ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2020-12-30-09-42-55
Ответы у доски не учат школьников выражать свои мысли вслух, считает основатель Института публичных выступлений Ирина Баржак.
2021-01-15-05-55-08
Психологи утверждают, что обучение детей обязательно должно быть связано с игрой. Малышам вечно не сидится на месте, а детская фантазия способна сотворить целые миры. Требовать от ребенка ответственного, взрослого поведения было бы жестоко и попросту бесполезно. Но совместив игру и обучение, можно...
2021-01-18-03-49-18
Детям, особенно малышам, рекомендуется более жесткая поверхность для сна. Даже тонкая прослойка кокосовой койры повышает ортопедичность спального места. Рассказываем, какие комбинации наполнителей бывают в детских матрасах с...
2021-01-27-02-57-33
Время от времени бабушкам и дедушкам приходится водиться с внуками. И что же делать с ними в холодное время года? Ведь зима часто не предполагает комфортные дни, когда можно пройтись по улице, парку и в удовольствие погулять с подрастающим поколением. А значит, чем-то занять нужно детей в помещении,...

МультиВход
 

Новые поколения: виртуальность становится частью нас?

Игорь ШНУРЕНКО, писатель, portal-kultura.ru   
19 Мая 2020 г.
Изменить размер шрифта

На протяжении веков человеческим убежищем от любых невзгод был дом — но «большая цифра» проникла и туда. С появлением «Фейсбука» социологи стали замечать, что выражение «мой дом — моя крепость» в отношении детей и подростков следует понимать иначе — как «мой виртуальный дом — моя крепость».

Виртуальность становится частью нас?

Недавно в классе, где учится мой 15-летний сын, было сорвано дистанционное занятие по литературе. Как и во многих школах, перешедших на удаленное обучение, наши учителя пользуются приложением Zoom — с начала глобального карантина этот калифорнийский стартап уже заработал немалые деньги. Почти с самого начала урока в эфире послышались дикие крики, экран перекрыли безобразные рисунки, в общем чате появились ссылки на непристойные сайты. Урок был посвящен теме любви, и учительница очень обиделась на учеников. Она решила, что кто-то из них «слил» информацию об уроке своим дружкам, и те сорвали урок. Большинство детей послушно согласились с этой версией и стали искать виновников внутри класса. Родители в своем чате были в шоке. «Я стала хуже думать о своей дочери», — написала одна мама. «Значит, наши дети — трусы, которые не могут остановить хулигана», — написала другая. Предложили ужесточить контроль, заставлять детей обязательно включать камеры и постановили, что нужно, конечно, подключить системного программиста и через адреса компьютеров в Сети выявить зачинщиков. Я написал в родительский чат, что дело не в детях, а в проблемах с безопасностью самого Zoom: используя несложный софт, хакеры легко могут проникнуть на любую цифровую конференцию и прервать ее. В мире это явление уже настолько широко распространилось, что получило название «зумбомбинг». Осознав, в чем дело, родители и учителя дали задний ход.

Происшедшее заставило задуматься о многом. Родители верят машине больше, чем своим детям. Эпидемия злосчастного вируса, кажется, окончательно уничтожила доверие людей даже внутри собственной семьи. Вагоны общественного транспорта впору переделывать: никто уже не сядет рядом с другим человеком, более того, встречая прохожего на улице, люди все чаще переходят на другую сторону. Социальное дистанцирование, больше похожее на описанное у Хаксли в «Дивном новом мире» социальное кондиционирование, ломает не просто привычки, но вековые традиции людей, в том числе внутри собственного дома. Информационное заражение, сопутствующее биологическому, уничтожает и остатки доверия народа к власти. Люди приучаются к одиночеству и к мысли о том, что от любого встреченного человека может исходить опасность; то ли дело компьютерный алгоритм, которому нужно верить и без которого не обойтись.

