ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Звезда Ленкома

Изменить размер шрифта

alt

Марк Анатольевич Захаров – главный режиссёр театра «Ленком», первооткрыватель жанра отечественной рок-оперы, режиссёр культовых фильмов «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен», автор писем товарища Сухова к Катерине Матвеевне. 13 октября 2013 года знаменитому режиссёру исполнилось 80 лет, из которых ровно половину он отдал «Ленкому».

 

Марк Захаров родился 13 октября 1933 года в Москве, в семье педагогов. Мать Марка с детства мечтала стать актрисой, училась в театральной студии Ю. А. Завадского. Но через год после рождения сына, в 1934 году, отец был арестован, судим по 58-й статье и приговорён к трём годам заключения с последующей высылкой. Мать, оставив театральную студию, поехала за ним. Впоследствии отцу долго не разрешали жить в Москве, матери приходилось работать с утра до ночи. Она в одиночестве тащила семейную ношу, преподавала в детских драмкружках. Поэтому основную заботу о Марке брала на себя бабушка по материнской линии – Софья Николаевна Бардина, которая работала заведующей образцовым детским домом.

Судьба

В 1951 году, оканчивая десятилетку, Марк Захаров выбирал между Военно-инженерной академией, Архитектурным институтом и МИСИ имени Куйбышева. Однако судьба распорядилась иначе. В Военно-инженерной академии сразу обратили внимание на анкету с отцовской 58-й статьёй и посоветовали даже не пытаться сдавать экзамены. В МИСИ не прошёл по конкурсу... И тогда в жизнь вмешалось провидение. Мать Марка Анатольевича, Галина Сергеевна, которая сначала была категорически против того, чтобы сын пошёл по актёрской стезе, после этих неудач сказала ему, что видела вещий сон. «От судьбы не уйдёшь, и путь у тебя один – в актёры», – сообщила она. Обрадованный Марк сразу же отправился на предварительное прослушивание в Школу-студию МХАТа. На экзамене он читал своё любимое произведение – «Вересковый мёд» Р. Бернса и провалился. Узнав об этом, мать велела не падать духом и помогла сыну выучить «Песню о купце Калашникове», будто по нотам, с её голоса. После этого Марк подал документы в ГИТИС и прошёл на актёрский факультет.

Пермь

После окончания ГИТИСа осенью 1955 года Марк Захаров получил распределение в Пермский областной драматический театр. Три года, проведённые в Перми, по мнению самого Марка Анатольевича, были крайне необходимым, стимулирующим фактором. Он играл маленькие роли смешных людей, подражая, как он сам говорит, манере Георгия Вицина. Помимо актёрской работы, он стал писать детские стихи для местного издательства, рисовать и печатать карикатуры для молодёжной и областной газет, организовывать в театре «капустники» и выпуски юмористической стенной газеты. Вскоре Захаров стал помощником руководителя театрального коллектива. Спектакль «Аристократы» по пьесе Погодина стал режиссёрским дебютом Марка Анатольевича. «Именно здесь, в Перми, – вспоминал впоследствии режиссёр, – я почувствовал, помимо режиссёрских склонностей, неожиданные резервы нервного, волевого характера, почувствовал, что ребятам со мной интересно и я продолжительное время могу держать внимание большого коллектива людей и могу руководить постановочным процессом».

В Перми Захаров встретил свою жену, единственную на всю жизнь, актрису Нину Тихоновну Лапшинову.

Театр Сатиры

В 1959 году, возвратившись вместе с супругой в Москву, Марк Захаров устраивается в Московский театр имени Н. В. Гоголя, а вскоре переходит в Эстрадный театр миниатюр, работая в котором приобретает очень ценный и необходимый режиссёру литературный навык.

В 1965 году Захарову предложили перейти в Театр Сатиры в качестве и актёра, и режиссёра одновременно. Однако Захаров отказался от актёрской деятельности и полностью посвятил себя режиссуре.

