Анатолий Байбородин: «Без журнала литературе не выжить» |
Беседовала Алёна Шипицына |
24 Октября 2020 г. |
В этом году журналу «Сибирь», старейшему литературному изданию края, широко известному не только в нашей области, но и далеко за её пределами, исполнилось 90 лет. Журналу уже потому легендарному, что в нём были опубликованы произведения выдающихся писателей-земляков – Валентина Распутина, Александра Вампилова, Кима Балкова и ещё целой плеяды прозаиков и поэтов, чьи имена навсегда будут вписаны в историю не только Сибири, но и всей нашей страны. Основанный в далёком 1930 году, он поначалу назывался «Будущая Сибирь» и под таким названием выходил в свет первые пять лет. Потом названия менялись: «Новая Сибирь», «Ангара». И вот уже почти полвека, с 1971 года, он приходит к своим читателям под нынешним названием. С главным редактором журнала «Сибирь» Анатолием Байбородиным беседует наш внештатный корреспондент, литератор Алёна Шипицына. – Анатолий Григорьевич, литературный процесс – глобальное действо, закономерное и в то же время стихийное. Если взять наш журнал и рассмотреть его как часть этого действа, то какую роль он играет в литературном процессе? Какой прок от него читателю и писателю? – Роль журнала в литературном процессе велика, ибо широкий круг читателей узнаёт о новых произведениях прозы, поэзии, публицистики, критики из журнальных публикаций. Книга может выйти позже и дойдет ли ещё до читателя… А произведение, прошедшее суровый редакторский отбор, уже заслуживает читательского внимания. Если сочинителя напечатала «Сибирь», а тем более журнал «Наш современник», то сего автора признают уже состоявшимся писателем. Нынче не всякий писатель, даже истинно даровитый, может издать книгу прозы либо поэзии, а посему журнал даёт возможность читателю познакомиться с его произведениями. Благодаря журналу писатель видит своё сочинение со стороны и либо восклицает в душе: «Я ли се вообразил и запечатлел… Ай да Пушкин, молодец…», либо хватается за голову, узрев огрехи, и потом доводит сочинение до ума и доброго духа. – А чем отличаются журналы друг от друга? – Отличают главными редакторами… Либерал ли прозападный, патриот ли российский, а далее – по степени литературного дарования, его мистических, национально-этических и эстетических познаний… В былые времена российские литературные журналы даже храбро сражались меж собой на идеологических и даже политических полях: в позапрошлом веке русофилы-консерваторы с прозападными либералами; а в прошлом веке русские национальные журналы («Молодая гвардия» и «Наш современник») противостояли либерально-прозападным («Новый мир» и ему подобные журналы), стараясь мирно ужиться с интернационально-советскими. В нынешнем веке идеологическое противостояние журналов едва тлеет, поскольку и журналы, утесненные интернетом, дышат на ладан и вымирают. – А журнал «Сибирь» имеет некое идеологическое направление? – Журнал наш художественный, и проза, поэзия не терпят лобовые идеологические декларации, и лишь в критике, публицистике авторы могут откровенно выразить свое мировоззрение, скажем, русское народно-православное, кое исповедую. В сем смысле «Сибирь» созвучен журналу «Наш современник», а посему и неслучайно некий писатель повеличал наш журнал его младшим братом. Но в журнале не все зависит от главного редактора, даже если у того семь пядей во лбу и дар от Бога; образ журнала зависит от духовного, творческого уровня окружающих писателей, ибо журнал – издание, подвластное губернской писательской организации. При публикациях главный редактор вынужден быть иногда снисходительным, печатая прозу и поэзию здешних членов Союза писателей – пусть порой бедно и бледно, но профессионально, а к сему еще и автор – юбиляр либо давно не печатался. За снисходительность меня не единожды бранил Василий Козлов, который до меня был главным редактором лет тридцать. На брань я бы эдак ответил: «Ты, брат, редакторствовал, когда