НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?

Новый феномен – цифровое детство. Каково это?

Ольга Сичкарь, portal-kultura.ru   
21 Августа 2020 г.

Галина Солдатова, профессор кафедры психологии МГУ, психолог, руководитель бесплатной горячей линии помощи «Дети онлайн» рассказала, как поменялись жизнь ребенка и его сознание в эпоху интернета и что ему угрожает в виртуальной реальности.

Новый феномен – цифровое детство

— Чем отличается современный ребенок от ребенка, скажем, 25 лет назад?

— Главное, что изменилось — образ жизни ребенка. И основной фактор — наличие постоянного доступа в интернет. Последние исследования, которые мы провели накануне коронакризиса, показали очень высокий уровень подключенности детей к Сети. Подростки 12–17 лет в среднем проводят в интернете по пять часов в день. Гиперподключенных детей, которые в Сети примерно по 9 часов в сутки, среди 12–13 летних уже 8%, а среди 14–17-лет них — это каждый четвертый. «Подключенные» дети — это становится такой постоянной средовой переменной. Для сравнения, если ребенок каждый день занимается музыкой по 5–6 часов, представляете, какие у него развиваются музыкальные способности?

Технологии меняют формы деятельности, формы взаимодействия ребенка с окружающим миром. Наши дети по сравнению с предыдущим поколением по-другому ищут информацию, общаются, развлекаются, играют. Традиционная социализация соседствует и конкурирует с цифровой, и на выходе возникает как раз новый образ жизни современного ребенка. Мы сегодня говорим о новом феномене — цифровом детстве. И оно начинается очень рано — с планшета, как любимой игрушки. В одном эксперименте двухлетнему ребенку дали три игрушки, среди которых был настоящий планшет с яркими красками, звуками, анимацией. И ребенка можно было легко уговорить поделиться всеми игрушками, кроме одной, догадайтесь какой?

— Как именно меняется ребенок?

— Если раньше дети проводили время во дворах, ходили в дома пионеров, собирали макулатуру, то сейчас, даже если родители ограничивают время в Сети, все равно основное общение и социализация происходят там. Ребенок меняется вместе с окружающим миром, который переживает цифровую трансформацию. Появляется новая реальность — смешанная. Половина детей не может разделить жизнь на онлайн и офлайн — их границы стали размытыми. Такого не было еще несколько лет назад. Сейчас каждый второй подросток говорит, что не видит разницы между реальным и виртуальным миром, что он живет в равной мере и там, и там, постоянно переключаясь. Дети это первыми почувствовали. А мы сами это хорошо ощутили во время самоизоляции: стали одновременно жить и в онлайн и офлайн, работая на удаленке, с обедами, детьми, кошками, встречами с друзьями по скайпу — все смешалось. Другой важный момент — длительное использование цифровых устройств влияет на развитие познавательных процессов, в первую очередь на память, внимание, мышление.

— Как ученые оценивают это влияние?

— Например, в Национальном институте здоровья США провели сканирование мозга свыше 4 тысяч детей и обнаружили, что у тех из них, кто использует гаджеты и играет в видеоигры более 7 часов в день, происходит преждевременное истончение извилистого внешнего слоя головного мозга, обрабатывающего информацию от всех пяти чувств человека. Обычно это характеризует процесс созревания человека. Получается, эти процессы проходят у детей с высокой подключенностью быстрее, чем обычно. Но авторы исследования не уверены, действительно ли это вызвано временем у экрана, и, более того, непонятно, хорошо это или плохо. Может быть, раннее развитие мозга, а может — патологическое развитие ребенка. Пока не будут отслежены дальнейшие этапы развития этих детей, выводы преждевременны.

Среди этих противоречивых оценок ученые пытаются понять, сколько времени может ребенок использовать компьютеры и смартфоны без вреда для здоровья и развития. Есть исследования, основанные на попытке доказать так называемую «гипотезу Златовласки» или, по-нашему, «Маши и медведей» — помните девочку, которая в домике у медведей искала ложку, миску и кроватку, которые ей «в самый раз»? Гипотеза состоит в том, что существует некое оптимальное время у экрана, которое не приносит вреда, а напротив, скорее, позитивно влияет на развитие ребенка. Она противостоит гипотезе вытеснения, суть которой в том, что ребенок бесполезно проводит за гаджетами то время, которое должен был потратить на развивающие занятия — кружки, спортивные секции, активный отдых... Мы тоже провели исследования, и получилось, что у детей со средней интернет-активностью больше позитивных результатов при оценке нейрокогнитивных функций. Эта «золотая середина» для дошкольников — до часа в сутки, но обязательно с родителями, не надо превращать планшет в няню! Для младших школьников это 1–3 часа, для подростков — 3–5 часов.

