ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2020-07-21-05-41-03
Многодетные семьи могут порадоваться. Им в этом году положена компенсация за школьную форму. Правда, затрудняются некоторые претенденты на такое благо в части оформления заявки на выплату. Также нет понимания, когда положенные средства им перечислят. Стоит отметить, что условия выделения компенсаций...
2020-07-07-01-41-46
Об особенностях написания сочинений в современных российских реалиях. Дети, увы, знают, что написать не относящуюся к делу гладенькую банальность – значит соответствовать начальственным...
2020-07-24-02-40-59
Будущие новобранцы, которые хотят откосить от армии, становятся жертвами профессиональных разводил.
2020-07-22-07-27-03
"Все больше и больше молодых людей переживают ту фазу жизни, в которой они пребывают в тревоге и поиске смысла. Пандемия может усилить это явление", - пишет Le Figaro, ссылаясь на La Tribune de...
10-3-7-
Фокусы – поистине завораживающее и удивительное зрелище. Кто в детстве не мечтал творить чудеса и исполнять невероятные трюки? Магия привлекает внимание зрителей всех возрастов. А после представления всегда любопытно, как это возможно и в чём секрет...

МультиВход
 

Новые поколения: виртуальность становится частью нас?

Игорь ШНУРЕНКО, писатель, portal-kultura.ru   
19 Мая 2020 г.
Изменить размер шрифта

На протяжении веков человеческим убежищем от любых невзгод был дом — но «большая цифра» проникла и туда. С появлением «Фейсбука» социологи стали замечать, что выражение «мой дом — моя крепость» в отношении детей и подростков следует понимать иначе — как «мой виртуальный дом — моя крепость».

Виртуальность становится частью нас?

Недавно в классе, где учится мой 15-летний сын, было сорвано дистанционное занятие по литературе. Как и во многих школах, перешедших на удаленное обучение, наши учителя пользуются приложением Zoom — с начала глобального карантина этот калифорнийский стартап уже заработал немалые деньги. Почти с самого начала урока в эфире послышались дикие крики, экран перекрыли безобразные рисунки, в общем чате появились ссылки на непристойные сайты. Урок был посвящен теме любви, и учительница очень обиделась на учеников. Она решила, что кто-то из них «слил» информацию об уроке своим дружкам, и те сорвали урок. Большинство детей послушно согласились с этой версией и стали искать виновников внутри класса. Родители в своем чате были в шоке. «Я стала хуже думать о своей дочери», — написала одна мама. «Значит, наши дети — трусы, которые не могут остановить хулигана», — написала другая. Предложили ужесточить контроль, заставлять детей обязательно включать камеры и постановили, что нужно, конечно, подключить системного программиста и через адреса компьютеров в Сети выявить зачинщиков. Я написал в родительский чат, что дело не в детях, а в проблемах с безопасностью самого Zoom: используя несложный софт, хакеры легко могут проникнуть на любую цифровую конференцию и прервать ее. В мире это явление уже настолько широко распространилось, что получило название «зумбомбинг». Осознав, в чем дело, родители и учителя дали задний ход.

Происшедшее заставило задуматься о многом. Родители верят машине больше, чем своим детям. Эпидемия злосчастного вируса, кажется, окончательно уничтожила доверие людей даже внутри собственной семьи. Вагоны общественного транспорта впору переделывать: никто уже не сядет рядом с другим человеком, более того, встречая прохожего на улице, люди все чаще переходят на другую сторону. Социальное дистанцирование, больше похожее на описанное у Хаксли в «Дивном новом мире» социальное кондиционирование, ломает не просто привычки, но вековые традиции людей, в том числе внутри собственного дома. Информационное заражение, сопутствующее биологическому, уничтожает и остатки доверия народа к власти. Люди приучаются к одиночеству и к мысли о том, что от любого встреченного человека может исходить опасность; то ли дело компьютерный алгоритм, которому нужно верить и без которого не обойтись.

Те, кто склонен винить поколение тех, кому сейчас между 13 и 18, в цинизме, бездушности и в выпадении из реальности, должны понимать, что часто у этих детей не было другого выхода, чем погружение в «виртуал». Речь здесь не только о психологических проблемах их собственных родителей, многие из которых считают, что, купив электронный гаджет, они выполнили родительский долг. Речь еще и о просчитанной на годы вперед сознательной кампании корпораций «большой цифры» — а это «Гугл», «Фейсбук», «Майкрософт» и другие — подсадить детей и подростков на свои устройства. Сначала для того, чтобы те проводили как можно больше времени в «виртуальном пространстве», которое владельцы этих компаний по-тихому приватизировали. А потом — чтобы подчинить их «роевому сознанию», превратив, по сути, в роботов. Ведь если технократы не могут создать машины, по интеллекту сравнимые с человеком, то они вполне могут опустить человека до уровня машины. Бои, о которых ни дети, ни многие родители до сих пор не подозревают, шли и идут за каждую минуту времени, проведенного детьми онлайн, в состоянии блаженного управляемого полусна. Взрослые дяди и тети — опытные маркетологи — постоянно изучают опыт игровой индустрии с тем, чтобы понять, где у ребят уязвимые места, на какие крючки их можно подцепить, чем подкупить, на чем сыграть — с тем, чтобы наши игроки как можно реже отрывались от мерцающего экрана.

