НА КАЛЕНДАРЕ

Крупный бизнес Прибайкалья: это было недавно

Автор главы – профессор Е.Н. Волосов   
11 Сентября 2024 г.

Из исследования «Современная история Иркутской области. 1991–2021 годы»

Ведущие лоббисты аграрного сектора Прибайкалья в Законодательном собрании области «нулевых» годов Илья Сумароков (КПРФ) и Гавриил Франтенко («Единая Россия»)

  

Многие депутаты из числа предпринимателей отличались высокой политической, законотворческой активностью, и по степени упоминаемости в средствах массовой информации не только не уступали, но зачастую превосходили своих коллег из двух первых групп. Например, в составе Законодательного собрания созывов 1996 и 2000 гг. работал генеральный директор ОАО ФСК «Новый город», один из руководителей региональных организаций «Единой России» и «Гражданской платформы» А.С. Битаров. Здесь, будучи генеральным директором ОАО «Востсибэлемент», получил политическую известность руководитель ИРО «Союза правых сил», автор идеи Иркутской агломерации А.П. Козьмин (созывы 2000 и 2004 гг.). Патриарх и главный лоббист иркутских аграриев, генеральный директор СХАО «Белореченское» Г.С. Франтенко работал в четырех составах Законодательного собрания – с 1996 по 2013 г.

В составе Законодательного собрания созыва 2000 г. стал узнаваем и хорошо известен будущий «алкогольный король» Байкальского региона, генеральный директор ОАО «Байкалфарм» М.Э. Матханов. С поста руководителя компании-нефтетрейдера «Эксиойл» в 2004 г. пришел в Законодательное собрание один из лидеров ИРО «Единая Россия» С.В. Курилов. Вообще выборная кампания 2004 г. оказалась богатой на новые имена из числа представителей среднего и крупного бизнеса Приангарья. Они заняли 40% мест. Депутатами регионального парламента стали генеральный директор ООО «Спортмастер» А.А. Кайдаш, директор одной из крупнейших сетей оптовой торговли алкоголем ООО «Центр» А.В. Чернышев, президент преуспевающего лесозаготовительного и деревообрабатывающего предприятия ООО «ПИК-89» А.К. Плахотник. Закрепится в политической сфере смог бывший генеральный директор СП «Игирма-Тайрику» И.Ф. Подашов (руководитель ОАО «Сибэкспортхолдинг»).

Фракция КПРФ в Законодательном собрании (2004–2008 гг.) была представлена не только профессиональными политиками, но и бизнесменами и хозяйственными руководителями. Так, парламентариями стали генеральный директории сельскохозяйственного производственного кооператива «Усольский свинокомплекс» И.А. Сумароков и бывший первый секретарь Иркутского ОК КПСС, а в 2000-е гг. генеральный директор ООО «Сибиряк-И» В.И. Потапов.

Еще более разнообразным с точки зрения сфер бизнеса, представляемых депутатами, оказалось Законодательное собрание, избранное в 2008 г. В его состав было избрано 50 депутатов по смешанной системе. Половина депутатов избиралась по партийным спискам, другая половина – по одномандатным округам. Строгая партийная дисциплина, агрессивная пиар-кампания ведущей политической партии обусловили сконструированный, искусственный характер состава Законодательного собрания. Вместе с тем следует отметить, что авторы проекта попытались диверсифицировать его состав не только в части депутатов от социальной и административной сфер, но и представителей бизнес-сообщества. В первом кластере (избранные по одномандатным округам) оказалось сразу девять представителей местного бизнеса: строительство (В. Дмитриев, Т. Сагдеев), сельское хозяйство (П. Сумароков, Г. Франтенко, А. Иванов), транспорт и дорожные службы (Н. Труфанов, А. Кайдаш), торговля (В. Ташкинов, А. Чернышев). В части депутатского корпуса, сформированного по партийным списка, был также широко представлен местный бизнес: издательская деятельность и СМИ (В. Матиенко, С. Тюников), торговля (В. Киреев, Н. Чекотова, С. Шигорин), сельское хозяйство (И. Сумароков). И хотя некоторые аналитики считают, что позиция любого депутата зависит от «московских хозяев» (единороссов, коммунистов или самовыдвиженцев), а весь региональный истеблишмент следует рассматривать как единую политическую команду, управляемую из Москвы, такой взгляд представляется несколько упрощенным.

Синергетические эффекты в Законодательном собрании Иркутской области в 2000-е гг. создали немало проблем назначаемым губернаторам (А. Тишанин, Д. Мезенцев). И понимание отношений федерального центра и региональных депутатов как жесткой детерминированной зависимости и вертикали вряд ли уместно. Столь разношерстный состав бизнес-элиты, представленной в законодательном органе области, и по большому счету мало зависимой от вертикально интегрированных холдингов, являлся определенным гарантом сохранения сдержек и противовесов в системе государственной власти.