Многие специалисты, в основном психиатры, говорят о сильных негативных последствиях, даже появился термин «цифровое слабоумие». Есть исследования, которые бесконечно доказывают, что у детей, которые больше сидят за компьютером, хуже отметки, проблемы с рабочей и долговременной памятью, концентрацией внимания, планированием. Один из авторов, известный психиатр, к которому очень прислушиваются родители, охваченные ювенойей — страхом за подрастающее поколение, Манфред Шпитцер написал книжку «Антимозг: цифровые технологии и мозг», где он говорит что да, есть изменения, есть проблемы. Но при этом нет убедительных доказательств. Кроме того, нельзя оценочно ставить вопрос: умнее ребенок становится или глупее. Мы не можем никуда деться от технического прогресса. Мне кажется, мы должны вслед за классиками медиа и коммуникаций, такими как Маршалл Маклюэн, считать технологии по своей сути нейтральными и учить детей их правильно использовать. Цифровые устройства, планшет или смартфон — это инструмент, он выступает продолжением нас, расширением нас и совершенствует наши функции. Но это должен быть инструмент, который мы используем, а не инструмент, который использует нас.

— Наверняка даже у ученых, отмечающих позитивное влияние технологий на развитие детей, какие-то моменты вызывают тревогу?

— Очень значимо, что цифровой разрыв между поколениями только увеличивается: то есть родители владеют цифровыми технологиями хуже, чем дети. А значит, им сложно быть экспертами, помощниками и наставниками во владении этим инструментом. Этот разрыв и автономность ребенка снижают возможность взрослых конструировать их детство в онлайн и смешанной реальности. Родители не обладают компетенциями и теряют контроль. Дети самостоятельно в интернете болтаются, а мы со стороны охаем и ахаем и только заняты проблемой безопасности. И здесь большое значение имеют онлайн-риски.

— Давайте назовем главные риски, чтобы знать врага в лицо.

— Уже десять лет при поддержке Фонда развития интернета, факультета психологии МГУ, МТС и МГТС работает бесплатная линия помощи детям и взрослым по проблемам, возникающим в Сети. На основе анализа большого количества данных, исследований мы создали свою классификацию онлайн-рисков.

Контентные риски связаны с информацией, которую получает ребенок в Сети, среди которой может оказаться противозаконная, вредоносная, неэтичная, связанная с насилием, агрессией, эротикой, пропагандой суицида, наркотиками.

Коммуникационные риски — это все, что связано с общением в интернете, в том числе незаконные контакты, такие как встречи с незнакомцами. Вообще «незнакомый друг» — феномен эпохи интернета, и для ребенка есть риск, что таким человеком может оказаться, например, педофил. Сюда же относятся киберпреследования, киберунижения, кибербуллинг. Это самый травматичный вид киберагрессии, когда систематическая травля онлайн смыкается со школьным буллингом. Еще один вид коммуникационного риска — «онлайн-груминг» — когда с ребенком знакомятся онлайн с целью его дальнейшей сексуальной эксплуатации. Входят в доверие, становятся друзьями и, как правило, просят прислать фотографии в обнаженном виде, а потом шантажируют. Нам часто звонят с такими проблемами. Ребенок сам не может с этим справиться, а рассказать родителям боится.

Потребительские риски: интернет превратился в рыночную площадь, поэтому дети покупают — продают и нередко становятся жертвами мошенничества. Технические риски, связанные с повреждениями ПО, взломом аккаунта, хищениями паролей.

Пятый риск — интернет-зависимость. Часто у подростков встречается болезненное пристрастие к видеоиграм, навязчивая потребность общения в чатах, круглосуточный просмотр сериалов.

Наши исследования показывают, что каждый второй ребенок сталкивался с такими ситуациями. Замечу, что родители часто не догадываются о таких проблемах: у них мало информации, а значит, нет возможности понять, что происходит с ребенком, и помочь ему.

