О ресурсе жизни. И нашей расхлябанности с точки зрения инженера |
01 Марта 2012 г. |
Как у любого механического двигателя, так и у человеческого организма имеется свой ресурс, определённый технологией и качеством изготовления.
К живому организму применяется понятие – наследственность. Сокращение ресурса – причина болезней и преждевременной смерти. Подводя предварительный итог вышеперечисленным причинам болезней, рассмотрим параллельно причины сокращения «ресурса жизни» на примере автомобиля и нашего организма. Зададимся вопросом и попробуем ответить с некоторым упреком к самим себе. Вопрос: Что лучше для двигателя автомобиля – грязный, пыльный воздух или чистый отфильтрованный воздух? Ответ: Конечно же, чистый воздух. Для длительной работы двигателя ставятся воздухосборники с фильтром, чтобы не изнашивались поршневые кольца и цилиндры и не подгорали клапаны. Реплика: Ну, а мы, люди, что делаем для чистоты воздуха? Мы уже говорили об этом. Вопрос: Какая жидкость для охлаждения двигателя нужна – чистая или любая и даже грязная? Ответ: Только чистая! Иначе будет засорение системы охлаждения, накипь на внутренних стенках и перегрев двигателя и возможная заклинка, и… капитальный ремонт или списание (смерть) двигателя. Реплика: А мы, какую воду и жидкость пьём? Не боимся преждевременного списания? Вопрос: А какое горючее мы заливаем в бензобак автомобиля – любое или строго соответствующее требованиям? Ответ: Конечно же, согласно инструкции по эксплуатации двигателя автомобиля. Более того, чистое и с дополнительными фильтрами в системе бензопитания. Реплика: А что же мы без разбора к своей пище относимся? Вопрос: А как мы относимся к ресурсу двигателя – не форсировать режим, не перегреть, не перегрузить; к системе амортизации, к своевременной подкачке шин, к смазке в мостах и коробке передач, к корпусу и окраске автомобиля; боремся ли со ржавчиной? Соблюдаем ли правила и режим движения? Ответ: А как же! Всё по инструкции. Реплика: Так что же мы к своему организму относимся по- разгильдяйски, почему мы такие расхлябанные?! Почему живём не по правилам, не по законам и не создаём жизненно важных однозначно понимаемых законов? Очевидно, не обойтись без оценки социальной среды, которая формирует наше сознание и влияет на наше здоровье. О социальной среде Причины многих заболеваний Под социальной средой обычно понимается взаимоотношение людей в человеческом сообществе. В более широком понятии социальной среды следовало бы увязать жизнь людей с природными условиями и результатами их взаимоотношений. Резкое повышение смертности в России обязывает подробнее и шире рассмотреть значение социальной среды. Организм и среда Нашу планету населяют около двух миллионов видов живых организмов. Фауна и флора распределены по поверхности Земли крайне неравномерно. Однако наблюдается строгая закономерность, определяемая характером взаимоотношений организмов с окружающей средой. Наука о взаимоотношениях живых организмов со средой их обитания называется экологией. Изучение экологических закономерностей необходимо для правильного использования биологических ресурсов и для выбора оптимальных путей технического прогресса, не оказывающих губительного влияния на окружающую среду. Этого мы уже частично касались. Взаимоотношения между организмами Следует особо выделить симбиоз – форма сожительства, при которой партнеры извлекают пользу из своих взаимоотношений, и антибиоз, при котором взаимодействующие популяции испытывают отрицательное влияние. Отрицательные, антагонистические взаимоотношения могут принимать разнообразные формы и являться причинами болезней. Прежде всего, это конкуренция из-за пищевых ресурсов. При этом идёт подавление одной популяции другой, и развивается паразитизм, при котором один организм (паразит) использует другой организм (хозяина) в качестве среды обитания и источника питания. Это всем известно. Но интересно и значимо то, что существует явление сверхпаразитизма – наличие паразитов у представителей паразитических видов. Как бы это не превратилось в массовую эпидемию, а ведь похоже на то, что подобное намечается в человеческом обществе. Это должно настораживать. Следует отметить и то, что существует в природе и такое явление, как, например, рыба-«прилипала», присасываясь к крупным рыбам, использует их как средство передвижения и, кроме того, питается их отбросами. Такая форма взаимоотношений получила название нахлебничество, а фигуранты имя (прозвище) – нахлебники. И это нам знакомо на любых уровнях власти, в политических партиях и в преступных группировках. Все перечисленные типы взаимоотношений в природе выступают в качестве регуляторов численности популяций. Только человечество вышло из-под контроля природы. А ведь природа не любит исключений! Борьба человека с природой к хорошему не приведёт. Первоначально у человека, а в природе всегда, борьба велась за существование и в первую очередь за пищу. Известно, что биомасса образуется в результате солнечной энергии. Скорость образования биомассы называется биологической продуктивностью. Первичная продуктивность – это суммарная продукция фотосинтеза. Вторичная – это биомасса, накопленная предыдущими организмами. Всё как по цепочке. Вот потому перенос энергии пищи от её источника – растений – через ряд организмов, происходящий путем поедания одних видов другими, называется цепью питания. Существует несколько звеньев цепи. Человек – конечное звено. В биологии существует обоснованный расчёт биопродуктивности. В среднем из 1000 кг растений образуется 100 кг тела травоядных животных. Хищники, поедающие травоядных, могут построить из этого количества 10 кг своей биомассы, а вторичные хищники – только 1 кг. Например, человек съедает большую рыбу. Её пищу составляют мелкие рыбы, потребляющие зоопланктон, который, в свою очередь, живёт за счет фитопланктона, улавливающего солнечную энергию. Таким образом, для построения 1 кг тела человека требуется 10 тысяч кг фитопланктона. Эта закономерность носит название правило экологической пирамиды. Иногда задаюсь вопросом: сколько же потребуется времени, чтобы площадь основания пирамиды перекрыла площадь земной суши. И отвечаю сам себе: если человечество не осознает серьёзности проблемы перенаселённости Земли, то по темпам прогрессирующего прироста эта трагедия наступит уже в ближайшем столетии. А если необузданная алчность и жажда потребностей будет нарастать, то подход критического состояния ускорится. Результат перенаселённости – это одна из главнейших причин болезней и последующих бед. Это не касается России. В России всё наоборот – это особый разговор впереди. Следует не забывать и то, что «в любой геологической эпохе с наибольшей скоростью эволюционировали организмы, стоящие на высшем уровне в пищевых взаимоотношениях, например: в девоне – кистепёрые рыбы – рыбоядные хищники, в карбоне – хищные стегоцефалы, в перми – рептилии, охотившиеся на стегоцефалов. В эпоху динозавров на протяжении всей мезозойской эры млекопитающие истреблялись хищными рептилиями и только вследствие вымирания последних в конце мезозоя млекопитающие снова заняли господствующее положение и дали большое число форм» (24). Можно с благодарностью отметить, что справедливость в отношении к млекопитающим восторжествовала – природа наказала гигантских хищников и дала возможность появиться человеку. И снова вопрос: а не разгневает ли человек природу так, что она не вытерпит и повторит приговор, применённый к рептилиям и динозаврам? Факты истории должны учитываться человечеством – иначе с причинами болезней и масштабных трагедий человечеству не справиться. О вирусах, эпидемиях и инфекциях мы уже размышляли. Я бы добавил то, что, как мне кажется, наука ещё однозначно не разобралась в причинах масштабных эпидемий. На мой непросвещённый взгляд, распространение эпидемий – это не только массовое заражение, а массовое зарождение опасных вирусов в процессе изменения природных условий. Вот почему мы должны с пониманием и любовью относиться к своей матери и кормилице-природе. О взаимоотношении человека и природы В заветах Библии сказано: «И сотворил Бог человека… мужчину и женщину. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте…» (Библия, Бытие, гл. 1, п. 27, 28). Пороки человеческие зародились, видимо, с первых дней – «по замыслу». «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле… И раскаялся Господь, что создал человека на земле… И сказал Господь: Истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, от человеков до скотов и гадов… истреблю; ибо я раскаялся, что создал их» (Бытие, гл. 6, п. 4,5,6). Что же пишут научные светила медицины о взаимоотношении человека и природы? А вот что пишут: «Общественный характер труда позволил человеку выделиться из природы, приобрести над ней власть» (24). Как же это понимать? Бог раскаялся, а медики потворствуют владычеству человека над природой. Не здесь ли кроются причины болезней природы и самого человека, связанные с социальной средой?. О нашей одежде По ходу эволюции понятие одежда – это шкура, шерсть, искусственные накидки из тёплых шкур, нательное бельё, одежда, шубы, сапоги, шапки – всё это для сбережения тепла организма. В жарких странах тёплая одежда в виде чалмы и ватных халатов всегда оберегала людей от перегрева и солнечных ударов. Всё для жизни. Современная одежда в основном используется в тех же целях, но есть большие изменения не для здоровья. Мода, фарс, яркость, навешенные безделушки, неуместные укорачивания с оголением поясницы и женских ног. Головные уборы не имеют никакого практического смысла. Женские туфельки – это же уродство живого организма и преждевременные болезни и ног, и суставов, и позвоночника, и всего организма. Как мне жаль их, когда они страдают в преклонном возрасте. И всё это делается модельерами якобы для красоты и привлекательности, а большей частью, для успеха своего личного бизнеса – один вред и никакой пользы. Нет, я не всегда был старым. Я, да и не только я, а многие мужчины любили и любят женщин в опрятной одежде и удобной обуви с их лёгкой походкой. Отсюда и улыбки, и хорошее настроение, и привлекательность, и всё лучшее. Я не судья милым женщинам, но желаю: берегите себя с молодости, жизнь коротка, не надо её укорачивать, не надо создавать причин болезней.
|
|