Иркутские хроники |
14 Января 2011 г. |
3 января 1915 года «Учительское общество» решило учредить в Иркутске филиал Комитета помощи жертвам войны. Кроме этого, было решено материально поддержать учительские семьи, главы которых находились на фронте. Для этой цели из расходного капитала было выделено сто рублей.
Данное сообщение в «Летописи» Н. С. Романова – продолжение патриотической волны, вызванной войной с Германией. На третий день после начала военных действий в Казанском кафедральном соборе был проведён молебен во славу русского оружия, и прошла многочисленная патриотическая манифестация. Прихожане с портретом императора направились к памятнику Александру III и дому генерал-губернатора Л. М. Князева. В синагоге состоялось торжественное богослужение о даре победы над врагом. Кантор Н. Горелик прочитал молитву во славу царя и отечества. Собрание польской колонии единодушно поддержало воззвание Верховного главнокомандующего к полякам. Начались многочисленные пожертвования. Так, товарищество «А. Ф. Второва сыновья» передало в пользу больных и раненых воинов сто тысяч рублей. Иркутяне собрали и отправили на фронт пять вагонов тёплых вещей. Был проведён парикмахерский день – вся дневная выручка иркутских цирюлен (360 рублей) была передана в лазареты. Был открыт приют для детей запасных, призванных в армию. Искренне сочувствовали иркутяне своему генерал-губернатору, потерявшему на войне сына, гвардейского офицера. Война сплотила все слои иркутского общества. Уверенность императора, что на защиту Русской Земли дружно и самоотверженно встанут все его подданные, стало реальностью. Диссонансом единству народа и власти была позиция иркутских большевиков, призывавших к всеобщей забастовке и крестьянским восстаниям. 4 января 1902 года в Иркутск вместе с семьёй прибыл министр путей сообщения князь М. И. Хилков. После встречи с генерал-губернатором министр и его семья выехали в с. Лиственничное. С именем М. И. Хилкова связано строительство Великой Сибирской магистрали – крупнейшей в мире железной дороги, соединившей Европейскую Россию с Дальним Востоком. До назначения на должность министра Хилков имел большой опыт строительства железных дорог. В шестидесятые годы XIX века, находясь в Америке, он поступает на службу в англо-американскую компанию, строящую трансатлантическую железную дорогу. Вернувшись на родину, Хилков возглавил строительство Закаспийской магистрали. В 1895 году император назначает князя министром путей сообщения. Это был верный выбор: министр большую часть времени проводил на трассе, оперативно решая многочисленные проблемы. Ответственное отношение министра служило примером для всех, кто был занят на стройке. Наверное, в этом была одна из предпосылок, что в Иркутск первый поезд пришёл раньше первоначально назначенного срока. С М. И. Хилковым связана и другая иркутская история – выбор места для сооружения вокзала. Предлагались разные варианты: на берегу Иркута, в районе нынешнего Ново-Мельниково, на правом берегу Ангары. Но Хилков избрал иной вариант – вокзал строить на левом берегу Ангары, напротив резиденции генерал-губернатора. Время подтвердило мудрость министерского решения. Не менее значителен вклад Хилкова в сооружение железной дороги от порта Байкал до Култука. В художественно-историческом очерке «Кругобайкалка» Валентин Распутин отметил: «Дорога была вбита в скалы и навешена над падями и речками. … И ни один участок, когда приступили к его сооружению, не потребовал такого напряжения, даже изнеможения сил, таких финансовых затрат и человеческих жертв. Но и не было, надо полагать, нигде более такого воодушевления, чтобы вписать красоту в красоту, не повредив картинности природы, раскрыв её тучное торжество на каждой версте, прошнуровав эти вёрсты, как страницы, в единую книгу и оформив её, подобно художнику, всей палитрой инженерного искусства». Один из сложнейших участков Транссиба был построен за два с половиной года. 7 сентября 1904 года М. И. Хилков проехал на товарняке из Култука до порта Байкал и открыл движение рабочих поездов. Учитывая заслуги министра во благо иркутян, городская дума приняла решение «о преподнесении М. И. Хилкову звания Почётного гражданина города Иркутска» 5 января 1884 года в собственном новом здании была открыта Михеевская аптека. Но история аптеки началась значительно раньше и связана с учреждением в 1861 году «лечебницы для вольноприходящих больных из бедного класса народа». Открытие лечебного учреждения стало возможным благодаря добровольным пожертвованиям горожан, в числе которых был и купец Михаил Васильевич Михеев, оплативший поставки хирургических инструментов и другого необходимого оборудования. Он же был избран попечителем лечебницы. Два года спустя М. В. Михеев обратился к генерал –губернатору с прошением об открытии при лечебнице родовспомогательного отделения и аптеки, лекарства в которой для бедных отпускались бесплатно. Для этого он пожертвовал десять тысяч рублей. Иркутяне стали называть лечебницу и аптеку «михеевскими», а в 1892 году название было узаконено: правительство утвердило новый устав, где упомянутые медицинские учреждения официально именуются «Михеевская городская лечебница для приходящих больных». В этом проявление благодарности и доброй памяти народа и власти одному из радетелей о здоровье иркутян. Примечательно, что эту традицию радливости, так в Сибири именуется забота-сочувствие к униженным и оскорблённым, продолжил сын Михаила Васильевича – Василий, один из видных сибирских поэтов. Отец радел о телесном здоровье сибиряков, сын – о душевном. 