НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-26-18-01-15
Народная артистка СССР София Ротару на своей странице в соцсети опубликовала фото с кладбища. 23 октября певица посетила могилу мужа Анатолия Евдокименко, похороненного в...
2024-10-25-18-36-10
Известная певица Таисия Повалий уже несколько лет проживает в Москве, много гастролирует по России и участвует в различных проектах.
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...

История Заны

10 Октября 2014 г.

kaledoskop

В летописи о снежном человеке упоминание существа по имени Зана занимает видное место. Историю Заны исследовали учёные А. А. Машковцев и Б. Ф. Поршнев. Зана – это пойманная и прирученная женщина-гоминоид. Она жила в конце XIX века, похоронена в селении Тхина Очамчирского района.

Многие долгожители этого селения, в частности за сто, Ламшацв Сабекиа (около 105 лет), его сестра Дигва Сабекиа (около 120 лет), Куона Кукунаа (около 120 лет), Алыкса Цвижба (около 130 лет), Шамба (около 100 лет) знали Зану и могли подробно описать. «Пожалуй, нет в окрестностях дома, – писал Б. Ф. Поршнев, – где не сохранились бы семейные воспоминания о Зане».

Дата и место поимки Заны точно не известны. Согласно одному варианту, за ней охотились в горных лесах Заадан, согласно другому – близ морского побережья нынешнего Очамчирского района или ещё южнее – в нынешней Аджарии. В пользу Аджарии говорит кличка Зана, что схоже с грузинским «занги» – тёмнокожий, негр. Когда её связывали, Зана яростно сопротивлялась. Её колотили дубинками, забили рот войлоком, надели на ноги бревно-колоду. Несколько раз её перепродавали, прежде чем она оказалась собственностью дворянина Эдги Генаба, который отвёз её, связанную, в свою усадьбу в селении Тхина, что на реке Мокви в 78 километрах от Сухуми.

Сначала Генаба поместил Зану в очень крепкий загон из вертикальных брёвен. Пищу ей спускали туда, не входя, так как она вела себя как дикий зверь. Зана вырыла себе в земле яму и в ней спала. В таком совершенно диком состоянии она оставалась первые три года. Но понемногу приручалась, и её перевели в плетёную ограду под навесом в стороне от дома, где сначала держали на привязи, позже стали иногда отпускать на волю. Она не уходила далеко от мест, где получала пищу. В тёплом помещении она находиться не любила, круглый год в любую погоду жила во дворе под навесом, где снова вырыла себе яму, или нору для спанья.

Кожа у Заны была чёрной или тёмно-серой, всё тело её с головы до ног и особенно в нижней части было покрыто чёрно-рыжеватыми волосами, но не очень густыми. У ступней волос почти не было. Ладони были вовсе без волос. На лице они были совсем редкие, небольшие. Зато на голове, как папаха, возвышалась свалявшаяся копна чёрных жёстких, блестящих волос, гривой спускавшихся на плечи и спину.

Как все гоминоиды, Зана не обладала способностью говорить. За десятки прожитых тут лет не научилась произносить ни одного абхазского слова. Иногда она бормотала, издавала нечленораздельные звуки, а в раздражении – крики. Слух у неё был острый. Она шла на свое имя, выполняла кое-какие команды хозяина, побаивалась его окриков.

Зана была очень рослая, массивная: с непомерно большими грудями, что вообще характерно для самок гоминоидов, свисавшими до живота, высоким толстым задом, мускулистыми руками и ногами, но голень от колена до лодыжки была странной формы – без утолщения посередине. Пальцы на руках были толще и длиннее человеческих, на ногах – могли широко раздвигаться. Когда она была раздражена, особенно отодвигался большой палец.

У неё было поразительное лицо. Оно пугало. Широкое, скуластое, с крупными чертами. Плоский нос, со вздёрнутыми большими ноздрями. Выдвинутая вперед нижняя часть лица наподобие рыла. Широкий разрез рта, крупные зубы. Неестественно выступающий затылок. На низком лбу волосы начинались от самых бровей – лохматых, густых. Глаза имели красноватый оттенок.

Иногда Зана неожиданно начинала смеяться, обнажая белые зубы. Никто не заметил, чтобы она улыбалась или плакала.