На протяжении веков человеческим убежищем от любых невзгод внешнего мира был дом — но «большая цифра» проникла и туда. Разумеется, для того чтобы сделать жизнь людей удобнее и проще. С появлением “Фейсбука” около 15 лет назад социологи стали замечать, что выражение “мой дом — моя крепость” в отношении детей и подростков следует понимать иначе: как “мой виртуальный дом — моя крепость”. В цифре, а не в реальных «четырех стенах» они чувствовали себя на месте, в безопасности, «среди своих». Так место, где на протяжении веков человек ощущал себя защищенным, где начиналась его жизнь, где он познавал базовые понятия и ценности, превратилось в некий набор координат для активности умных вещей, которых становится все больше. Умные пылесосы, умные замки, умные колонки, а скоро появятся умные стены, умеющие слушать... Как нам кажется, мы всем этим управляем, поэтому мы приблизили умные вещи к себе. Смартфоны — они теперь заменяют нам понимание и память — стали членами семьи, от них уже не скрыться, и даже взрослые уже не считают дом границей, за которой посторонним нет входа, где можно уединиться и иметь секреты — нет больше места для секретов. Что же говорить о детях, которых часто воспитывают не родители, а смартфоны — для них “виртуальный мир” и есть та самая крепость-убежище, куда они уходят от житейских невзгод. В феврале, в разгар коронавирусной эпидемии в Китае, социологи опубликовали данные, согласно которым жители Поднебесной проводят онлайн вдвое больше времени, чем лишь полгода назад: восемь часов вместо четырех. С учетов времени сна получается, что человек в среднем стал проводить в виртуальном мире столько же времени, сколько и в реальном. Ученые полагали, что для достижения такого результата потребуется еще десять лет интенсива, но благодаря коронавирусу произошел “большой скачок”.

Но дело не только во времени, которое дети проводят за компьютером. Проблема в том, что сами понятия «виртуальное пространство», «виртуальная реальность» — обманки. Они не имеют никакого отношения ни к реальности, ни к пространству. Виртуал не обладает главным свойством реальности и пространства — протяженностью. Именно в этой обманке, по сути, сегодня и живут подростки, проводя там — впервые в истории человечества — больше времени, чем в реальности. Жизнь поколения Z и для тех, кто пришел после них, полностью разворачивается в частном псевдопространстве «виртуальности». У соцсетей есть конкретные владельцы, которые там заправляют согласно своим бизнес-планам и гордятся тем, что они теперь устанавливают социальные нормы для миллиардов людей. Дети для них — бизнес, ничего личного. Бизнес они строят на будущее, формируя его под модель глобального роевого сообщества.

Цифровая коммуникация становится для подростков зыбким фундаментом, на котором с самого начала строится их «я». Этим процессом давно уже управляют не родители, не семья и не школа, которая сегодня сама стала «виртуальной». Соцсети со своими лайками, шерами и роевым сознанием особенно сильно влияют на подростков в тот период, когда у тех формируется идентичность и они очень зависят от мнения сверстников. Любой подросток проходит внутренний «нормативный кризис», когда он вырабатывает фундаментальные понятия «что такое хорошо и что такое плохо». В доинтернетовские времена это обязательно происходило при помощи внутренних ресурсов и собственного опыта. При здоровом развитии именно в ходе этого конфликта между собой и другими формируется прочное сознание идентичности. Проблема в том, что у подростков есть определенный момент, когда «я», способного отстоять свои ценности, еще не существует — точнее, оно сильно зависит от мнения других, от «социального зеркала». Подросток в этом состоянии часто не способен даже на агрессию: он настолько зависит от мнения других, что не смеет их раздражать. С детства подросток привык к тому, что интернет даст ему ответ на любой вопрос, и в момент, когда он отчаянно нуждается в социальном зеркале, социальном сравнении — ему с готовностью на помощь приходят соцсети, которые уже его не отпустят, внедрившись в его сознание и подсознание.