Настоящей сенсацией стала его постановка «Доходного места» по А. Н. Островскому. Спектакль успели отыграть сорок раз, когда на просмотр приехала тогдашний министр культуры Фурцева и сообщила, что ею в постановке обнаружены антисоветская направленность и общая режиссёрская деградация. Спектакль был запрещён.

Следующий спектакль Захарова — «Банкет» постигла та же участь, что и предыдущий. Как говорит сам Марк Анатольевич, его режиссёрская судьба тогда повисла на волоске.

Помогло участие главного режиссёра Театра им. Маяковского Андрея Гончарова, который в 1969 году предложил Захарову поставить «Разгром» А. Фадеева. Премьера с Арменом Джигарханяном в главной роли состоялась в 1971 году. Спектакль не запретили только благодаря личному вмешательству вдовы Фадеева – известной актрисы МХАТа Степановой. Она позвонила секретарю ЦК КПСС по идеологии Михаилу Суслову и попросила его прийти на «Разгром». Он посмотрел спектакль и остался доволен. А на следующий день в «Правде» появилась статья о «большом идейно-политическом успехе театра и зрелой режиссуре М. Захарова».

Звезда Ленкома

В 1973 году Захаров возглавил Московский театр имени Ленинского комсомола, позднее переименованный в Московский театр Ленком. В 1974 году в Ленкоме состоялась премьера спектакля «Тиль» по пьесе Григория Горина. Это было красочное и очень заразительное музыкально-поэтическое зрелище – комедийное представление с элементами подлинной драмы и подлинной сатиры, как охарактеризовал его сам постановщик. Молодой Николай Караченцов на следующий день после премьеры проснулся знаменитым, а для Инны Чуриковой началась новая сценическая биография. Спектакль пользовался огромной популярностью, ему восторженно аплодировали на всех сценических площадках, но особый успех он имел во время зарубежных гастролей.

С первых же дней работы в Ленкоме Захаров много сил отдаёт открытию и утверждению собственных поэтических направлений в режиссуре, большое внимание уделяя музыке. После успеха своей первой современной оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», Захаров вместе с композитором А. Рыбниковым искали тему для новой работы в этом жанре и обратились с этой идеей к поэту Вознесенскому. Андрей Андреевич подарил им два сборника своих стихов, где в числе прочих была и поэма «Авось»... Так родился новый музыкальный спектакль. Первая русская рок-опера, как назвали спектакль за рубежом, была прекрасно принята зрителями.

За годы художественного руководства Марку Анатольевичу Захарову удалось сделать «Ленком» заметным явлением в российской театральной жизни. Секрет огромной популярности «Ленкома», по мнению М. А. Захарова, заключается в том, что театр «стремится следовать великим заветам мхатовских учителей, но больше всего боится скуки, когда все уже всё понимают, что происходит и, главное, что должно произойти».

Кино на все времена

Значительное место в творческой деятельности Марка Анатольевича Захарова занимает работа в кинематографе. Все созданные им фильмы широко известны и популярны. Его дебютная картина «Двенадцать стульев» с Мироновым и Папановым в главных ролях вышла на экраны в 1977 году и до сих пор любима зрителями. Следующей режиссёрской работой Захарова в кино стал фильм «Обыкновенное чудо», затем одна за другой вышли три его картины по сценарию Г. Горина: «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт» и «Формула любви». В 1988 году вышел фильм «Убить дракона» по сценарию Е. Шварца.

Но сам Марк Анатольевич любит повторять, что главное в его жизни, его достояние и гордость – это звездная плеяда актёров театра «Ленком».

В настоящее время Марк Анатольевич Захаров — профессор кафедры режиссуры РАТИ (бывший ГИТИС). Он обладатель множества наград и званий, а также автор книг «Контакты на разных уровнях» и «Суперпрофессия», посвящённых проблемам современной режиссуры.

  • Расскажите об этом своим друзьям!