Звезда Виктора Розова |
26 Августа 2013 г. |
21 августа исполнилось 100 лет со дня рождения известного драматурга Виктора Розова. По пьесам Виктора Сергеевича были поставлены великие спектакли и великие фильмы. Самая известная постановка – это «Вечно живые», которыми открылся «Современник», и «Летят журавли», фильм, снятый по той же самой пьесе и получивший мировое признание. Родился Виктор Сергеевич Розов 21 августа 1913 года в Ярославле в семье бухгалтера и домохозяйки. Виктор родился в воскресенье, в престольный праздник – День явления Толгской Богоматери. Это было счастливым предзнаменованием, оправдавшимся в жизни. До трёх лет мальчик очень сильно болел, даже местный доктор не верил, что ребёнок выживет, а он выжил, пережил разруху и голод Гражданской войны. Детство Детские годы будущего драматурга прошли в родном городе. А в 1918 году в Ярославле вспыхнул мятеж. Город горел, сгорел и дом Розовых. Семья, потерявшая в пожаре всё имущество, вынуждена была переехать в Ветлугу. Там Виктор пошёл в школу и проучился три класса, а затем семейство Розовых переехало в Кострому. Во время учёбы в школе Виктор мечтал стать агрономом. Поэтому после школы он приехал в Москву, отыскал Тимирязевскую академию, но поступить туда не удалось – детей служащих в вузы не принимали, потому что требовался рабочий стаж. Виктор вернулся в Кострому и устроился работать на текстильную фабрику. Но потом ушёл актёром-любителем в Театр юного зрителя, который основала группа молодёжи под руководством режиссёра костромского театра Н. А. Овсянникова. В 1934 году, определившись с призванием, Виктор Розов поступил в театральное училище при московском Театре революции (ныне – Театр имени В. Маяковского) в класс актрисы М. И. Бабановой. В училище он проучился четыре года, а затем его взяли в театр актёром вспомогательного состава. Потом началась война. Единственный бой В июле 1941 года Розов вступил в 8-ю дивизию народного ополчения Краснопресненского района. Рассказать о военной судьбе Виктора Сергеевича лучше, чем сделал это он сам в автобиографической книге «Путешествие в разные стороны», нельзя, – так искренни его воспоминания. Тот единственный бой, в котором участвовал Розов, продолжался с рассвета и до темноты. И ни минуты передышки. «Потрясение было, может быть, самым сильным, какое я испытал за всю свою жизнь. Как ни стараюсь я сейчас воссоздать его в себе и снова почувствовать пережитое, не могу. Только помню», – признавался Виктор Сергеевич спустя годы. – Немцы окружили нас, били изо всех видов оружия... А мы пытались куда-то прорваться из последних сил. Товарищи падали, один за другим, один за другим...» В том бою близ Вязьмы Розов был тяжело ранен. Шесть суток везли его с фронта в тыл, в госпиталь во Владимире. А кровь всё текла и текла, и шесть суток он не спал, не смыкал глаз: такая страшная была боль. Долгие дни и ночи на госпитальной койке... Сколько пережито было тогда. «Весной меня на носилках вынесли во двор и положили на траву. Я увидел целое небо... Я писал стихи по два, три, пять штук в день…Жаль, что я растерял все листочки, любопытно было бы их перечесть. Не как стихи, а как свидетельства выздоровления». Целый год прошёл в госпиталях, и вот, наконец, 18 июля 1942 года Виктора Розова выписали (было это уже в далёкой Казани). «Жара. А я не только в гимнастёрке – в шинели. За плечами вещевой мешок, руки на костылях...» Так кончилась для писателя фронтовая страда. Начало творчества В середине 1942 года после госпиталя Виктор Розов приехал к отцу в Кострому и до конца войны руководил агитбригадой, работал в передвижных фронтовых труппах. Параллельно заочно учился в Литературном институте им. М. Горького в Москве. Учёба получилась, так сказать, двухступенчатой. Проучившись два с половиной года в институте, в 1945 году он уехал в Алма-Ату, где организовал театр для детей и юношества Казахстана и остался там на несколько лет. По возвращении в Москву Розов работал в качестве актёра и режиссёра в театре ЦДКЖ (Центральный Дом культуры железнодорожников) и много гастролировал с ним по стране. И только позднее вернулся на 3-й курс и окончил институт в 1952 году. В качестве дипломной работы В. Розов представил пьесу «Страницы жизни», которая тогда уже репетировалась в Центральном детском театре. А в своём институте по окончании учёбы он ещё долгие годы работал преподавателем, получил там звание профессора. Виктор Сергеевич ушёл из института только в 1995 году. Розовские мальчики «Не я выбираю героев, они сами приходят ко мне», – так говорил о своём творчестве Виктор Розов – драматург, герои которого стали отражением оттепели 60-х и не потеряли актуальности и в наши дни. «Розовские мальчики» – это 17-летние ребята, максималисты, бескомпромиссные, открытые и честные борцы за справедливость. В начале 1949 года Виктор Сергеевич написал свою первую пьесу «Её друзья» и принёс её в Центральный детский театр. Впоследствии она была поставлена почти в ста театрах страны и имела оглушительный успех. Эта пьеса ознаменовала рождение автора, определяющего советскую драматургию. Произведения Розова стали началом новой театральной эпохи. В 1956 году со спектакля по пьесе В. Розова «Вечно живые» открывается «Современник» Олега Ефремова. Снятый в 1957 году по этой пьесе фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» потряс иностранных критиков своей правдивостью, получил главный приз Международного Каннского фестиваля и сделал Виктора Розова всемирно известным. Виктор Сергеевич Розов создал около 20 пьес о нравственном поиске и взрослении молодого человека, писал инсценировки, публицистику. Анатолий Эфрос ставил пьесы Розова в Центральном детском театре, а Олег Ефремов – в «Современнике». Спектакли по его пьесам шли во всех театрах СССР, по его сценариям снимались фильмы, делались постановки на радио. Внимание драматурга всегда привлекал выбор, который приходится делать в повседневной жизни «обыкновенным» людям; действие его пьес чаще всего происходит в кругу семьи. Он писал о своём поколении, его произведения во многом автобиографичны. Среди более поздних произведений драматурга – инсценировка 1971 года "Брат Алёша" по роману Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», комедия 1989 года «Скрытая пружина», посвящённая нравам современных творческих работников, пьеса-фантазия «Гофман», опубликованная в 1996 году. Виктор Розов был награждён многими орденами: «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, Отечественной войны I степени, орденом Русской Православной Церкви «За милосердие» и многими медалями России и зарубежных стран. В июле 1999 года одной из малых планет было присвоено имя – Розов. Духовное завещание «Я прожил весёлую жизнь, хотя и очень бедную. До сорока лет очень бедную – вы не можете себе даже представить нищенское моё существование. Но я весел, я счастлив...», – говорил в конце жизни Виктор Сергеевич. В свободное время Виктор Розов занимался собиранием марок, это увлечение началось ещё с детства. А ещё известный драматург любил разводить цветы на своём дачном участке. Самые любимые – гладиолусы, которые получались у него необычайно красивыми. Будучи уже тяжелобольным, Виктор Сергеевич Розов в больничной палате диктовал последние слова своего духовного завещания. В нём он повторил фразу, которую неоднократно говорил молодому поколению: «Пусть ваша душа не зарастает телом». Виктор Сергеевич скончался 28 сентября 2004 года в Москве.
Тэги: |
|