6 января 1908 года в Иркутске открылся новый маршрут омнибусного движения. Четыре омнибуса, принадлежащих предпринимателю Покрыживницкому, проходили от улицы Мяснорядной (ныне – Франк-Каменецкого) до железнодорожного вокзала. На маршруте было три остановки, стоимость поездки – 25 копеек. Омнибус – многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров впервые появился на улицах Парижа в 1662 году и использовался в Европе до ХХ века. В Иркутске, по утверждению А. К. Чернигова, впервые появился в 1899 году, когда городская дума разрешила владелице двух двенадцатиместных омнибусов Н. Брюхановской открыть три маршрута: 1) Тихвинская площадь – Вознесенкий монастырь, 2)Тихвинская площадь – железнодорожный вокзал, 3) Учительская семинария – хлебный базар. В 1910 году на иркутских улицах появилось ещё десять омнибусов, связавших Знаменское предместье с центром города и железнодорожным вокзалом. На остановках были установлены щиты с расписанием движения омнибусов. Городская дума в 1913 году утвердила плату на проезд в омнибусах. Так, поездка по городу стоила 25 коп. днём и вдвое дороже ночью, из Глазковского предместья в центр соответсвенно – 90 коп. и 1руб. 20 коп. По взаимному договору оплачивались поездки на дачи, в военный городок, Лисиху и другие отдалённые части города. 7 января 1918 года в Иркутске прошли митинги рабочих, солдат и служащих советских учреждений, одобривших декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания. В период самодержавия идею народного представительства – Учредительного собрания – поддерживала либеральная интеллигенция и все революционные партии, включая большевиков. Одним из первых решений Временного правительства было проведение выборов в Учредительное собрание. Их планировалось провести в ноябре 1917 года. После захвата власти большевики образовали «временное рабочее и крестьянское правительство – Совет Народных Комиссаров, которое должно управлять страной до созыва Учредительного собрания». Это положение, утверждённое Вторым съездом Советов, было отброшено большевиками, когда они поняли, что проиграли выборы эсерам. В среднем по стране эсеры получили 38% голосов, а большевики – 23%.Такой же примерно расклад был и в Иркутской губернии. В соответствии с демократическими нормами большевики должны были передать власть эсерам, которые получили большинство голосов избирателей. Альтернативой демократии была диктатура – удержание власти силой, полное пренебрежение демократическими принципами, переход к репрессиям и террору. Партия Ленина избрала второй путь. В «Тезисах по Учредительному собранию» Ленин объявил всех депутатов, уважающих принципы демократии, «врагами народа». Так была подготовлена теоретическая база для разгона Учредительного собрания. Демонстрации в защиту собрания в Петрограде, Москве, Калуге были разогнаны отрядами Красной гвардии, более десяти человек были убиты. Одна из жертв – представитель Иркутской губернии Георгий Прохорович Литвинов, шедший с красным флагом. В истории созыва и разгона Учредительного собрания проявился главный большевистский принцип – не власть ради процветания общества, а общество ради процветания власти. Данный принцип действовал все годы советской власти и полностью не устранён и ныне. 8 января 1914 года умер Дмитрий Александрович Клеменц – «революционер-народник, прозаик, публицист, археолог, этнограф, путешественник». Так характеризует его деятельность энциклопедический словарь «Иркутск». И здесь нет преувеличения. Доказательство – иркутский период жизни Клеменца, длившийся семь лет – с 1891 г. по 1898 г. До Иркутска – активное участие в петербургской группе «Большого общества пропаганды» (т. н. чайковцев). «Кружок чайковцев, – вспоминал позднее соратник Клеменца Николай Чарушин, – ставил своей задачей пропаганду освободительных идей». Арестованный по доносу Н. Рейнштейна и осуждённый на пять лет ссылки Клеменц не отказывается от освободительных идей. Он пропагандирует их со страниц «Восточного обозрения» – одного из лучших изданий провинциальной России, целью которого было «содействие гражданскому обновлению Сибири, объединению лиц, знающих жизнь Сибири, любящих свой край и желающих добра ему». К таким людям и относился Клеменц – один из редакторов «Восточного обозрения» и активный автор. Он спроецировал себя на эту цель. Она определила его сущность – сущность свободного человека. В этом же свободном русле и научная деятельность Д. А. Клеменца – изучение Монголии. 9 января 1894 года в Мариинском приюте состоялось торжество по поводу десятилетия со дня основания. Приют был основан на пожертвования известного иркутского мецената И. С. Хаминова, и по его желанию был назван по имени императрицы – Мариинским. Традиции благотворительности восходят к Древней Руси. Киевские князья учили своих подданных нищелюбию – заботе о больных, калеках, сиротах. В восемнадцатом веке были созданы приказы общественного призрения. Забота о нуждающихся была вменена в обязанность сельским и городским обществам и приходам. В 1828 году был создан высший государственный орган управления благотворительностью – Ведомство учреждений императрицы Марии. В структуру этого Ведомства и входили иркутские приюты – Александринский и Мариинский. «Эти два приюта, – утверждает А. К. Чернигов, – признавались в России одними из лучших». Подтверждали этот факт почётные дипломы Всемирной выставки, проходившей в Париже. В «Летописи города Иркутска» Н. С. Романова сообщается: « 20 марта 1895 года в Мариинском приюте прошла выставка и продажа рукодельных работ, исполненных воспитанницами. Лучшие работы будут направлены на Всероссийскую выставку в Нижний Новгород». В «Историко–этимологическом словаре современного русского языка» П. Я. Черных сказано: «Слово «приют» известно в русском языке с начала Х1Х века и восходит к готскому слову, означающее «любовь». Это понятие и было основополагающим принципом Мариинского приюта.
|
|