в Иркутске процветала такая плеяда талантливых писателей, какая не снилась прочим губерниям даже в сказочном сне: прозаики Валентин Распутин, Алексей Зверев, Глеб Пакулов, Альберт Гурулёв, Геннадий Машкин, Евгений Суворов, Станислав Китайский, Вячеслав Шугаев, Ким Балков, Валентина Сидоренко, Олег Слободчиков, Андрей Антипин, поэты Ростислав Филиппов, Петр Реутский, Михаил Трофимов, Анатолий Горбунов, Виктор Соколов, Андрей Румянцев, Геннадий Гайда, Владимир Скиф, Татьяна Суровцева, да и сам Василий Козлов». Есть и ныне мастера, но чтобы эдакой ватагой… Спасаем журнал тем, что наряду с прибайкальскими представляем и писателей других губерний, чье мудрое и живописное, русское народное слово слышно по всей России-матушке. – Три года, как вы главный редактор «Сибири», и журнал благополучно выходит шесть раз в год. Но были ведь и тяжкие времена… – Были… В окаянные девяностые, когда российскую власть похитили слуги дьявола, ненавидящие Россию и русский народ, разграбившие государство, политикой своей убившие миллионы соотечественников, разумеется, от всеобщей народной нищеты и журнал едва дышал… Но жил благодаря тогдашнему главному редактору Василию Козлову и его соратникам. Без журнала литературе не жить. Коль есть писатели, для кого литература – призвание, судьба, крест и тягостный, и сладкий, значит, они способны нечто придумать, изыскать возможности выйти к читателю. Да простят меня сочинители «в стол», но по мне это равносильно беседе сумасшедшего со стеной «желтого дома». Писатель жаждет писателя, как певец – слушателя, живописец – зрителя… Таланту нужно выражение – ручеёк, стремящийся к народу. Нет журнала, стенгазету выпустят, а сейчас заполонили «мировую паутину». Словом, писателю нужны журналы, а когда покинет сей мир, тогда – лишь молитвы, ибо Господь принимает не по мирской славе, а по слову: запечатлел ли писатель ярко, живо и красиво искреннюю любовь к Вышнему и ближнему. – Не знаю, с чем можно сопоставить труд редактора. Тьму рукописей нужно прополоть, чтобы отделить зёрна от плевел. Каждый редактор имеет свой подход к работе, своё видение. Один отсекает, что-то, в его субъективном понимании лишнее, другой создаёт что-то новое. По каким критериям вы отбираете рукописи для журнала? – Коль журнал представляет русскую литературу, то и отбираем для публикации произведения по степени их русской народности. Трагедия постсоветской российской литературы, да и всего искусства в том, что сбесившиеся властители дум на кровавом закате прошлого века «освободили» искусство от высокого нравственного критерия, именуемого народность, и тогда искусство рухнуло в дьявольскую бездну. – А как вы понимаете народность? – О народности в искусстве и особо в литературе желательно почитать в сочинениях Пушкина, Гоголя, Аксакова, Достоевского. А сказать коротко и просто, народность произведения – родной народ, запечатленный с любовью. Со времён Пушкина шли споры о народности, но тогдашние славянофилы и западники, по-разному оценивая прошлую народную судьбу, по-разному желая грядущую, искренно любили народ. А если говорить о народности и в художественном смысле, то народность произведения – в способности писателя стилистически взойти к многовековой поэтической стихии русского народного языка, звучавшего веками в былинах, сказах и сказках, в песнях, пословицах и поговорках, а с Крещением Руси – в церковнославянском песнопении. – Возлагаете ли вы надежды на молодое поколение поэтов и прозаиков? Делая очередную выборку произведений, кому отдадите предпочтение – молодому писателю (поэту) или же именитому? – Скажу образно, в иные журналы именитый пришлет чистые листы, их напечатают, потом услужливые критики настрочат о глубоком проникновении именитого в человечью душу, а в завершении чистые листы удостоятся весомой премии. Я же ценю писателей не по славе, а по слову, и мне безразлично, именитый или безымянный писатель прислал рукопись, для меня