Сила и выносливость её были огромны. Зана могла бежать быстрее лошади. Она переплывала бурную реку Мокви даже в разлив, а в холодном роднике, который до сих пор носит её имя, купалась летом и зимой. Легко поднимала одной рукой и несла на голове в гору с мельницы пятипудовый мешок. Неуклюже, как медведь, лазила на деревья за фруктами, грецкими орехами.

В жару ложилась вместе с буйволами в воду источника. По ночам уходила бродить по окрестным холмам.

У людей Зана смогла научиться немногому, осталась полуприручённой. В дом иногда входила и даже к столу её подзывали, но слушалась она только хозяина – Эдги Генабу. На детей не нападала, но пугала, и детей в округе стращали Заной. Лошади её боялись.

Ела Зана всё, что давали, в том числе мамалыгу, мясо, и всегда только руками. От вина приходила в хорошее настроение, затем засыпала обморочным сном. Спала она всегда в яме, ничем не прикрывалась, но любила закапываться в тёплую золу от потухшего костра. Самое главное, чему Зану удалось научить – это высекать огонь из кремня на трут-лишайник и раздувать. Но дальше этого её трудовое воспитание, в сущности, не пошло. Её лишь научили выполнять несложные приказы словом или жестом: вертеть ручные жернова, приносить дрова или воду из источника в кувшине, снести на водяную мельницу к реке и доставить оттуда мешки, снять хозяину сапоги. Вот и всё. Зана не стала человеком. Но она стала матерью людей – и это самое удивительное в её истории.

Неандерталка неоднократно беременела от различных мужчин. Рожала без всякой помощи. Несла полоскать новорожденного в воде, хотя бы и ледяной. Но новорожденные не выдерживали этого лесного омовения и гибли. Позже люди начали вовремя отнимать у Заны новорожденных и выкармливать их.

И вот четырежды совершилось чудо: два сына и две дочери Заны выросли людьми – полноценными людьми с речью и разумом, правда, обладавшими физическими и душевными странностями, но вполне способными к труду и общественной жизни. Старшего назвали Джанда, старшую дочь – Коджанар, вторую дочь – Гамаса (умерла в двадцатых годах XX века), младшего сына – Хвит (умер в 1954 году). Все они, в свою очередь, имели потомство, расселившееся по разным местам Абхазии. «Двоих из внуков Заны – сына и дочь Хвита от его второго брака с русской я навестил в 1964 г. в г. Ткварчели, где они работают на руднике, – пишет Борис Фёдорович. – Молва утверждает, что отцом Гамасы и Хвита был сам Эдги Генаба. Но их записали при переписи под другой фамилией. Показательно, что Зану похоронили на родовом кладбище семьи Генаба, что этих двух младших детей растила жена Эдги Генаба».

Гамаса и Хвит были люди могучего сложения, с темноватой кожей и некоторыми другими как бы негроидными признаками. Но они почти ничего не унаследовали от Заны из неандертальских черт: доминантным оказался комплекс человеческих признаков. Хвита, умершего в возрасте 65–70 лет, односельчане описывали как человека лишь с небольшими отклонениями от нормы. При тёмной коже и больших губах, волосы, в отличие от негроидной расы, были прямые, жёсткие. Голова мала по отношению к размерам тела. Хвит сверх всякой меры был наделён физической силой, нравом несговорчивым, драчливым, буйным. В результате стычек с односельчанами у Хвита была отсечена правая рука, однако и левой ему хватало, чтобы косить, справляться с колхозной работой, даже лазать по деревьям. Он обладал высоким голосом и хорошо пел. Дважды был женат, оставил троих детей. На старости перебрался из сельской местности в Ткварчели, где и умер, но похоронили его в Тхине, близ могилы матери – Заны.

Гамаса тоже, как и брат, была намного сильнее обычных людей. Кожа у неё была очень тёмная, тело волосатое. Лицо было безволосым, однако вокруг рта пробивалась растительность. Гамаса дожила лет до шестидесяти.

Это всё, что узнал Борис Фёдорович Поршнев о Зане – реликтовом гоминоиде, палеоантропе, неандерталке (в народе – снежном человеке) и её потомстве.

ИСТОЧНИК: http://www.zooeco.com/0-jeti/0-jeti2111.html

  • Расскажите об этом своим друзьям!

 

Тэги: