«Кавказская пленница»: рабочая сценка на фото в конце съемочного дня |
Ирина Проровская, sobesednik.ru |
03 Июня 2020 г. |
В конце мая 1966 года в Алушту приехали московские киноартисты. На городской набережной можно было встретить уже знаменитых Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова, а с ними юную красавицу – еще неизвестную зрителю Наталью Варлей. В городе начались съемки кинокомедии «Кавказская пленница». В роли Кавказа – окрестности АлуштыРазвернуть работу в Крыму, а не на Кавказе было решением режиссера Леонида Гайдая – четырьмя годами раньше он снимал под Бахчисараем и Ялтой фильм «Деловые люди», роли в котором исполняли в том числе Никулин и Вицин. Там же в 1965-м снимались и некоторые эпизоды «Операции "Ы"». В итоге в «Кавказской пленнице» только один момент имеет отношение к Кавказу – сцена с падением Шурика в реку, роль которой «исполнила» сочинская Мзымта. Все остальное – Алушта и ее живописные окрестности. Снимок, на котором Гайдай сидит в окружении исполнителей главных ролей, был сделан в районе поселка Лучистое в конце одного из съемочных дней. Все выглядит так, как будто работа закончена и актеры обступили режиссера, чтобы обсудить дальнейшие планы. Однако снимок на самом деле постановочный. – Вскоре после того, как Гайдай приступил к съемкам в Алуште, мы с оператором Львом Михайловым приехали туда снимать репортаж для «Советского кино» – киножурнала, который показывали в кинотеатрах перед сеансами, – вспоминает автор снимка – фотохудожник Анатолий Ковтун. – Фотографией я тогда занимался только для себя, но с большим удовольствием. И в какой-то момент появилось желание сделать групповой снимок, причем так, чтобы и я на нем тоже остался. Мы с Михайловым решили, что организуем это вроде как для киносъемки, он поснимает сначала «Конвасом» (профессиональный ручной киноаппарат, который выпускался с 1954 года Красногорским механическим заводом. – Ред.), а потом моим фотоаппаратом – и тогда я незаметно встану в кадр. Так и поступили. Но совсем незаметно не получилось – вместе со мной встал еще один человек, которого я плохо помню, кажется, это второй режиссер картины. На фото он – крайний справа. «Между Моргуновым и Гайдаем чувствовалось напряжение»Леонид Гайдай о происходящем не подозревал. По словам Анатолия Ковтуна, несмотря на постановочность снимка, все было совершенно естественно – никто не позировал, разве что Георгия Вицина попросили перейти в другое место. – Гайдай в центре, и так было в реальности – он был непререкаемым авторитетом для всех на съемочной площадке, – вспоминает Ковтун. – При этом он никаких усилий для этого не прилагал. Человек был очень интеллигентный, удивительно тактичный. Ни разу не видел, чтобы он возмущался или повысил голос – мне кажется, он этого и не умел. Ситуации были разные, но Гайдай спокойно объяснял, ко всему относился философски. Было много экспромтов, актеры предлагали какие-то идеи, и он почти всегда говорил: «О, давайте!», только изредка сам что-то добавлял. В обсуждении сценария с режиссером обычно участвовали Георгий Вицин и Юрий Никулин. Иногда по собственной инициативе подключался Евгений Моргунов. «Кавказская пленница» – последний фильм, в котором появляются Трус, Балбес, Бывалый. Есть мнение, что кинотроица распалась именно на съемках в Алуште – из-за конфликта между Гайдаем и Моргуновым. – На первый взгляд у них были совершенно нормальные отношения, никаких сложностей во время работы я не замечал, – рассказывает Анатолий Ковтун. – У Моргунова был сложный характер. К тому же он уже тогда был известным актером, много снимался и любил, когда ему доставалось внимание. Что между ним и Гайдаем произошло на съемках, я не знаю. Но напряжение чувствовалось. Неслучившийся портретИсполнительницу роли Нины Анатолий Ковтун знал еще до съемок в Алуште – и до начала ее актерской карьеры. Несколькими годами раньше он снимал репортаж в Государственном училище циркового и эстрадного искусства и там познакомился с Натальей Варлей, студенткой акробатического отделения. – Она тогда была совсем юная, – вспоминает фотохудожник. – Красоты была потрясающей! Я предложил ей сделать портрет, она согласилась. Спустя какое-то время позвонил ей домой, но трубку взяла бабушка и сказала, что Наташа на сборах в Ленинграде. Потом то я уезжал в командировки, то она, все попытки были неудачными, и в конце концов я решил, что не судьба, и звонить перестал. О чем, кстати, до сих пор жалею. Всякий раз, когда смотрю «Кавказскую пленницу», вспоминаю о том несостоявшемся портрете. Когда я увидел Варлей в Алуште, она была уже совсем другой. Я не стал напоминать о той нашей встрече, но по ее взгляду мне показалось, что она меня узнала. Было неловко. Общались так, будто не были знакомы, благо обстоятельства позволяли. Вино белое, вино красное...В свободное время участники съемок обычно делилась на компании: в одной были Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов (и примкнувшие к ним на время командировки Анатолий Ковтун и Лев Михайлов), а в другой Леонид Гайдай, Наталья Варлей и некоторые другие люди из киногруппы. Гуляли отдельно по местной набережной, периодически пересекаясь. – На всю жизнь запомнил: повсюду стояли пивные бочки, но в них продавалось красное и белое вино – белое слегка газированное, – рассказывает Ковтун. – Стакан стоил, по-моему, 18 копеек. Подходишь к бочке – берешь красное, через какое-то время встречается другая – берешь белое. Но не подумайте, все было прилично – очень красиво и вкусно. Прогуливающиеся у моря Трус, Балбес и Бывалый вызывали у жителей Алушты и отдыхающих – съемки совпали с началом туристического сезона – живой интерес. Анатолий Ковтун рассказывает, что актеры, составившие на экране знаменитую троицу, и за кадром шутили постоянно – так, что невозможно было оставаться серьезным ни минуты. Однако делали они это по-разному. – Моргунов – с шумом, громко, – вспоминает он. – Никулин мог сделать шутку буквально из воздуха, в любой момент. А Вицин шутил изящно и тонко. За ним вообще было интересно наблюдать. Помню, однажды мы с Львом Михайловым закончили съемку, а Вицин тихо так, деликатно говорит: «Лева, можно теперь я вас сниму?» Взял камеру и с серьезным лицом – но оттого еще смешнее – стал изображать оператора, а Михайлов ему позировал. У меня сохранилась фотография этого момента. Смотришь на нее, вспоминаешь те события – и с ума сойти можно, сколько же лет прошло! Все мы любим смотреть фотографии. Запечатленные кадры способны перенести нас в прошлую жизнь. Увидев кого-то из ушедших в мир иной, могут возникнуть в памяти истории с ними связанные. И вот эти люди уже почти рядом, как будто бы и не покинули они нас насовсем, а лишь уехали временно куда-то там далеко, но обязательно скоро вернутся. Жалко только, что всё это может произойти в мире грез, вызванном воспоминаниями, а не по-настоящему. А у нас есть публикации и про другие фотографии с историей:
|
|