В 2010-е гг. продолжалось укрепление административной вертикали власти и превращение законодательной власти в придаток власти исполнительной. В этот период мы видим новую политико-экономическую реальность – конец эпохи областного олигархата. В течение второго и третьего созывов значительно уменьшается число высокопоставленных руководителей федеральных структур и предприятий вертикально интегрированных холдингов. Их заменяют рядовые чиновники, по сути, лоббисты корпоративных интересов. Например, если в первом созыве (2008–2013 гг.) интересы «Иркутскэнерго» защищал А.В. Швайкин в статусе заместителя генерального директора «Иркутскэн6ерго», то во втором созыве (2013–2018 гг.) – руководитель «Иркутской энергосбытовой компании» С.И. Бабкин. В составе депутатского корпуса третьего созыва представители ПАО «Иркутскэнерго» отсутствовали вообще.

Подобная ситуация по менеджменту ВСЖД. В Законодательное собрание первого созыва входили два представителя ВСЖД: начальник дороги А.А. Краснощёк и заместитель начальника ВСЖД И.В. Милостных. Причем оба избирались по округам. В составе третьего созыва остался один – заместитель начальника дороги в Тайшетском регионе В.Ю. Шпаков. Да и он избирался по списку «Единой России».

В составе Законодательного собрания третьего созыва (2018–2023 гг.) отсутствуют руководители крупнейших предприятий и организаций промышленного сектора: филиалов Группы «Илим» в городах Братске и Усть-Илимске, Братского и Иркутского алюминиевых заводов, Коршуновского горно-обогатительного комбината, Иркутской, Братской, Усть-Илимской ГЭС, Ангарской нефтехимической компании и ряда других. Видимо, Законодательное собрание перестало быть структурой, необходимой для решения проблем вертикально интегрированных холдингов федерального значения (Группа «Илим», «Базэл», «Роснефть»). А руководители предприятий из реальных субъектов экономической и политической деятельности превратились в обычных исполнителей решений собственников.

Следует отметить еще один феномен структуры Законодательного собрания второго и третьего созывов – присутствие собственников крупнейших строительных компаний Иркутска: А.С. Битарова (ФСК «Новый город»), отца и сына А.Н. Красноштанова и А.А. Красноштанова (ФСК «Домстрой»). Это как раз тот случай, когда представители местной бизнес-элиты осознанно шли во власть для решения личных и корпоративных задач. Интересно, что ни один из упомянутых лиц не доработал в областном парламенте до конца срока. А.Н. Красноштанов досрочно сложил полномочия, став депутатами Государственной думы в 2016 г. А.А. Красноштанов вышел из состава ЗС в ноябре 2020 г. по собственному желанию. Но его быстрое последующее назначение заместителем мэра Иркутска, а потому избрание в Госдуму в 2021 г. показывает, что отставка областного депутата не была случайной.

Еще более интересны путешествия по маршрутам законодательной и исполнительной власти А.С. Битарова. Свою парламентскую работу он начинал, еще будучи депутатом областного Совета народных депутатов в 1987 г. С 1996 г. он был депутатом Законодательных собраний 1996–2000, 2000–2004 гг. Затем вернулся в областной парламент и избирался в течение трёх сроков подряд – в 2008, 2013 и 2018 гг. Через небольшой промежуток времени по различным причинам он покидал депутатское кресло. В одном случае объяснением отставки стало его назначение первым заместителем председателя правительства Иркутской области. В другой раз – главой областного правительства. В третьем – отставка без объяснения причин. Поражает настойчивое стремление пробиться в областной парламент, завоевать доверие избирателей и затем три раза подряд обмануть их надежды. Возможно, А.С. Битаров, обладая прекрасными управленческими и экономическими компетенциями, руководствовался благородными мотивами помощи областной экономике. Другой версией, объясняющей карьерные стратегии А.С. Битарова, являлась необходимость лоббирования собственного строительного бизнеса, успешность которого зависит от получения новых площадок для строек и других преференций со стороны государства. Такие решения обычно принимаются кулуарно, поэтому всей правды из официальных документов мы не узнаем никогда.

…К ярким представителям иркутской бизнес-элиты относятся собственники и топ-менеджеры крупнейшего в Иркутской области предприятия по добыче нефти «Иркутская нефтяная компания». По оценке Forbes состояние председателя Совета директоров ЗАО «ИНК-Капитал» Н. Буйнова составляло 2,2 млрд долларов. По размерам своих финансовых активов основной акционер «ИНК» занимал 66-е место среди богатейших людей России.

Еще один представитель иркутской бизнес-элиты – генеральный директор «ИНК» М. Седых. При анализе состояний богатейших российских женщин российский филиал издания Forbes решил отсечь жен или бывших жен, на которых бизнесмены либо переписывали собственные активы, либо отдавали часть активов в результате развода. Поэтому редакция решила создать более справедливый и объективный список так называемых self-made женщин, которые либо добились результата самостоятельно, либо активно участвуют в семейном бизнесе(но не получили его по наследству), либо ведут дела с партнерами. В этом перечне шестое место заняла Марина Седых – генеральный директор «Иркутской нефтяной компании» – 300 млн долларов.

Судя по анализу областной информационной среды, Н. Буйнов и М. Седых не ведут публичной политической деятельности. До 2018 г. М. Седых на протяжении двух созывов являлась депутатом Законодательного собрания Иркутской области по списку партии «Единая Россия».

Ранее:

(Окончание следует.)

  • Расскажите об этом своим друзьям!