НА КАЛЕНДАРЕ

Как создавалась великая страна. К 100-летию образования СССР

Николай ЛАПТЕВ, кандидат исторических наук, профессор   
25 Декабря 2022 г.

08 1a

29 декабря 1922 года представители полномочных делегаций, избранные съездами Советов РСФСР, Украинской и Белорусской ССР, а также Закавказской Федерации, подписали Договор о создании союзного государства. На следующий день, 30 декабря 1922 года, I Всесоюзный съезд Советов утвердил Декларацию об образовании СССР и Союзный договор. В дальнейшем в Союзное государство вошли еще десять республик, а к началу Великой Отечественной войны в состав СССР входило уже шестнадцать советских социалистических республик. На политической карте мира появилось крупнейшее государство не только в отечественной, но и в мировой истории.

Как создавалась великая страна

А в 1993 году СССР распался. О причинах и последствиях этого события уже написано и будет написано множества книг и статей. Целью моей публикации не является сделать аналитический экскурс в историю Страны Советов (так в 30–80-е годы называли СССР публицисты и писатели), а показать, что в ней, на мой взгляд, было со знаком «плюс», а что – со знаком «минус». Причем автор не претендует на полноту и всеохватность сюжетов из истории СССР, но будет стараться заострить внимание читателей газеты на главных из них. При этом исторический период очерка я ограничил 20–30-ми годами ХХ века, когда СССР и начал становиться великой державой.

Как известно, после победы Великой Октябрьской социалистической революции в России прошла разрушительная Гражданская война (1918–1922 гг.), в которой ценой огромных потерь – и людских, и материальных, и территориальных – большевики одержали победу. В этот период на территории Советской России проводилась особая экономическая политика – политика военного коммунизма. Она была вынужденной и экстремальной. Суть ее – полная национализация промышленности, продразверстка в сельском хозяйстве и отсутствие свободы торговли.

Крестьянство (а Россия-то, по сути своей, была страной крестьянской), хотя и вынуждено было принять эту политику, но продразверсткой и запретом свободы торговли было недовольно. В некоторых ее областях – в Тамбовской («антоновщина»), на Украине («махновщина»), в Петрограде (кронштадтский мятеж) и других местах произошли крестьянские восстания. И в марте 1921 года продразверстка была отменена и принят декрет «О замене продразверстки натуральным налогом». Это и стало началом перехода к новой экономической политике (НЭП), которая осуществлялась до конца 20-х годов.

НЭП я считаю положительным фактором в истории СССР, ибо она не только помогла восстановить страну после восьми лет войн – империалистической и гражданской, но и подготовить страну к решению главной задачи: построению социалистического общества. В основу социалистических преобразований были положены три главных процесса – индустриализация, коллективизация и культурная революция. Именно о них, как о главных составляющих жизни нашего народа в 20–30-е годы прошлого века, и пойдет речь в этой статье.

Как всем нам известно, строительство социализма в СССР начиналось с индустриализации. Напомним, что industria (лат.) – это «усердие», «деятельность». В СССР курс на индустриализацию был принят на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 года в качестве ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЛИНИИ развития страны. Главная цель ее – догнать развитые капиталистические страны Европы – в первую очередь Англию, Германию, Францию и Италию – по развитию тяжелой промышленности. Уместно напомнить читателям, что до 1925 года в СССР тяжелая промышленность не была приоритетной частью экономики. В его валовом внутреннем продукте (ВВП) преобладающей была продукция сельского хозяйства. В экономике страны отсутствовали такие отрасли, как станкостроительная, тракторная, автомобильная, авиационная. В зачаточном состоянии находились химическая, нефтеперерабатывающая, лесоперерабатывающая и другие отрасли. Говоря сегодняшним языком, во многих отраслях крупной промышленности приходилось начинать с нуля. В целом в технико-экономическом отношении СССР был попросту отсталой страной.