главное, чтобы в произведении сосредоточилась художественно поведанная мудрость, но не от ближнего, от Вышнего. И если именитым все же отдаем предпочтение, то лишь потому, что именитые обычно и мастеровитые. Оценивая по слову, а не по славе, я стараюсь к оценке рукописей подходить без снисхождения, и мне безразлично, безусый юнец ли принес сочинение или седовласый старец. Вспомним, Пушкин, Лермонтов в юные и младые лета сочинили свои гениальные произведения, но можно вспомнить и писателей, которые в преклонные лета создали свои вершинные произведения. Сибиряк Глеб Пакулов, скажем, писал крепкие повести, но воистину талантливый роман «Гарь» создал в старости, а сибиряк Андрей Антипин написал талантливые повести в молодые годы. Неисповедимы пути творческие… – Кроме редактора есть ещё редакция, в данном случае это коллектив единомышленников или вам трудно прийти к согласию? – Не имею право судить, сколь сотрудникам близки мои русские народно-православные идеологические взгляды, основанные на оборонительной любви к родному народу, но могу сказать, что сотрудники не противятся моим воззрениям, кои выражает и журнал, особо в публицистике и критике – эти отделы я возглавляю. Впрочем, Владимир Скиф, заведующий отделом поэзии, широко известен в России именно как русский национальный поэт. И с Юрием Барановым, директором журнала, и со Светланой Зубаковой, возглавляющей отдел прозы, работаем в согласии. – Вы – прозаик, но журнал публикует и поэзию. И по каким критериям вы отбираете стихи? – Напомню, в журнале есть отдел прозы и отдел поэзии, где происходит отбор рукописей, а я одновременно с редакторством заведую отделами публицистики, критики и прочими. Будучи прозаиком, иногда читаю и прозу, особо когда просят приятели-писатели, а в отдел поэзии годом до родом заглядываю. Да если поэт придет в отдел поэзии с рекомендацией главного редактора, то Владимир Скиф, заведующий отделом, может грозно выставить стихотворца со словами: «Здесь я Байбородин!..» По писательскому преданию, некий стихотворец вручил свои стихи поэту Юрию Кузнецову, возглавлявшему отдел поэзии в журнале «Наш современник», и добавил: дескать, главный редактор Куняев читал и одобрил; на что Юрий Поликарпович громогласно возгласил: «Здесь я Куняев!..» Руководство журнала «Сибирь» (слева направо): завотделом поэзии Владимир Скиф, завотделом прозы Светлана Зубакова, главный редактор Анатолий Байбородин, директор журнала Юрий Баранов – Три года назад вы возглавили «Сибирь», и с той поры журнал изменился? – Полностью поменялся внешний облик журнала: введя новый раздел «Вернисаж», мы стали публиковать статьи о талантливых иркутских художниках, особо юбиляров, и выставлять на четыре страницы обложки, на четыре страницы вклейки репродукции живописных полотен. А ранее я предложил редакции кроме традиционных журнальных «Проза», «Поэзия», «Очерк и Публицистика», «Критика» ввести разделы «Святому святое», «Слово», «Хрестоматия», «Скрижали истории», «Радоница», «События». Поясню: «Святому святое» – православная жизнь, выдающиеся русские святые, подобные Сергию Радонежскому. «Хрестоматия» – произведения избранных классических русских писателей-юбиляров, с ликованием, состраданием воспевших родной русский народ, а посему и возлюбленных народом. «Радоница» – очерки, статьи и даже поэмы в память о почивших талантливых деятелях искусства. «Скрижали истории» – очерки, статьи о русской истории, исправляющие грехи былых и нынешних историков, русофобски искажающих, уничижающих русскую историю, русских героев. Что ещё есть нового? Раздел, где печатаются публицистические сочинения, стали именовать «Очерк и публицистика», где публикуем очерки о судьбах людей. – За годы вашего редакторства какие публикации вас особо впечатлили? – Я помяну избранные произведения поэзии, прозы, публицистики, критики, которые меня лично впечатлили, но в журнале публиковались, и произведения, вероятно, не уступающие