Сериал «Расплата»: некое разнообразие на унылом фоне российских «киношек» |
12 Ноября 2019 г. |
Иногда российские телевизионщики создают вполне качественный продукт. Но при этом зачем-то заставляют зрителя им буквально давиться. «Россия-1» продолжает в выходные дни гонять штампованные мелодрамы, а по будням изредка запускать более достойные проекты. Вот только если показывать их нон-стоп с 21:00 до полуночи, как сейчас, у них будет мало шансов запомниться. Сериал «Расплата», стартовавший на канале в начале текущей недели, выгодно отличается от типового продукта «для домохозяек». Ставка сделана не на выбивание скупой слезы, а на интригующее развитие сюжета и довольно ярких персонажей. К тому же главный герой — мужчина, что для мелодраматических сериалов большая редкость: большинство из них рассказывают о тяжкой женской доле и долгожданном вознаграждении судьбой. В «мужской» же истории герой обязан сам решать свои проблемы, зачастую не полагаясь на счастливый случай и стороннюю помощь. Такой формат предполагает динамичное действие, способное держать в напряжении до развязки, экстремальные ситуации, элементы детектива и психологической драмы. Все это зритель может найти в «Расплате» (кстати, первоначально сериал назывался «Месть»). Завязка сюжета происходит на горнолыжном курорте. Скорость, холод и освещенная вечерними огнями трасса — прекрасный антураж для передачи чувства опасности и непредсказуемости. Главный герой Никита Долин (Кирилл Кяро) знакомится с супружеской парой, живущей по соседству в гостинице. Сразу видно, что отношения между мужем и женой, которых играют Светлана Марцинкевич-Смирнова и Никита Панфилов, крайне нездоровые, и первая экстремальная ситуация, связанная с этими персонажами, возникает очень быстро. За ней тянется цепь других, и вскоре становится понятно, что встреча героев отнюдь не случайна. А намечающаяся любовная линия обещает быть совсем не такой простой, как кажется поначалу... В целом история получилась многослойная — загадки кроются не только в настоящем, но и в прошлом. И в определенный момент, во многом благодаря атмосфере, под подозрением оказываются чуть ли не все персонажи.
Среди слабых сторон этого в общем-то гармоничного триллера с нотками депрессивности стоит отметить завязку вокруг ДТП со смертельным исходом, порождающего в героях стремление к отмщению. На российском экране подобный сюжет можно увидеть в разных вариациях. Чаще всего — в мелодрамах, когда кто-то берет на себя чужую вину. Видимо, потому, что такому проступку близкого человека легче найти оправдание, нежели большинству других преступлений. Но поскольку «Расплата» — не вполне типичный проект, авторы могли бы проявить чуть больше фантазии. Тема мести вообще является весьма благодатной для остросюжетных и психологических историй, поскольку позволяет экспериментировать с метаморфозами характеров, желаний и судеб. Как случившаяся трагедия преображает человека, как его помыслы будут меняться по ходу расследования, придет ли он к исцелению через прощение или через кару и возможность уберечь кого-то другого от ненаказанного преступника — об этом создано множество книг и фильмов. Поэтому «Расплата» не привнесет в тематику ничего качественно нового. Но и назвать ее совершенно никчемным продуктом нельзя. В том числе — благодаря актерской игре. Конечно, второстепенные герои слегка теряются на фоне исполнителя главной роли, отличающегося харизмой, необычной внешностью и голосом. Однако вполне органичен и Никита Панфилов, в первых сериях вызывающий откровенное чувство отвращения к своему герою. Достойно выглядят артисты старшего поколения — Валерий Афанасьев и Владимир Стержаков, сыгравшие весьма неоднозначных персонажей. Светлана Смирнова-Марцинкевич в главной женской роли не слишком впечатляет и так называемой «химии» между ней и героем Кирилла Кяро не просматривается — любовная линия выглядит навязанной законами жанра. Зато выделяются герои второго плана, подчиненные Никиты Долина — безответно влюбленная в него Соня (Татьяна Рыбинец) и добивающийся ее благосклонности Макс (Никита Зверев). Эти роли, вероятно, призваны показать, что неразделенные чувства приводят не только к сомнительным шуткам и подколам, но и к весьма подлым поступкам. Хотя к остросюжетным проектам обычно применяется выражение «на одном дыхании», каналу «Россия-1» не стоило понимать это буквально и транслировать сериал в ускоренном режиме. Все-таки для многих зрителей телевидение остается главным способом развлечься и отдохнуть, а это предполагает более размеренный просмотр. Но сама попытка внести некое разнообразие в унылый фон однотипных российских сериалов обнадеживает и заслуживает одобрения.
Хорошие кинопродукты телезрителю, конечно, нужны. Чтобы не только развлекали, но и заставляли задумываться, учили чему-то. И киноиндустрии, конечно, не стоит уподобляться в этом плане «народному угоднику», завоевывающему внимание людей любыми средствами, как часто происходит сейчас. Мы действительно скучаем по хорошим фильмам, наполненным живой игрой и мыслями, и хотим, чтобы кинопроекты не были проходными. В сердце осталось много кинолент из прошлых лет, их и в наши дни частенько показывают и с удовольствием смотрят. А сейчас много ли можно похвастаться тем, что действительно зацепило? На портале "Мои года" есть публикации, касающиеся телевидения. И здесь можно найти любопытные материалы:
|
|