Эту отсталость надо было устранить и как можно в более короткий срок. И советские люди сделали это. Социалистическая индустриализация в основном была осуществлена в годы довоенных пятилеток. За это время в стране было введено в действие девять тысяч крупных промышленных предприятий, оснащенных передовой по тому времени техникой, а коллективы еще нескольких тысяч заводов и фабрик осуществили коренную реконструкцию. Уже в 1937 году 80 % всей промышленной продукции было произведено на новых или реконструированных предприятиях. Считаю уместным напомнить нашим читателям, что в 1940 году выпуск промышленной продукции в СССР увеличился по сравнению с 1928 годом в 6,5 раза, и по ее объему наша страна вышла на второе место в мире, уступая только США. Причем в условиях капиталистического окружения, весьма враждебно относившегося к нам. А сегодня, спустя 30 лет после развала СССР, картина выглядит по-другому и совсем не в нашу пользу. Привожу данные из газеты «Аргументы и факты» № 45 за 2022 год.

Какие и насколько наши отрасли зависимы от импорта:

  • разработка программного обеспечения – 94,2 %;
  • вычислительная техника – 94, 2 %;
  • лекарственные средства и материалы – 70,2 %;
  • средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы – 47 %;
  • химические вещества и продукты – 44,7 %;
  • бумага и изделия из нее – 35,9 %;
  • резиновые и пластмассовые изделия – 26,8 %;
  • готовые металлические изделия – 11,9 %.

(Источник: исследование РАНХиГИС, второй квартал 2022 г.)

Следует напомнить, что зависимость России от импорта наблюдается и во многих других отраслях, кроме разве что оборонной и космической. А вот данные по станкостроительной отрасли, взятые из сети Интернет, обескуражили меня полностью. Оказывается, наше станкостроение, по сравнению с 1991 годом, сократилось в 20 раз.

Ныне среди тех, кто «похоронил» социалистическую цивилизацию, немало критиканов и хулителей этого величайшего процесса, считающих, что индустриализация была осуществлена за счет ограбления народа и прежде всего крестьянства. Конечно, говоря сталинскими словами, «перегибы» были. Были почти невозвратные государственные займы и тяжелые налоги, лишения и трудности. И все-таки история доказала, что индустриализация СССР – это величайший подвиг рабочего класса и всего народа, который не жалел ни сил, ни средств, сознательно шел на лишения, чтобы вытащить страну из отсталости.

Прошу прощения у читателей за длинное цитирование, но хочу доказать, что в данной оценке я не одинок. В мае 1949 года великий ученый А. Эйнштейн, автор теории относительности, опубликовал статью, в которой сравнил две системы – капиталистическую и социалистическую – и пришел к следующему выводу: «Экономическая анархия капиталистического общества, каким мы его знаем сегодня, является действительной причиной всех зол. Я убежден, что имеется действительная возможность устранения этих зол – установление социалистической экономики, которая регулирует производство, ориентированное на социальные цели. В этом типе экономики средства производства находятся в руках общества и используются в плановом порядке. Плановая экономика, которая регулирует производство в соответствии с общественными потребностями, распределяет работу между всеми способными работать и гарантирует существование всем членам общества» (Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. От великой победы до краха. С. 668).

Но еще более убедительным фактом преимущества социалистической экономики над капиталистической явилась Великая Отечественная война. Она провела самый объективный экзамен советской индустриализации. Нацистская Германия, использовавшая промышленность почти всей Европы, потерпела сокрушительное поражение, потому что качество и количество советского вооружения было преобладающим.

А теперь давайте порассуждаем еще об одном процессе, проходившем в СССР в 30-е годы ХХ века. Речь пойдет о КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ. Сколько о ней сломано перьев и в исторической, и в художественной литературе! И очень трудно убедить читателя, что и ей, коллективизации, надо ставить положительную оценку. Притом заранее хочу оговориться, что я не считаю, что сельское хозяйство в СССР было идеально устроено и работало так же успешно, как и промышленность. Всем известно, что при коллективизации были допущены грубейшие политические и экономические ошибки. Это и насильственные методы вовлечения в колхоз, национализация (обобществление) крестьянского имущества, главным образом скота и орудий производства, «раскулачивание» середняка и другие «перегибы».