Цифровые технологии, конечно, круто изменили существование людей. И особенно это касается подрастающих поколений, которые уже живут в этом и с этим. Они на ты с виртуальной реальностью и понимают и чувствуют ее гораздо больше, чем взрослые. Только виртуальный мир, безусловно, не должен подменять собой реальный. Если находиться по ту сторону, можно ведь пропустить что-то главное. Не заменит никакой чат нормальное человеческое общение, друг в онлайне друга настоящего, и истинная любовь вряд ли возможна, пока не встретишь человека лицом к лицу.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Готовимся к проверочным по русскому в четвертом классе
    Первые экзамены и серьезные проверочные, которые ждут школьников по окончании четвертого класса — волнительное испытание. Многие четвероклассники, их родители и педагоги сильно переживают за качество результата. Тем более по таким дисциплинам, которые вызывают наибольшие сложности у ребят. В их числе и русский язык. Но все преодолеть, получить уверенность в себе, высокие баллы, твердые знания вполне по силам каждому. И для этого не надо прибегать к дорогостоящему найму репетиторов, ходить на платные курсы. Вполне достаточно взять в помощь гдз по русскому языку 4 класс Канакина, но важно грамотно и четко организовать такую подготовку. И следовать составленному плану работы, периодически контролировать ее результаты. Не все четвероклассники способны самостоятельно организовать занятия, применяя решебник по русскому языку 4 класс Канакина, возможно на начальном этапе им понадобится помощь взрослых, родителей и педагогов.
  • В галерее рисунков для конкурса «Безопасные дороги глазами ребёнка» размещено 545 рисунков детей
    В галерее рисунков для конкурса «Безопасные дороги глазами ребёнка» размещено 545 рисунков детей Конкурс детского рисунка «Безопасные дороги глазами ребёнка» проходит в рамках федерального проекта «Единой России» «Безопасные дороги», сообщают пресс-службы депутата Госдумы Сергея Тена и партии.
  • «Не видят в человеке соплеменника»: влияние цифровизации на школяров
    Один подросток шагнул из окна, когда отец выгнал его из-за компьютера и заставил прибираться. Другой напал на незнакомую девочку и много раз ударил ее ножом в ответ на обидные слова. Школьники в ответ на замечание жестоко избили мужчину. У доктора биологических наук Ольги Гилевой есть неожиданное объяснение пугающих историй, биолог пришла к своим выводам, когда исследовала влияние цифровизации на школьников.
  • Если воспитывать ребенка в строгости, можно вырастить толстяка
    Уникальное исследование, проведённое в Великобритании, показало, что жёсткие методы воспитания родителей повышает вероятность избыточного веса у их детей. А вот у наследников мягких в воспитании отцов и матерей проблем с лишним весом, не связанных с физическим здоровьем, не возникает.
  • ЕГЭ: что известно про итоговое сочинение 2022-2023 гг.
    У одиннадцатиклассников не за горами итоговое сочинение. Оно пройдет в этом году 7 декабря. Раньше перед началом учебного года публиковались пять открытых тематических направлений, в рамках которых разрабатывались конкретные темы - они становились известны ученикам в день экзамена. Нововведением этого года станет закрытый банк тем, а пятерка открытых тематических направлений публиковаться не будет.
  • ГДЗ по математике: поможем внукам с «нерешаемой» задачей
    ГДЗ по математике: поможем внукам с «нерешаемой» задачей Говорят, что математика – царица всех наук. И каждый школьник вынужден изо для в день разбираться с вопросами, которые задаёт эта королевская особа. Как же помочь маленьким внукам справиться со всеми задачами в столь принципиальной области знаний?
  • Играем с внуками: картонный домик для детей
    Играем с внуками: картонный домик для детей Все мы хорошо помним, что дети любят создавать разные сооружения из подручных средств. Для постройки используются стулья, одеяла, простыни, покрывала. Картонный домик для детей в виде раскраски представляется настоящим спасением в этом случае. Такой домик – отличный подарок для малыша. Это его личное жилище, где он может играть с игрушками, рисовать и многое другое.
  • Сбер подготовил памятку с правилами для детей, когда они находится без взрослых на улице
    Сбер подготовил памятку с правилами для детей, когда они находится без взрослых на улице Cбер совместно с добровольческим поисковым отрядом «ЛизаАлерт» и «Центром поиска пропавших людей» разработал свод правил для обеспечения безопасности детей младшего школьного возраста «Когда ты на улице один».
