НА КАЛЕНДАРЕ

«Это наша с тобой биография…»

Александр Андреевич ЖИГИЛИЙ, ветеран-строитель БАМа   
19 Октября 2024 г.

Рассказ первостроителя БАМа Александра Жигилий о своем трудовом вкладе во многие объекты магистрали века и короткой памяти нынешних устроителей юбилея.

«Это наша с тобой биография…»

«Я родился далеко от БАМа, в селе Базылевщина Полтавской области 31 марта 1949 года. Первый ребенок в семье. Через год семья переехала жить в районный центр Карловка этой же области. Здесь я окончил школу в 1966 году, получил специальность кинотехника и переехал работать в Полтаву. Затем, отслужив армию в 6-й гвардейской танковой армии под Днепропетровском, вернулся в Полтаву, где поступил учиться в Кременчугский техникум железнодорожного транспорта на факультет «Тепловозное хозяйство». Окончив его с красным дипломом в 1974 году, устроился в Полтавское локомотивное депо помощником машиниста тепловоза грузовых и пассажирских составов. Параллельно учился заочно на общетехническом факультете Полтавского строительного института.

Но так как в то время уже на всю страну гремело слово «БАМ», решил поехать проверить себя на такой грандиозной стройке. И вот в ноябре 1974 года я по путевке Полтавского обкома комсомола вылетел в Иркутск, а затем и на БАМ – в Усть-Кут, куда прибыл и высадился первый отряд БАМа имени 17-го съезда ВЛКСМ.

Сначала меня устроили в Мостостроительный отряд № 5 треста МС-9, затем в феврале 1975 года перевели работать в МО-45 этого же треста. В Усть-Куте участвовал в строительстве первого железнодорожного моста через реку Лена и первого в городе автодорожного моста через реку Кута, который сдали в эксплуатацию 2 октября 1975 года. А чуть раньше, в апреле 1975 года, я женился, и потом уже семьей мы осваивали строительство поселка Магистральный Казачинско-Ленского района. Здесь у нас и родилась дочь, назвали ее Софьей.

Железнодорожные и автодорожные мосты я начинал строить в качестве плотника-бетонщика, затем уже монтажника стальных и железобетонных конструкций, а потом – на строительстве мостов через реки Киренга и Умбела, автомобильного моста через реку Улькан (автодорога Улькан – Иркутск), железнодорожного моста в поселке Акульшет, вторых путей БАМа в Тайшете – уже в качестве мастера.

Потом мы участвовали в строительстве моста через Бирюсу (автодорога Красноярск – Иркутск), строили мосты, бетонный завод и поселок на знаменитом перевале Даван, поселок Кичера и мост через реку Кичера.

Еще позже, при переезде семьи на постоянное место жительства в Усть-Кут, я работал мастером в Мостостроительном отряде № 5, старшим прорабом на строительстве второй очереди здания треста Мостострой № 9, промбазы и нового бетонного завода МО-5, жилья для работников треста МС-9, а также на строительстве автомобильных мостов через реки Лена и Турука, тоннельного проезда в Усть-Куте, железнодорожных мостов на вторых путях участка БАМа Усть-Кут – Железногорск и на других объектах.

По окончании монтажа уникального по тому времени металлического пролетного строения автомобильного моста через Илимское водохранилище меня пригласили преподавать теорию и практику по изготовлению железобетонных конструкций на строительстве мостов для учащихся средней школы № 7 поселка Якурим.

В 1989 году я был избран депутатом Усть-Кутского городского Совета депутатов, затем перешел на работу в Совет депутатов в качестве руководителя комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и экологии района. Потом меня перевели в администрацию города Усть-Кут в качестве руководителя отдела по промышленности, транспорта и связи, где я и проработал до 1997 года. Перед выходом на пенсию возглавлял по предложению мэра агентство по развитию малого и среднего бизнеса в районе…

Сейчас я на заслуженном отдыхе, осваиваю в качестве пенсионера-дачника труд садовода-огородника на своем приусадебном участке и… с большой ностальгией вспоминаю наше поистине героическое трудовое прошлое, когда мы, молодые строители Страны Советов, участвовали в самой большой в мире стройке века! Ведь мы там не только возводили уникальные объекты, но и активно проводили общественную работу: участвовали в спартакиадах БАМа, готовили команды по гражданской обороне, проводили трудовые соревнования комсомольско-молодежных бригад и выставки компьютерной техники, были участниками бамовских КВН.

За свой многолетний труд на БАМе я был награжден медалью за «Строительство Байкало-Амурской магистрали», имею звание «Ветеран труда»…

Но, к сожалению, сейчас на дворе иные времена, и о трудовых заслугах ветеранов – строителей «магистрали века» новая власть в лице администрации нашего города и района, видимо, просто запамятовала. Нас, многих ветеранов БАМа, в связи с 50-летием начала строительства БАМа не только «забыли» наградить юбилейной медалью «50-летию БАМа», но даже не удосужились и поздравить. Выходит, в новые времена нужны иные «почетные» герои-строители нашего государства?!

А ведь во времена нашего БАМа девиз «Человек человеку друг, товарищ и брат!» был основополагающим во взаимоотношениях всех людей страны. Видимо, основное слово того времени – друг – сейчас не в почете».

  • Расскажите об этом своим друзьям!