08 2

Мне представляется, что и ликвидация кулачества не была острой необходимостью, как это доказывалось в аграрной политике СССР в 30-е годы. Посудите сами: могли ли 2,5 млн членов кулацких семей представлять угрозу советской власти при наличии Красной армии и уже довольно расширенного аппарата НКВД? Думаю, что нет! Но кулаки были объявлены классовым врагом и подлежали ликвидации как эксплуататорский класс. Кулаки в большинстве своем не были безжалостными эксплуататорами бедняков и батраков. Они во время посевных и уборочных кампаний нанимали отдельных крестьян на работу. О «мирном врастании» кулаков в социализм говорили на всех уровнях, включая и Политбюро ВКП(б). Против ликвидации кулачества как класса выступил Н. И. Бухарин, член Политбюро, но он со своими соратниками потерпел поражение. Победу одержал сталинский курс на ликвидацию кулачества как класса, а бухаринцы, как правые уклонисты, погибли в годы сталинских репрессий.

Процесс раскулачивания происходил в начале 30-х годов. Основная масса бывших кулаков была расселена в пределах тех же областей и округов, но не на прежнем месте жительства. А в отдаленные территории – в Сибирь и на Север – было выслано 356 544 семьи обшей численностью в 1 679 528 человек. Хотя цифра и солидная, но отнюдь не десятки миллионов, как утверждают хулители аграрной политики большевиков.

08 3

А колхозы? Сколько их было создано в годы коллективизации, точных данных нет, так как этот процесс был длительным и весьма сложным. В первые годы коллективизации (1928–1935) они и возникали, и распускались, а в ряде случаев преобразовывались в коммуны или совхозы. Устойчивая статистика в колхозном движении сложилась в начале 80-х годов ХХ века, и мы располагаем следующими данными. В конце 1971 года в СССР насчитывалось 32,8 тыс. колхозов (из них 0,5 тыс. – рыболовецких) и 17,5 тыс. совхозов. За 75-летнюю историю своего существования они пережили многое: от укрупнения до уничтожения (в годы Великой Отечественной войны), от самоликвидации и до ликвидации сверху. Я согласен с критиканами колхозного строя в СССР, но лишь в части бесправия и нищеты (в отдельные периоды). Сам выходец из колхозной семьи и испытавший некоторые «прелести» колхозной жизни, я категорически против тех, кто разрушил колхозы и совхозы. А почему? Разъяснение последует ниже, а сначала приведу слова одного из бывших «архитекторов» перестройки А. Н. Яковлева. «Нужна воля и мудрость, чтобы постепенно разрушить большевистскую общину – колхоз». У тех, кто стоит у власти, воли необузданной всегда хватает, а вот мудростью здесь и не пахнет. Пусть читатель простит меня за «обширность повествования», но я расскажу про историю моего колхоза.

Мой отец, участник Великой Отечественной войны, раненый под Сталинградом и умерший от ран в городе Кисловодске, был колхозником рыболовецкого колхоза в дельте реки Волги. Колхоз после войны объединял рыбаков трех сел – 320 человек – и обеспечивал работой 500 рабочих рыбозавода, которые перерабатывали пойманную рыбу. А колхозный рыболовецкий флот ремонтировали 200 работников моторно-рыболовной станции (МРС). Сегодня, когда «большевистская община» (по Яковлеву) разрушена, в селе нет ни рыбозавода, ни МРС. А бывшие колхозники теперь стали вольными рыбаками, которые обслуживают многочисленных туристов на базах отдыха.

И все-таки я считаю, что колхозам и совхозам надо низко поклониться. Они были основой сельскохозяйственного производства в СССР. В разные периоды советской истории они обеспечивали города продуктами. Правда, не всегда их хватало, и вводили карточки, но в целом колхозы и совхозы страну кормили. И делали бы они это успешнее, если бы им дали большую самостоятельность или они финансировались бы как американские фермеры.