Ошибка в том, что мы воспринимаем виртуальность как некий объект, находящийся вне нас, а на самом деле она становится частью субъекта, то есть нас самих. Управляя детьми и подростками через игры и соцсети, компании постепенно добиваются выгодного для них состояния, которое я бы назвал возле-знанием. Исследователи сравнивают его с ощущением человека, который не может оторваться от слот-машины в казино. В этом состоянии человек рассредоточен, он теряет чувство «я», и его поведение легко подчиняется навязанному извне ритму. Это автоматическое поведение, состоящее из побуждающих внешних импульсов, призванных подтолкнуть его к определенному поведению, но без того, чтобы человек воспринимал эти импульсы сознанием. Сознание должно быть в постоянной дреме. К такому состоянию наших школьников компании «большой цифры» готовят с детства. Это очень нужно компаниям, которые получают огромные доходы от продажи поведенческих продуктов.

Правда, с другой стороны, карантин дает и поводы для оптимизма. Дистанционное общение, особенно недобровольное, как в школе или университете, вызывает взрыв немотивированной агрессии, множатся психологические проблемы, которые показывают, что у цифровой экспансии технократов во внутренний мир человека, возможно, есть предел. То самое поколение Z, которое считали полностью выпавшим из реальности, показывает — по-своему, через агрессию, через бунт, — что человека не получается делать придатком компьютера. Знакомые школьники на карантине, если есть такая возможность, проводят много времени на свежем воздухе и строят планы на прогулки друг с другом, «когда все это кончится». Нет у них энтузиазма по поводу пения хором по скайпу, игры в баскетбол по зуму и вообще дистанционки. И это очень радует, если честно. Студенты одного из московских вузов подписали петицию с просьбой вернуть «нормальное» обучение, при котором человек может поглядеть в глаза другому человеку без посредничества машины. В принципе, неплохое начало. Наступает весна — время развернуться к свету — и тому, который вне, и находящемуся внутри каждого. Не дожидаясь окончания карантина, мы вместе с нашими детьми можем подготовиться к тому, чтобы, выйдя из навязанной «виртуальности» в реальность, прежде всего вернуть человеческое в себе.

Даже в жизнь бабушек и дедушек проник виртуальный мир, что уж говорить о подрастающем поколении, если оно просто с пеленок существует в таких технологиях. Но как раз коронавирус показал и другую ценность – обычной реальности. И многие дети, хлебнув дистанционки, к счастью, не хотели бы учиться дальше в таком формате. Цифра не заняла здесь прочных позиций. Ура! А мы со своей стороны должны учить видеть детей и подростков обычный наш мир и активно находиться именно в нем. Виртуальной едой никак не наешься, и виртуальной любовью не налюбишься. Ну, правда ведь?