Те, кто склонен винить поколение тех, кому сейчас между 13 и 18, в цинизме, бездушности и в выпадении из реальности, должны понимать, что часто у этих детей не было другого выхода, чем погружение в «виртуал». Речь здесь не только о психологических проблемах их собственных родителей, многие из которых считают, что, купив электронный гаджет, они выполнили родительский долг. Речь еще и о просчитанной на годы вперед сознательной кампании корпораций «большой цифры» — а это «Гугл», «Фейсбук», «Майкрософт» и другие — подсадить детей и подростков на свои устройства. Сначала для того, чтобы те проводили как можно больше времени в «виртуальном пространстве», которое владельцы этих компаний по-тихому приватизировали. А потом — чтобы подчинить их «роевому сознанию», превратив, по сути, в роботов. Ведь если технократы не могут создать машины, по интеллекту сравнимые с человеком, то они вполне могут опустить человека до уровня машины. Бои, о которых ни дети, ни многие родители до сих пор не подозревают, шли и идут за каждую минуту времени, проведенного детьми онлайн, в состоянии блаженного управляемого полусна. Взрослые дяди и тети — опытные маркетологи — постоянно изучают опыт игровой индустрии с тем, чтобы понять, где у ребят уязвимые места, на какие крючки их можно подцепить, чем подкупить, на чем сыграть — с тем, чтобы наши игроки как можно реже отрывались от мерцающего экрана.

На протяжении веков человеческим убежищем от любых невзгод внешнего мира был дом — но «большая цифра» проникла и туда. Разумеется, для того чтобы сделать жизнь людей удобнее и проще. С появлением “Фейсбука” около 15 лет назад социологи стали замечать, что выражение “мой дом — моя крепость” в отношении детей и подростков следует понимать иначе: как “мой виртуальный дом — моя крепость”. В цифре, а не в реальных «четырех стенах» они чувствовали себя на месте, в безопасности, «среди своих». Так место, где на протяжении веков человек ощущал себя защищенным, где начиналась его жизнь, где он познавал базовые понятия и ценности, превратилось в некий набор координат для активности умных вещей, которых становится все больше. Умные пылесосы, умные замки, умные колонки, а скоро появятся умные стены, умеющие слушать... Как нам кажется, мы всем этим управляем, поэтому мы приблизили умные вещи к себе. Смартфоны — они теперь заменяют нам понимание и память — стали членами семьи, от них уже не скрыться, и даже взрослые уже не считают дом границей, за которой посторонним нет входа, где можно уединиться и иметь секреты — нет больше места для секретов. Что же говорить о детях, которых часто воспитывают не родители, а смартфоны — для них “виртуальный мир” и есть та самая крепость-убежище, куда они уходят от житейских невзгод. В феврале, в разгар коронавирусной эпидемии в Китае, социологи опубликовали данные, согласно которым жители Поднебесной проводят онлайн вдвое больше времени, чем лишь полгода назад: восемь часов вместо четырех. С учетов времени сна получается, что человек в среднем стал проводить в виртуальном мире столько же времени, сколько и в реальном. Ученые полагали, что для достижения такого результата потребуется еще десять лет интенсива, но благодаря коронавирусу произошел “большой скачок”.

Но дело не только во времени, которое дети проводят за компьютером. Проблема в том, что сами понятия «виртуальное пространство», «виртуальная реальность» — обманки. Они не имеют никакого отношения ни к реальности, ни к пространству. Виртуал не обладает главным свойством реальности и пространства — протяженностью. Именно в этой обманке, по сути, сегодня и живут подростки, проводя там — впервые в истории человечества — больше времени, чем в реальности. Жизнь поколения Z и для тех, кто пришел после них, полностью разворачивается в частном псевдопространстве «виртуальности». У соцсетей есть конкретные владельцы, которые там заправляют согласно своим бизнес-планам и гордятся тем, что они теперь устанавливают социальные нормы для миллиардов людей. Дети для них — бизнес, ничего личного. Бизнес они строят на будущее, формируя его под модель глобального роевого сообщества.