Особенно критики советского колхозного строя упрекают его в слабой эффективности, умалчивая при этом про его финансирование. А оно всегда было недостаточным. А ведь эффективность – это соотношение того, что производится, с тем, что вкладывается в производство. И в финансовом отношении колхозы всегда были на голодном пайке. Потому колхозники часто пуп надрывали, чтобы выжить. Прежде чем обвинять колхозы в неэффективности, давайте взглянем, каковы были тылы нашего колхозника, как его поддерживали смежники, ибо без учета работы смежников теряет смысл всякий разговор об эффективности. А смежники – это техника, удобрения, энерговооруженность и другие компоненты успешного развития сельского хозяйства. Об этом красноречиво говорят следующие примеры. Вот как об этом пишет С. Г. Кара-Мурза: «особенно важен показатель эффективности труда одного пахаря – сколько человек, производящих сельхозмашины, удобрения и т. д., работают на него. В США на одного фермера работали два человека, а в СССР на одного колхозника 0,33 человека, то есть в шесть раз меньше. А сколько людей работает в доведении продукта пахаря до стола (дороги, транспорт, хранение сбыт и т. д.)? На одного фермера в США – пять человек, а на одного колхозника в СССР – 0,16 человека – в 30 раз меньше (Кара-Мурза С. Г. Собр. соч. С. 425).

Таким образом, все главные доводы очернителей колхозного строя в СССР, по сути, являются лживыми, а антиколхозная позиция была навязана нашему народу «великими» перестройщиками.

И еще об одном звене строительства социализма в СССР – КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ хочется напомнить читателю.

08 5

Термин «культурная революция» введен В. И. Лениным в 1923 году в статье «О кооперации». Я не стану цитировать вождя большевиков, но хочу высказать свою точку зрения на развитие культуры в СССР. Подчеркиваю, что речь идет о развитии культуры, где слово «революция» вряд ли является уместным. Социалистическая культура, на мой взгляд, является частью мировой культуры, и в своем развитии не только обогатила последнюю, но и стала ее составной частью. Культурные ценности дореволюционной России не были отвергнуты большевиками, а широко использовались в культурном строительстве и в первую очередь – героическая история народа. «Революционным», на мой взгляд, был метод культурного строительства. И здесь большевики тоже имели не только громадные успехи, но и очередные свои «перегибы». Попробую это доказать.

Сначала об успехах. Культурное строительство в СССР начиналось с очень низкой точки отсчета. Согласно переписи населения, проведенной в 1897 году, 73 % населения в возрасте до девяти лет и старше были неграмотными. Уже в начале Гражданской войны на территории, где была установлена советская власть, началась работа по ликвидации безграмотности и стали возникать ячейки и комитеты по ликвидации неграмотности – ликбезы. В основу обучения они закладывали не только азы грамотности, но и азы коммунистической идеологии. Именно через ликбезы начала внедряться в народ вера не в Бога, а в социализм. Эту веру закладывала в голову молодежи и заново создаваемая советская школа. Вот в этом, скорее всего, и проявлялась революционность культурной работы. А главная цель ее – переворот в сознании людей.

Этому была подчинена вся советская система образования: школа, вузы, техникумы, ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Кроме того, в систему советского культурного строительства были включены сельские клубы и заводские дома культуры, театры и кинотеатры. Как видим, культурному строительству большевики уделяли огромное внимание. Это подтверждает и одно из директивных решений ВКП(б), в котором указывается: «От культурного и образовательного уровня населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, прогресс техники и организация производства и, в конечном счете, рост валового национального продукта». И директива эта выполнялась.

Уже в 30-е годы в СССР было введено сначала всеобщее обязательное начальное обучение (4 класса), а затем неполное среднее (7 классов), а в 1958 году был принят закон об обязательном среднем образовании. И результаты культурных достижений в стране были, как говорится, налицо.