помянутым. И даже мой перечень будет долгим, коли во всяком очередном номере изрядно произведений, авторам которых я бы прижизненно либо посмертно вручил премии журнала «Сибирь». Скажем, в разделе «Поэзия»: «Чудесная лампада». Церковно-приходская легенда (2017. № 4); Анатолий Горбунов. «Огонёк родного дома» (2017. № 4); Геннадий Гайда. «Ангелом светлым по жизни ведомый…» (2017. № 4); Ростислав Филиппов. «Если я когда-нибудь воскресну…» (2017. № 4); Сергей Чепров. «И только Русь одна – святая!» (2018. № 3), «И встала Русь, светла и богомольна» (2019. № 5,); Варлам Шаламов. «Вагонные стихи». Поэма (2019. № 3); Михаил Трофимов. «Посреди России встану…» (2019. № 3); Владимир Скиф. «Среди тёмных столбов бытия» (2019. № 2), «Я Приамурье вижу святорусским» (2019. № 6); Анатолий Змиевский. «Так смешно и напрасно…» (2019. № 3); Михаил Анищенко. «Грехи и сомнения бродят во мгле…» (2020. № 5); Владимир Шемшученко. «Поэт молчаньем говорит» (2020. № 5); Александр Щербаков. «Слава Богу за всё…» (2018. № 2), «Иду смиренным смертным смердом…» (2020. № 3); Юрий Аксаментов. «Хочу я быть задумчивой рекой» (2018. № 4); Светлана Кузнецова. «Уже завершаю свой срок на земле» (2018. № 4); Леонид Лебедев. «Я птица, летящая в небе». Послесловие Иннокентия Чулкина (2018. № 4); Борис Бурмистров. «У памяти тонкие нити» (2020. № 3); Василий Казанцев. «Пора счастливая была». Стихи (2020. № 2); Георгий Кольцов. «У могилы неизвестного солдата» (2020. № 2); Алена Шипицына. «Памяти причудливый узор» (2020. № 1). По разделу «Проза» помяну добрым словом избранные публикации: Борис Шергин. «Кроткая вода». Поморские сказы. (2018. № 1); Владимир Личутин. «Пожар в мастерской художника». Рассказ из повествования «В ожидании Бога» (2018. № 4); Валентин Распутин. «Имена». Рассказ (2020. № 2); Алексей Зверев. «Гарусный платок». Повесть (2017. № 4), «Как по синему морю...». Рассказ (2018. № 2), «Свеча». Рассказ из повествования «Раны» (2020. № 2); Глеб Пакулов. «Из Байкал-моря к Иркуцкому острожку». Сказ из повествования о протопопе Аввакуме (2017. № 4), «Гунн». Рассказ (2019. № 1), «Во время войны». Рассказ из повествования (2020. № 1); Андрей Скалон. «Живые деньги». Повесть. Предисловие Василия Шукшина (2019. № 6); Игнатий Пономарёв. «Шукшин». Повесть (2020. № 3); Михаил Щукин. «Белый голубь на колокольне...». Рассказ из повествования (2018. № 4); Михаил Попов. «Красно солнышко». Повесть (2019. № 1); Лидия Сычёва. «Шиповник». Рассказы (2019. № 3); Василий Забелло. «Путь к аналою». Быль (2020. № 5), «Ранение». Рассказ (2020. № 2); Андрей Антипин. «Живые листья». Из книги миниатюр (2020. № 5); Елена Чубенко. «На море-окияне». Рассказы (2019. № 2); Алёна Шипицына. «Улиточка». Рассказ (2019. № 2). Большую историческую и литературную ценность представляют и очерки, статьи, опубликованные в разделе «Скрижали истории»: Митрополит Иоанн (Снычев). «Битва за Россию» (2018. № 4); Дмитрий Володихин. «Покорители Сибири. Русское наступление в Восточной Сибири при царе Фёдоре Ивановиче (2018. № 4); Юрий Похабов. «Яков Иванович Похабов, енисейский сын боярский». (2017. № 4), «Хула и слава Ивана Похабова, или Штрихи к портрету одного из отцов-основателей Иркутска». (2018. № 3); Григорий Лазарев (А. Байбородин). «Великий сын России». К 210-летию со дня рождения генерал-губернатора Восточной Сибири, графа Муравьева-Амурского (2019. № 1); Владимир Бушин. «Навет на Великую Победу. Акция «Вторая мировая» и «Правдюки» о войне» (2020. № 2); Александр Голованов. «Сибиряки в битве под Москвой и в Сталинграде» (2020. № 2); Татьяна Миронова. «Григорий Распутин: оболганная жизнь, оболганная смерть» (2020. № 4); Станислав Парамонов. «М. М. Сперанский и масонство в России» (2020. № 5). Далее – идеологически созвучный раздел «Очерк и Публицистика», где помяну некие знаковые публикации: бывший иркутский владыка, ныне митрополит Ярославский и Ростовский Вадим. «Сердцевина русской Победы» (2020. № 2); Владимир