Цифровая коммуникация становится для подростков зыбким фундаментом, на котором с самого начала строится их «я». Этим процессом давно уже управляют не родители, не семья и не школа, которая сегодня сама стала «виртуальной». Соцсети со своими лайками, шерами и роевым сознанием особенно сильно влияют на подростков в тот период, когда у тех формируется идентичность и они очень зависят от мнения сверстников. Любой подросток проходит внутренний «нормативный кризис», когда он вырабатывает фундаментальные понятия «что такое хорошо и что такое плохо». В доинтернетовские времена это обязательно происходило при помощи внутренних ресурсов и собственного опыта. При здоровом развитии именно в ходе этого конфликта между собой и другими формируется прочное сознание идентичности. Проблема в том, что у подростков есть определенный момент, когда «я», способного отстоять свои ценности, еще не существует — точнее, оно сильно зависит от мнения других, от «социального зеркала». Подросток в этом состоянии часто не способен даже на агрессию: он настолько зависит от мнения других, что не смеет их раздражать. С детства подросток привык к тому, что интернет даст ему ответ на любой вопрос, и в момент, когда он отчаянно нуждается в социальном зеркале, социальном сравнении — ему с готовностью на помощь приходят соцсети, которые уже его не отпустят, внедрившись в его сознание и подсознание.

Ошибка в том, что мы воспринимаем виртуальность как некий объект, находящийся вне нас, а на самом деле она становится частью субъекта, то есть нас самих. Управляя детьми и подростками через игры и соцсети, компании постепенно добиваются выгодного для них состояния, которое я бы назвал возле-знанием. Исследователи сравнивают его с ощущением человека, который не может оторваться от слот-машины в казино. В этом состоянии человек рассредоточен, он теряет чувство «я», и его поведение легко подчиняется навязанному извне ритму. Это автоматическое поведение, состоящее из побуждающих внешних импульсов, призванных подтолкнуть его к определенному поведению, но без того, чтобы человек воспринимал эти импульсы сознанием. Сознание должно быть в постоянной дреме. К такому состоянию наших школьников компании «большой цифры» готовят с детства. Это очень нужно компаниям, которые получают огромные доходы от продажи поведенческих продуктов.

Правда, с другой стороны, карантин дает и поводы для оптимизма. Дистанционное общение, особенно недобровольное, как в школе или университете, вызывает взрыв немотивированной агрессии, множатся психологические проблемы, которые показывают, что у цифровой экспансии технократов во внутренний мир человека, возможно, есть предел. То самое поколение Z, которое считали полностью выпавшим из реальности, показывает — по-своему, через агрессию, через бунт, — что человека не получается делать придатком компьютера. Знакомые школьники на карантине, если есть такая возможность, проводят много времени на свежем воздухе и строят планы на прогулки друг с другом, «когда все это кончится». Нет у них энтузиазма по поводу пения хором по скайпу, игры в баскетбол по зуму и вообще дистанционки. И это очень радует, если честно. Студенты одного из московских вузов подписали петицию с просьбой вернуть «нормальное» обучение, при котором человек может поглядеть в глаза другому человеку без посредничества машины. В принципе, неплохое начало. Наступает весна — время развернуться к свету — и тому, который вне, и находящемуся внутри каждого. Не дожидаясь окончания карантина, мы вместе с нашими детьми можем подготовиться к тому, чтобы, выйдя из навязанной «виртуальности» в реальность, прежде всего вернуть человеческое в себе.

Даже в жизнь бабушек и дедушек проник виртуальный мир, что уж говорить о подрастающем поколении, если оно просто с пеленок существует в таких технологиях. Но как раз коронавирус показал и другую ценность – обычной реальности. И многие дети, хлебнув дистанционки, к счастью, не хотели бы учиться дальше в таком формате. Цифра не заняла здесь прочных позиций. Ура! А мы со своей стороны должны учить видеть детей и подростков обычный наш мир и активно находиться именно в нем. Виртуальной едой никак не наешься, и виртуальной любовью не налюбишься. Ну, правда ведь?

