НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Звезда Виктора Розова

26 Августа 2013 г.

alt

 

21 августа исполнилось 100 лет со дня рождения известного драматурга Виктора Розова. По пьесам Виктора Сергеевича были поставлены великие спектакли и великие фильмы. Самая известная постановка – это «Вечно живые», которыми открылся «Современник», и «Летят журавли», фильм, снятый по той же самой пьесе и получивший мировое признание.

Родился Виктор Сергеевич Розов 21 августа 1913 года в Ярославле в семье бухгалтера и домохозяйки. Виктор родился в воскресенье, в престольный праздник – День явления Толгской Богоматери. Это было счастливым предзнаменованием, оправдавшимся в жизни. До трёх лет мальчик очень сильно болел, даже местный доктор не верил, что ребёнок выживет, а он выжил, пережил разруху и голод Гражданской войны.

Детство

Детские годы будущего драматурга прошли в родном городе. А в 1918 году в Ярославле вспыхнул мятеж. Город горел, сгорел и дом Розовых. Семья, потерявшая в пожаре всё имущество, вынуждена была переехать в Ветлугу. Там Виктор пошёл в школу и проучился три класса, а затем семейство Розовых переехало в Кострому.

Во время учёбы в школе Виктор мечтал стать агрономом. Поэтому после школы он приехал в Москву, отыскал Тимирязевскую академию, но поступить туда не удалось – детей служащих в вузы не принимали, потому что требовался рабочий стаж. Виктор вернулся в Кострому и устроился работать на текстильную фабрику. Но потом ушёл актёром-любителем в Театр юного зрителя, который основала группа молодёжи под руководством режиссёра костромского театра Н. А. Овсянникова.

В 1934 году, определившись с призванием, Виктор Розов поступил в театральное училище при московском Театре революции (ныне – Театр имени В. Маяковского) в класс актрисы М. И. Бабановой. В училище он проучился четыре года, а затем его взяли в театр актёром вспомогательного состава. Потом началась война.

Единственный бой

В июле 1941 года Розов вступил в 8-ю дивизию народного ополчения Краснопресненского района.

Рассказать о военной судьбе Виктора Сергеевича лучше, чем сделал это он сам в автобиографической книге «Путешествие в разные стороны», нельзя, – так искренни его воспоминания.

Тот единственный бой, в котором участвовал Розов, продолжался с рассвета и до темноты. И ни минуты передышки.

«Потрясение было, может быть, самым сильным, какое я испытал за всю свою жизнь. Как ни стараюсь я сейчас воссоздать его в себе и снова почувствовать пережитое, не могу. Только помню», – признавался Виктор Сергеевич спустя годы. – Немцы окружили нас, били изо всех видов оружия... А мы пытались куда-то прорваться из последних сил. Товарищи падали, один за другим, один за другим...»

В том бою близ Вязьмы Розов был тяжело ранен. Шесть суток везли его с фронта в тыл, в госпиталь во Владимире. А кровь всё текла и текла, и шесть суток он не спал, не смыкал глаз: такая страшная была боль. Долгие дни и ночи на госпитальной койке... Сколько пережито было тогда.

«Весной меня на носилках вынесли во двор и положили на траву. Я увидел целое небо... Я писал стихи по два, три, пять штук в день…Жаль, что я растерял все листочки, любопытно было бы их перечесть. Не как стихи, а как свидетельства выздоровления».

Целый год прошёл в госпиталях, и вот, наконец, 18 июля 1942 года Виктора Розова выписали (было это уже в далёкой Казани). «Жара. А я не только в гимнастёрке – в шинели. За плечами вещевой мешок, руки на костылях...» Так кончилась для писателя фронтовая страда.

Начало творчества

В середине 1942 года после госпиталя Виктор Розов приехал к отцу в Кострому и до конца войны руководил агитбригадой, работал в передвижных фронтовых труппах. Параллельно заочно учился в Литературном институте им. М. Горького в Москве. Учёба получилась, так сказать, двухступенчатой. Проучившись два с половиной года в институте, в 1945 году он уехал в Алма-Ату, где организовал театр для детей и юношества Казахстана и остался там на несколько лет. По возвращении в Москву Розов работал в качестве актёра и режиссёра в театре ЦДКЖ (Центральный Дом культуры железнодорожников) и много гастролировал с ним по стране.

И только позднее вернулся на 3-й курс и окончил институт в 1952 году. В качестве дипломной работы В. Розов представил пьесу «Страницы жизни», которая тогда уже репетировалась в Центральном детском театре. А в своём институте по окончании учёбы он ещё долгие годы работал преподавателем, получил там звание профессора. Виктор Сергеевич ушёл из института только в 1995 году.

Розовские мальчики

«Не я выбираю героев, они сами приходят ко мне», – так говорил о своём творчестве Виктор Розов – драматург, герои которого стали отражением оттепели 60-х и не потеряли актуальности и в наши дни. «Розовские мальчики» – это 17-летние ребята, максималисты, бескомпромиссные, открытые и честные борцы за справедливость.

В начале 1949 года Виктор Сергеевич написал свою первую пьесу «Её друзья» и принёс её в Центральный детский театр. Впоследствии она была поставлена почти в ста театрах страны и имела оглушительный успех. Эта пьеса ознаменовала рождение автора, определяющего советскую драматургию. Произведения Розова стали началом новой театральной эпохи.

В 1956 году со спектакля по пьесе В. Розова «Вечно живые» открывается «Современник» Олега Ефремова. Снятый в 1957 году по этой пьесе фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» потряс иностранных критиков своей правдивостью, получил главный приз Международного Каннского фестиваля и сделал Виктора Розова всемирно известным.

Виктор Сергеевич Розов создал около 20 пьес о нравственном поиске и взрослении молодого человека, писал инсценировки, публицистику. Анатолий Эфрос ставил пьесы Розова в Центральном детском театре, а Олег Ефремов – в «Современнике». Спектакли по его пьесам шли во всех театрах СССР, по его сценариям снимались фильмы, делались постановки на радио. Внимание драматурга всегда привлекал выбор, который приходится делать в повседневной жизни «обыкновенным» людям; действие его пьес чаще всего происходит в кругу семьи. Он писал о своём поколении, его произведения во многом автобиографичны.

Среди более поздних произведений драматурга – инсценировка 1971 года "Брат Алёша" по роману Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», комедия 1989 года «Скрытая пружина», посвящённая нравам современных творческих работников, пьеса-фантазия «Гофман», опубликованная в 1996 году.

Виктор Розов был награждён многими орденами: «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, Отечественной войны I степени, орденом Русской Православной Церкви «За милосердие» и многими медалями России и зарубежных стран. В июле 1999 года одной из малых планет было присвоено имя – Розов.

Духовное завещание

«Я прожил весёлую жизнь, хотя и очень бедную. До сорока лет очень бедную – вы не можете себе даже представить нищенское моё существование. Но я весел, я счастлив...», – говорил в конце жизни Виктор Сергеевич.

В свободное время Виктор Розов занимался собиранием марок, это увлечение началось ещё с детства. А ещё известный драматург любил разводить цветы на своём дачном участке. Самые любимые – гладиолусы, которые получались у него необычайно красивыми.

Будучи уже тяжелобольным, Виктор Сергеевич Розов в больничной палате диктовал последние слова своего духовного завещания. В нём он повторил фразу, которую неоднократно говорил молодому поколению: «Пусть ваша душа не зарастает телом».

Виктор Сергеевич скончался 28 сентября 2004 года в Москве.

  • Расскажите об этом своим друзьям!