Личутин. «Русская песня. Сказы из книги переживаний «Сон золотой» (2020. № 3); Олег Платонов. «Триумф национальной мудрости». Вступительное слово Владимира Осипова. (2020. № 3); Альберт Гурулёв. «День поминовения». Очерк (2020. № 5); Лидия Сычёва. «Гей, культура!» (2020. № 4); Наталья Колобова. «Пересохший колодец». Сельские очерки (2020. № 3). «Вернисаж»… Я уже говорил, на страницах обложки и вклейки в каждом номере журнала печатаем репродукции живописных полотен талантливых художников, чаще иркутских, а к репродукциям прилагаем статьи об этих живописцах. Публикации достойные, и среди них статьи: Федор Ясников. «На пороге величия… О творчестве художника Аркадия Вычугжанина» (2018. № 4); Тамара Бусаргина. «Волшебное единоборство света и тьмы. О живописи художника Андрея Рубцова» и Алёна Байбородина. «Оттенки духовного света. О живописи Андрея Рубцова» (2020. № 5). – Есть в журнале разделы, которые не во всех номерах? Скажем, «Святому – святое», «Слово», «Радоница», «Лукоморье». – Да, эти разделы появлялись в журнале от случая к случаю. В разделе «Святому Святое», помню, печаталась… даже статьей именовать уничижительно… воистину боговдохновенная проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима «Вечная память. О русских погостах» (2018. № 4). Столь же редкой был и раздел «Память», куда, помнится, я подготовил две речи: «Слово графа Н. Н. Муравьева-Амурского по поводу присоединения Амурского края в 1858 году» и «Речь святителя Иннокентия, митрополита Московского, сказанная в Благовещенске графу Н. Н. Муравьеву-Амурскому после молебна по поводу присоединения Амурского края, 18 мая 1858 года». Номер журнала был посвящен юбилею губернатора Николая Муравьева-Амурского, великого сына России, без единого выстрела присоединившего к России Дальний Восток. А в редком журнальном разделе «Слово» прозвучало «Выступление И. В. Сталина на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной армии, 24 мая 1945 г. (2020. № 2). Номер был посвящен Победе в Великой Отечественной войне. Есть еще более редкий раздел, именуемый «Лукоморье», где публиковались фольклорно-этнографические тексты. Помню, была публикация, посвященная 75-летию выдающегося сибирского учёного-фольклориста В. П. Зиновьева: «Соловей кукушку подговаривал. Сказки, мифы, песни Восточной Сибири» (Предисловие: В. Распутин; послесловие: Н. Новикова). (2017. № 4). – А «Радоница» – это воспоминания о поэтах и писателях? – Не только о писателях, но и воспоминания о видных исторических деятелях, об учёных, о талантливых художниках, композиторах, артистах, певцах, музыкантах. И в этом разделе есть публикации наиболее интересные: Владимир Личутин. Последний в цепи. К 125-летию со дня рождения писателя Бориса Шергина[1] (2018. № 1); Валентин Распутин. «С болью и верой, честно и талантливо». К 105-летию со дня рождения писателя Алексея Зверева (2018. № 2); Владимир Личутин. «Последний срок. Памяти Валентина Распутина» (2018. № 4); Василий Белов. «Тяжесть креста: Воспоминания о Шукшине (2019. № 5); Валерий Румянцев. «Люблю тебя, как любят неземное». О судьбе и лирике поэта Михаила Анищенко (2020. № 5); Наталья Харлампьева. «…А Витимом можно бы сына назвать!» Памяти поэта Светланы Кузнецовой (2020. № 4); Татьяна Сазонова. Солнце видела я в отраженье росы». К 70-летию со дня рождения народной артистки России Людмилы Стрижовой. (2019. № 6). – Анатолий Григорьевич, я благодарна вам за то, что вы отметили и мои публикации в разделах «Поэзия» и «Проза». В свою очередь хочу сказать, что и мне понравились ваши очерки: «По своей Руси хожу...». О судьбе и поэзии Михаила Трофимова» (2019. № 3); «Русский обычай. Очерк о языческом и христианском в народной этике» (2018. № 4); «Загадочный… Александр Солженицын в Иркутске» (2020. № 4); «Иерусалимский погост» (2018. № 3); «Семейский корень. О забайкальском старообрядчестве (2018. № 4); «День меркнет ночью, а человек печалью. Памяти журналиста