ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Участник парада Победы

Подготовил С. Н. Аксёнов, ветеран завода и цеха летных испытаний   
08 Мая 2021 г.
Изменить размер шрифта

0605 8 2an

После окончания войны на наш завод вернулись и приступили к мирному труду более 3500 фронтовиков. Только в нашем цехе летных испытаний в 60-х годах работало 115 участников ВОВ. Среди них был и руководитель полетов, наземный штурман С. И. Масальский. Только в канун 30-летия Победы мы узнали, что Сергей Иванович был участником парада Победы в Москве в июне 1945 года.

Участник парада Победы

Товарищи по работе сумели разговорить тогда коллегу, и он рассказал им свою историю. Родился он в 1920 году в семье железнодорожников в Иркутске-II. Когда учился в школе, видел взлёты и посадки самолетов на заводском аэродроме, с завистью наблюдал за парашютными прыжками заводских аэроклубовцев. Но по настоянию родителей стал студентом Московского института железнодорожного транспорта. С первого курса стал с друзьями заниматься в аэроклубе. Там же впервые и поднялся в небо на планере. Любовь к небу победила, и с 3-го курса института Сергей поступает в Чугуевское летное училище, которое окончил в канун войны и как лучший выпускник был зачислен в Конотопское училище командиров звеньев.

Началась война, но С. И. Масальского и его коллег садят за парту. И это было оправдано – в ВВС стали поступать новые истребители Як-7, Як-9.

Так что на фронт Сергей Иванович был направлен лишь в 1944 году. Летали звеньями, прикрывая бомбардировщиков от вражеских истребителей. В одном из полетов зенитный снаряд попал в мотор – летчик сумел посадить поврежденный самолет на лесную поляну и вернуться в свой полк. Через три дня на новом Яке гвардии старший лейтенант С. И. Масальский вновь сопровождал в полете бомбардировщики.

13 января 1945 года началась Восточно-прусская операция. Войска 3-го Белорусского фронта подошли к Кенигсбергу. Для летчиков 330-й гвардейской дивизии наступило горячее время: в день совершали по шесть-семь боевых вылетов, прикрывая бомбардировщики, которые бомбили порт Пиллау, где находились вражеские корабли.

Победу Сергей Иванович с боевыми друзьями встретил на аэродроме под Кенигсбергом.

За успешное выполнение боевых заданий С. И. Масальский был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».

В середине мая 1945 года Сергея Ивановича вызвали к командиру дивизии и вручили приказ – ехать в Москву для участия в Параде Победы. Для него это было неожиданностью, так как он считал, что в дивизии есть летчики, чей послужной список и боевые награды в большей мере заслуживают этой чести. Но приказ есть приказ.

В Москве им выдали парадную форму, и они учились ходить в шеренгах по 20 человек. Тренировки проходили ночью под Крымским мостом. Перед парадом провели две ночные репетиции на Красной площади в составе сводного полка.

Утром 24 июня их подняли в 5:00 утра, а в 10:00 их сводный пол уже стоял на Красной площади. И вот бой курантов. Командующий парадом К. К. Рокоссовский подал команду: «Парад, смирно!», и участников парада приветствовал маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Затем их полк стремительно прошел по Красной площади…

Но далеко не сразу после Парада Победы он попал в родной Иркутск – группу лучших летчиков дивизии отправили в Китай обучать китайских пилотов. Два года он помогал им осваивать новую технику. За профессионализм в обучении Сергей Иванович был награжден китайской медалью.

В 1961 году С. И. Масальский демобилизовался, вернулся в Иркутск и был принят на авиазавод. Работал, как уже говорилось, в цехе летных испытаний: мотористом, руководителем полетов, наземным штурманом.

Коллектив завода в этот период изготавливал самолеты: Ан-12, Як-24, Ан-24, МиГ-23УБ, МиГ-27, осуществлялся серийный запуск самолета Су-27УБ, а летчики-испытатели выполняли их облет.

За долголетнюю и безупречную работу в цехе летных испытаний Сергей Иванович награждался почетными грамотами, денежными премиями, ему вручена медаль «Ветеран труда».

На заслуженный отдых С. И. Масальского, майора запаса, коллектив ЛИСа проводил в 1987 году. Товарищи по работе, руководство цеха не забывали своего коллегу и встречались с ним по праздникам.

Но так уж получается в нашей жизни, что участник Великой Отечественной, участник Парада Победы вынужден был три года подрабатывать дворником в детских яслях…

Материал составлен по личным встречам с С. И. Масальским, на основании его личного дела и материалов музея Иркутского авиазавода.

Р. S. А участниками Парада Победы в Москве были еще двое наших заводчан – пехотинец Илья Федорович Бригидин и сотрудник военного представительства на заводе, полковник Николай Петрович Янченко, воевавший авиамехаником.

  • Расскажите об этом своим друзьям!