и взаимная агрессия. Сюжет «Хорошей жены» действительно универсален и способен задеть за живое как западного, так и российского зрителя. Наши актеры играют убедительно, и все поступки героев, сомнительные или благородные, вызывают отклик. Но в то же время сериал настолько мрачен и безнадежен по своей сути — ведь пережитая героиней боль никуда не денется и доверие к мужу не вернется, — что контентом для приятного досуга его не назовешь. И все чаще задумываешься, когда наконец в центре истории о предательстве, разочаровании и попытке собрать себя по частям будет именно герой, а не героиня. Ведь мужчины не менее уязвимы, чем женщины, — но телевидение пока хранит верность устаревшим стереотипам. Перекладывается ли западный кинопродукт на российскую почву или берется оригинальная отечественная идея, главное, чтобы кино в итоге получилось качественным, с глубокой игрой актеров, хорошим сюжетом, запоминающимся и затрагивающим за живое. Мы, зрители, очень ждем таких кинолент! А на портале «Мои года» всегда можно найти и другие новости, касающиеся культуры. К примеру, и ниже есть любопытные публикации:
|
|