Натальи Колобовой (2020. № 3); «Душа грустит о небесах…» Трагедия поэта Сергея Есенина (2018. № 1). Зачастую, в своих произведениях вы раскрываете страшную правду, которая, казалось бы, лежит на поверхности, но её все обходят, делают вид, что не поняли, не заметили. Нужно обладать редкой смелостью, чтобы поднимать такие глубокие и опасные темы. Сейчас всё меньше остаётся бумажных журналов, большинство издаются только в электронном виде. А стоит ли утруждаться – изыскивать финансовые средства, не проще ли уйти в интернет? – Литературные интернет-журналы гармонично уживаются с традиционными бумажными журналами. «Сибирь» можно прочесть и в интернете, и в бумажном варианте. Пока живы поколения тем, кому за сорок и более, привыкшие держать в руках живую книгу, живой журнал печатные версии изданий будут главенствовать. А дальше… Неисповедимы пути Господни. Может случиться, люди откачнуться от «мировой паутины» и обратятся к живым книгам и журналам. – Многие издания взаимодействуют между собой, взаимно продвигают авторов, благодаря друг другу выдерживают конкуренцию. С кем дружит и с кем сотрудничает «Сибирь»? – Есть некое взаимодействие журналов, близких по духу и слову, и выражается общими авторами. Писательская, журнальная судьба свела меня с тремя главными редакторами, тремя Михаилами, это: Щукин – главный редактор журнала «Сибирские огни», Тарковский – главный редактор журнала «Енисей», Попов – главный редактор журнала «Двина». Почитаю их единомышленниками. Они и писатели славные, и я охотно всех троих публиковал в «Сибири». С повестью Михаила Попова о княжении святого равноапостольного князя Владимира даже в нашей редакции журнала были разногласия. Писатель погрузился духом и словом в Древнюю Русь и запечатлел судьбу героя языком, предельно близким древнерусской образной языковой стихии. Обвиняли: приходится читать со словарем древнерусского языка; отвечаю: и слава богу, прикоснетесь к дивному древнерусскому языку, близкому церковно-славянскому, на котором божественно запечатлено Святое Писание. Что касается журнальной дружбы с прочими губернскими изданиями, то «Сибирь» по мере сил взаимодействует с калининградским журналом «Берега», который благодаря главному редактору Лидии Давыденко давно уже один из самых широко известных литературных изданий России. – Речь идет о традиционных бумажных журналах, но давно уже в ходу и журналы интернетные – сайты, порталы. Есть ли подобные издания, с которыми «Сибирь» сотрудничает? – Разумеется, и «Сибирь» не чурается «мировой паутины»… Добрые отношения у журнала с литературным сайтом «Российский писатель», коим руководит Николай Дорошенко, талантливый писатель и мой старинный, столичный товарищ. Я на сайте публиковал свои очерки и рассказы, а критик Валерий Скрипко печатал у Дорошенко обзоры очередных номеров журнала «Сибирь». А ранее обзоры печатались и на портале «День литературы», где главный редактор Валентина Ерофеева – чьему литературному, редакторскому таланту и редкостному, азартному трудолюбию я дивлюсь и восхищаюсь – кроме интернет-портала Валентина Григорьевна редактирует и газету, и журнал с одноименным названием «День литературы». «Сибирь» идейно и художественно созвучна журналу «Родная Кубань», где главный редактор Юрий Павлов, доктор филологических наук, профессор университета, мужественный литературный критик, талантливо и воинственно противостоящий лжи о русском народе, русской судьбе, русской истории и русской культуры. Его статьи – сила нашего журнала, равно как и проза, публицистика Лидии Сычевой, талантливого прозаика и публициста, главного редактора литературного интернет-журнала «Молоко» и сайта «Славянство – Форум славянских культур».
На фото: Анатолий Байбородин; заседание редколлегии журнала с участием Валентина Григорьевича Распутина В разделе «Хрестоматия» в связи с юбилеем А. С. Пушкина я подготовил сочинение Бориса Шергина «Сказы о Пушкине» (2019. № 3).
|
|
|