Еще в связи с поднятой темой читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
  • Психолог: сдать ЕГЭ — вовсе не «главная задача жизни»!
    Неудовлетворенность результатами экзаменов — коктейль Молотова, который в любой момент может взорваться, полагает психолог Оксана Пикулева.
  • Деды и внуки
    Тема взаимоотношений представителей разных поколений всегда была интересной и актуальной, потому и рассматривалась всегда во многих художественных произведениях. Понятно, что люди, сформировавшиеся под влиянием разных эпох, имеют разные взгляды и представления о моральных ценностях, правильности жизни, поведения и прочего. Зачастую старшие и младшие члены семьи могут конфликтовать и спорить. Как правило, в большей степени различаются взгляды бабушек-дедушек и внуков. В таких обстоятельствах необходимо помнить, как важно членам семьи, несмотря на разногласия, сохранять хорошие отношения.
  • 10 простых фокусов для детей 3-7 лет
    10 простых фокусов для детей 3-7 лет Фокусы – поистине завораживающее и удивительное зрелище. Кто в детстве не мечтал творить чудеса и исполнять невероятные трюки? Магия привлекает внимание зрителей всех возрастов. А после представления всегда любопытно, как это возможно и в чём секрет волшебства?
  • Конторы помощи призывникам: сомнительный «бизнес» на нежелании служить в армии
    Будущие новобранцы, которые хотят откосить от армии, становятся жертвами профессиональных разводил.
  • Школьная форма для многодетных семей: в разных регионах свои условия компенсации
    Многодетные семьи могут порадоваться. Им в этом году положена компенсация за школьную форму. Правда, затрудняются некоторые претенденты на такое благо в части оформления заявки на выплату. Также нет понимания, когда положенные средства им перечислят. Стоит отметить, что условия выделения компенсаций на приобретение школьной формы для многодетных семей отличаются по регионам. Но там, где действует подобная программа финансовой помощи, постарались упростить ее алгоритм.
  • «Кризис четверти жизни»: сегодня молодые переживают его в тишине
    "Все больше и больше молодых людей переживают ту фазу жизни, в которой они пребывают в тревоге и поиске смысла. Пандемия может усилить это явление", - пишет Le Figaro, ссылаясь на La Tribune de Genève.
  • Школьник на ЕГЭ — глазами писателя: темы сочинений соблазняют на гладенькие банальности
    Об особенностях написания сочинений в современных российских реалиях. Дети, увы, знают, что написать не относящуюся к делу гладенькую банальность – значит соответствовать начальственным ожиданиям.
  • Новые поколения: виртуальность становится частью нас?
    На протяжении веков человеческим убежищем от любых невзгод был дом — но «большая цифра» проникла и туда. С появлением «Фейсбука» социологи стали замечать, что выражение «мой дом — моя крепость» в отношении детей и подростков следует понимать иначе — как «мой виртуальный дом — моя крепость».
  • Дети и внуки не должны оставаться с депрессией один на один!
    О депрессии подростков мир знает немало историй. В книге Анны Леонтьевой «Я верю, что тебе больно. Подростки в пограничных состояниях» приводится еще одна. Автор рассказывает здесь читателям о борьбе с клинической депрессией своей дочери. Ниже предлагается фрагмент данной книги.
  • Кукла-инвалид: «такая же как все»? Мнения о пользе — неоднозначные...
    Может ли игрушка с «инвалидностью» помочь детям научиться воспринимать физические отклонения спокойно и по-доброму?
  • Кое-что в российском родительстве, мягко сказать, непонятно для иностранцев
    В России сегодня наблюдается культ детей. Гиперопека и слепая родительская любовь вызывают недоумение иностранцев. Последние считают воспитание по-русски консервативным и не учитывающим детский индивидуализм.
  • «Грызть гранит» математики: с репетитором, с родителями, самому?..
    Не стоит винить ребенка в его непонимании математики – это одна из наиболее сложных дисциплин в школе. Причем, с математическими трудностями реально столкнуться и в младших классах, и в средней школе, и на пороге студенческой жизни. Причин масса – личная неприязнь к алгебре и геометрии, пропущенные по болезни занятия, непонятая тема, которая стала причиной «снежного кома» непонимания.
  • Первенец – не только большая радость, но иногда и повод для ревности
    Первый ребенок вызывает чувство ревности у тревожных родителей, опасающихся развода.
  • Дети и допинг — понятия несовместимые
    Употребление допинга в детском возрасте серьезно сказывается на здоровье. Юные спортсмены принимают стимулирующие препараты с 13-14 лет. Врачи рассказали о проблемах, которые возникают уже во взрослом возрасте.
  • Внуки сильно волнуются на экзамене? Положите им с собой сухофруктов горсточку
    Рособрнадзор дал рекомендации школьникам и студентам, как справиться с волнением во время проверочной работы или на экзамене. Советы опубликованы в Facebook ведомства.
  • Внук-подросток «подсел на рок»? Это еще не значит, что он депрессивный маньяк…
    Ученые из Уитмен-колледжа провели исследование, чтобы выяснить, можно ли по пристрастиям в музыке и кино определить характер человека. В XX веке исследователи верили, что определенные черты характера можно связать с любовью к тому или иному жанру музыки и кинематографа. Однако сегодня они считают иначе. Если человек слушает «бунтарскую» музыку – это не значит, что он склонен к агрессии, пишет журнал Psychology of Music.
  • Подросток: а ну-ка двигаться! Депрессия — от сидячего образа жизни
    "(...) Слишком долгое сидение связано с повышенным риском развития депрессивных симптомов у подростков, говорится в исследовании Университетского колледжа Лондона, о котором сообщил журнал The Lancet Psychiatry. В то же время исследование показывает, что дополнительные 60 минут легкой физической активности (например, ходьба или выполнение домашних дел) каждый день в возрасте 12 лет связаны с 10% снижением симптомов депрессии в возрасте 18 лет", - передает Le Monde.
  • Подарки для внуков: изучаем возможности XXI века
    Современным детям повезло намного больше, нежели их родителям: рынок предлагает невероятный выбор самых разнообразных детских игрушек. Некоторые из них даже в самом фантастическом сне не могли бы привидеться старшему поколению. Однако для детей 21-го века это давно превратилось в обыденность.
  • Беременной косметика добавит привлекательности, но может повлиять… на вес ребенка
    "Определенные косметические средства могут блокировать чувство насыщения у новорожденных", - сообщает немецкое издание Die Zeit.
  • Чем бы дитя не тешилось, лишь бы… головой не мотало
    В интернете набирает обороты челлендж (подростковое увлечение на стыке интернета и реальности, часто - невинное, а бывает и опасное). Суть новой моды, "достижениями" в которой хвастаются: интернет-пользователь перед камерой мотает головой из стороны в сторону до потери сознания.