Еще в связи с поднятой темой читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
  • Чем же заняться с внуками дома?
    Чем же заняться с внуками дома? Время от времени бабушкам и дедушкам приходится водиться с внуками. И что же делать с ними в холодное время года? Ведь зима часто не предполагает комфортные дни, когда можно пройтись по улице, парку и в удовольствие погулять с подрастающим поколением. А значит, чем-то занять нужно детей в помещении, дома.
  • Выбираем детский матрас с кокосом
    Выбираем детский матрас с кокосом Детям, особенно малышам, рекомендуется более жесткая поверхность для сна. Даже тонкая прослойка кокосовой койры повышает ортопедичность спального места. Рассказываем, какие комбинации наполнителей бывают в детских матрасах с кокосом.  
  • Учить, играя: памятка молодым родителям
    Учить, играя: памятка молодым родителям Психологи утверждают, что обучение детей обязательно должно быть связано с игрой. Малышам вечно не сидится на месте, а детская фантазия способна сотворить целые миры. Требовать от ребенка ответственного, взрослого поведения было бы жестоко и попросту бесполезно. Но совместив игру и обучение, можно добиться феноменальных результатов, ведь недаром говорят опытные педагоги, что в каждом ребенке живет гений – нужно лишь заинтересовать его и бережно направить на путь развития.
  • А ваши внуки умеют… говорить?
    cheburashka Ответы у доски не учат школьников выражать свои мысли вслух, считает основатель Института публичных выступлений Ирина Баржак.
  • При изоляции молодежь больше внимания уделяет своему телу и питанию… до анорексии
    Пандемия не могла не повлиять на людей. Они стали более уязвимы, растеряны, не могут понять, как строить планы на будущее и есть ли оно вообще. Юное поколение здесь не исключение. Его представители оказались оторванными от привычной им жизни, существуют вне коллективов, вне школ, вне реального человеческого общения. Как оказалось, вирус угнетает не только здоровье, но и психику. Многие психиатры, работающие с детьми и подростками, пишет немецкое издание Die Zeit, сообщают об увеличении числа пациентов с анорексией. Истории их болезней объединяет одно: все они начались во время пандемии. "Почти все говорили, что впервые либо повторно столкнулись с болезнью в период, когда были закрыты школы", - отмечает Готтфрид Барт, заместитель главного врача отделения детской и подростковой психиатрии Университетской клиники Тюбингена.
  • Проблема многих семей: ребенок не делает сам уроки. Советы психолога
    Иногда бабушкам и дедушкам с внуками своим детям нужно помогать. Но вот незадача: каждый раз приходится с криками заставлять своего школяра садиться за уроки, а он все равно ловит ворон. И мама и папа говорят, что происходит та же история. Что делать? Рассказывает психолог Катерина Мурашова.
  • Игрушки — удовольствие для ребенка и острая проблема для экологии
    Детская индустрия — часть экономики, заточенной на непрерывное производство и сбыт чрезмерного количества товаров.
  • Что делать ребенку, если над ним издеваются в интернете?
    Кибербуллинг — одна из главных угроз, с которой могут столкнуться в интернете школьники. И книга Джастина Пэтчина и Самира Хиндуя «Написанное остается. Как сделать интернет-общение безопасным и комфортным» научит, как вести себя, чтобы не стать жертвой травли, и как строить виртуальное общение с другими людьми. Ниже предлагаем прочитать фрагмент главы, в которой описываются способы защиты от кибербуллинга.
  • Недостатки репетиторов и удачная альтернатива - онлайн-школа Skysmart
    Недостатки репетиторов и выгодная альтернатива - онланй-школа Skysmart Зачастую, выбрав репетитора, родители начинают предъявлять к нему разнообразные претензии. Рассмотрим недостатки репетиторов более подробно. И ответим на вопрос - какая альтернатива репетиторам существует?  
  • Будущее ребенка не измеришь деньгами. Но всё же в него можно «вложиться»
    Ребенка каждый родитель, по мнению психологов, может считать самым главным проектом своей жизни. И чтобы эта «задумка» была максимально успешной, сил придется приложить немало. Главной инвестицией в будущее малыша эксперты называют именно воспитание, а не материальные блага, которыми заботливые мамы и папы стараются окружить своих чад.
  • Психолог о «дистанционке»: Надо, чтобы роль родителей была не больше, а меньше