  • Ассистенты Салют от Сбера подскажут родителям, на какие детские пособия они могут претендовать
    Ассистенты Салют от Сбера подскажут родителям, на какие детские пособия они могут претендовать Ассистенты Салют научились рассказывать пользователям о полагающихся детских пособиях, сообщает пресс-служба Сбербанка. Функция стала доступной благодаря интеграции ассистентов Салют с цифровым помощником портала gosuslugi.ru роботом Максом.
  • И «ликбез», и радость
    Здравствуйте, уважаемая редакция! Три года назад я была очень рада тому, что у вас появилась такая замечательная рубрика, как «Внуковедение». Ее так не хватало!
  • 5 ошибок студентов. Как их избежать и без трудностей сдать сессию?
    5 ошибок студентов. Как их избежать и без трудностей сдать сессию? Студенческая жизнь очень интересна, но и сложна, потому что повышается нагрузка, ответственность и сокращается количество свободного времени. В этой статье мы разберем ошибки, которые студенты совершают чаще всего во время обучения в ВУЗе.
  • Котейки. Недетские новеллы
    В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой вызванной новой напастью наших дней – коронавирусом, длящейся по всему миру уже второй год, каникулы после первой четверти, с учётом «четвёртой волны пандемии», почти во всех школах нашей необъятной Иркутской области, продлили на неделю.
  • Школьники могут провести новогодние каникулы с развивающим контентом от Сбера
    Школьники могут провести новогодние каникулы с развивающим контентом от Сбера Сбер и компании его экосистемы к наступающим новогодним каникулам выпустили новую программу спецпроекта «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента для школьников от 7 до 16 лет и их родителей. Об этом сообщает пресс-служба банка.
  • Бабушки эмоционально ближе к своим внукам, чем к детям
    Еще с 60-х годов различные исследователи утверждали, что женщины живут на десятилетия дольше репродуктивного возраста потому, что это увеличивает шансы на выживание потомства их детей. Свежие же научные данные гласят: биологические основы связей бабушек с их внуками еще глубже. Пожилые женщины эмоционально привязаны к детям своих детей куда больше, чем к собственным. Об этом совсем недавно заявили ученые Университета Эмори в Атланте.
  • В Москве заработала «Почта Деда Мороза»
    В Москве стартовала акция «Почта Деда Мороза». Положить письма в почтовые ящики могут дети и взрослые в 39 парках столицы.
  • Сбер и 14 музеев России подготовили интересные развивающие материалы для школьников
    Сбер и 14 музеев России подготовили интересные развивающие материалы для школьников Сбер и компании его экосистемы к школьным каникулам запустили спецпроект «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента из более чем 40 активностей для школьников от 7 до 16 лет, сообщает пресс-служба Сбера.
  • Сбер и арт-блогер Анастасия Сосновская открыли два филиала детской библиотеки в Иркутске и Усть-Куте
    Сбер и арт-блогер Анастасия Сосновская открыли два филиала детской библиотеки в Иркутске и Усть-Куте Взять книгу для домашнего чтения или почитать издание прямо в офисе банка теперь возможно в Сбере, сообщает пресс-служба банка.
  • Как заинтересовать ребенка космосом?
    Как заинтересовать ребенка космосом? Если у взрослых есть желание привить ребёнку любовь к космосу или если ребенок уже начал интересоваться этой темой, то такое любопытство стоит активно поддерживать и помогать маленькому человеку развиваться в этом направлении. Вдруг он станет выдающимся космическим путешественником или сделает множество интересных открытий?
  • Все у большего числа детишек — лишний вес. Тревожно...
    Неправильное питание, чрезмерное количество времени, проводимое за гаджетами вместо прогулок — это качается не только взрослых, но и детей. И местами проблема даже куда серьезнее.
  • Как помочь ребенку справиться с проблемами сна?
    Много детей на разных этапах своего развития испытывают проблемы со сном. И над решением этой проблемы работают взрослые. Так, клинические психологи Рэйчел Хиллер и Майкл Грэдисар сформировали комплекс методик, успешно применяемый ими в многолетней практике. В книге «Бодрые. Как помочь детям высыпаться» эксперты на реальных примерах разбирают актуальные проблемы детского сна и демонстрируют, как за несколько недель помочь ребенку справиться с ними. Ниже предлагаем ознакомиться с фрагментом данной работы.