В 1972 году, когда отмечалось 50-летие образования СССР, в докладе о полувековых итогах сообщалось, что общая численность работников, занятых умственным трудом, насчитывает около 33 млн человек, а число научных работников возросло по сравнению с 1897 годом в 90 раз. О величайших научных открытиях, о первом космическом полете и других достижениях советских ученых я не пишу, и не потому что не знаю, а потому, что в газетных строчках «все не разместишь».

Но говоря о великих культурных и научных достижениях в СССР, я как историк не могу не сказать о «перегибах» в культурном строительстве, которые имели место и у В. И. Ленина, и у И. В. Сталина. Я считаю, что культура – и российская и советская – (а их нельзя противопоставлять, ибо вторая являлась продолжением первой) представляют собой единое целое. И она – наша культура – была бы еще богаче, если б не «революционные» методы борьбы с представителями буржуазной интеллигенции. Еще в годы Гражданской войны проходила добровольная, а чаще вынужденная эмиграция ученых, писателей, инженеров, артистов. Вспомните о «философских» пароходах большевиков, на которых в Европу были насильственно высланы сотни профессоров из Москвы, Петрограда и других городов России. А высылались они по указанию сверху! В подтверждение этого приведу лишь одну выдержку из письма Ленина Сталину от 16 июля 1922 года. «По-моему, всех интеллигентов-меньшевиков, народных социалистов (энесов), эсеров, кадетов и т. п. – выслать! Они вреднее всех наших прямых врагов! Чистить надо быстро и до конца!»

И вычистили. А кого? Профессоров из Петрограда – 46 человек, московских профессоров – 59 человек, не считая литераторов, инженеров учителей и врачей. А ведь к этому времени большевики твердо стояли у власти, и «профессорскую» оппозицию смогли бы победить без насилия, без высылки, без гонений.

И еще один перегиб в культурной работе большевиков – отношения с церковью. Всем известно, что Русская православная церковь (РПЦ) более тысячи лет являлась и является носителем не только высшей духовной культуры, но и образования. Школа русская начиналась-то в церкви! Но пришедшие к власти большевики сделали церковь своим врагом. Они закрыли церковноприходские школы. 18 января 1918 года был подписан декрет Совета народных комиссаров (СНК) «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». РПЦ и другие конфессии лишились собственности. Она объявлялась народным достоянием, а здания и предметы, предназначенные для богослужебных целей, передавались ей лишь в пользование. Казалось бы, вопрос взаимоотношения государства и церкви исчерпан. Однако это было не совсем так. По инициативе большевиков комсомольцы и неверующая в Бога молодежь начали разрушать церковные здания: храмы, костелы, часовни и даже деревянные церкви в селах. И разрушено церковных зданий было много. Полному подсчету этот урон не поддается, но нам известно, что из 1 250 монастырей уже в 1921 году было закрыто 613, а к 1930 их не осталось ни одного. К этому времени общее количество православных приходов в стране сократилось на 40 процентов.

Очень много церковного имущества было конфисковано в 1921–1922 годах, когда проводилась кампания «Сбор средств в помощь голодающим Поволжья». 23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет «Об изъятии церковных ценностей». Предполагалось использовать их на закупку продовольствия за границей. Однако в целом конфискация церковного имущества оказалась малоэффективной. Это подтверждает один из главных руководителей всей акции Л. Д. Троцкий. В письме к П. А. Красикову, прокурору Верховного суда, он писал: «Из всех обстоятельств дела вытекает, что церковные ценности (золото) уплыло из страны за годы Гражданской войны. Осталось только громоздкое серебро». Это подтверждает и сводка Губкомиссии по изъятию церковных ценностей Иваново-Вознесенской губернии. В ней сообщается, что изделий из серебра отправлено в Москву 366 пудов, а золота – 800 грамм (Баделин В. Золото церкви. С. 262).

Таким образом, в культурном строительстве, как и в других делах социалистического строительства ошибки, конечно, были. Но все-таки не они характеризовали общий итог развития страны в 20–30-е годы, а гигантские успехи социалистических преобразований, которые навсегда вошли в историю Союза Социалистических Республик.

  • Расскажите об этом своим друзьям!