    Невнимательность — одна из основных проблем, с которой сталкиваются дети на дистанционном обучении, но это поправимо, считает психолог Виктория Юркевич.
  • Как найти «общий язык»? Размышление молодого человека
    Эта статья больше рассчитана на молодёжь, но и старшему поколению будет полезно разобраться во взаимоотношениях с молодыми.
  • Когда мальчика воспитывает только мама
    Согласно статистике, на сегодняшний день в России неполных семей, где ребенка растит только мать – около 5,6 миллионов. На протяжении всей истории страны женщины очень часто в одиночку воспитывают сыновей. Такое происходит в каждом поколении. Какими вырастают юноши, у которых с детства перед глазами нет образца мужского поведения?
  • Лесные уроки
    Однажды собрались мы с девятилетним внуком в поход. Взяли палатку, топорик, котелок, мешок спальный – вещи для походной жизни необходимые. Наладил я внуку рюкзачок, сам навьючился. С утра пораньше отправились. Путь не близкий – до настоящего леса часа три хода.
  • Не все обладают железной логикой, но этому можно поучиться при помощи книги
    Помните, следуя «железной логике», друзья Жени Лукашина из фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!» отправили его на самолете в город Ленинград? К сожалению, мыслили они, принимая решение в аэропорту, не вполне логично. А вот как рассуждать логично, как убедительно уметь отстаивать свою точку зрения, как распознавать стереотипы и не поддаваться их влиянию и не только сможет рассказать книга Никиты Непряхина и Тараса Пащенко «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни». Не только на примере киногероев известного фильма, но и в повседневности можно заметить, как люди иногда мыслят и поступают весьма непоследовательно. И знание логики в большем объеме не помешало бы взрослым в России (книга, как следует из обложки, адресована подростковой аудитории, но и нам быть в курсе не помешает). А то мы на слово верим, что-то не понимаем, но рассуждаем, обсуждаем, сообразно своей оценке действуем.... И обратный ожидаемому результат в итоге не заставляет себя ждать. Давайте же почитаем отрывок из книги. Пусть прирастут и наши знания. Может в чем-то разбираться станем получше.
  • Игрушки для детей дошкольного возраста
    Игрушки для детей дошкольного возраста Игрушки помогают детям получить необходимые навыки, ускорить психическое и физическое развитие. Однако их польза не безусловна. Чтобы игровые пособия успешно выполняли свои функции, они должны соответствовать возрасту ребенка. Не менее важна для всестороннего развития малышей и их дидактическая направленность. Какие игрушки для детей дошкольного возраста будут наиболее интересны и полезны, мы расскажем далее.
  • Учитель дал советы по усвоению школьной программы в условиях «удаленки»
    Валерий Соловей рассказал, как папы и мамы могут помочь школьникам компенсировать пробелы, неизбежные при обучении онлайн. Учитель и политолог Валерий Соловей заявил, что решение о карантине, по его информации, отложено до октября. Ранее Соловей говорил, что россиян с высокой долей вероятности отправят на самоизоляцию в двадцатых числах сентября.
  • Плановые прививки и защитные маски: не опасно ли это всё для наших внуков?
    Эпидемия коронавируса многое изменила в нашей жизни. И, конечно, особенно мы тревожимся за детей. Например, можно ли им ставить во время эпидемии плановые прививки? Данные процедуры, как отмечается, помогают мальчишкам и девчонкам спокойнее пройти тот период, когда высока вероятность заражения разными вирусами. Но есть здесь, как и практически в любом деле, свои нюансы.
  • Беседа о прошлом
    Мы сидим с бабушкой на кухне, пьём чай с прошлогодним малиновым вареньем. Я смотрю, как руки бабушки бережно открывают банку и кладут мне в кружку пару ложечек этого сладкого, любимого с детства лакомства. Через эти руки я вдруг осознаю, что бабушка моя уже старенькая, а я никогда прежде не расспрашивала её о беззаботном времени юности. Так и возник этот разговор.
  • Новый феномен – цифровое детство. Каково это?
    Галина Солдатова, профессор кафедры психологии МГУ, психолог, руководитель бесплатной горячей линии помощи «Дети онлайн» рассказала, как поменялись жизнь ребенка и его сознание в эпоху интернета и что ему угрожает в виртуальной реальности.