НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Жизнь и талант Евгения Лебедева

25 Января 2019 г.

lebedev evgenii

15 января исполнился 101 год со дня рождения замечательного актёра Евгения Лебедева. Многие наверняка запомнили его в образе Бабы-яги. Лебедев с удовольствием играл в детских спектаклях и фильмах. Может быть, потому, что у него самого детство закончилось рано. Жизнь актёра была полна испытаний и потерь. О многих из них он писал в своих рассказах.

lebedev evgenii 47

Сын священника

Евгений Лебедев родился в семье священнослужителя, и это во многом определило его дальнейшую судьбу. За отца-священника пришлось много перестрадать. «Всю боль свою за родных, за их перечёркнутые, исковерканные судьбы он вложил в роли, – вспоминал Олег Басилашвили. – Можно сказать, трагедия жизни сотворила его как актёра, наложила отпечаток на всё его творчество».

Лебедев – это фамилия отца. Ему советовали взять фамилию матери, она была Кирильцевой, но он считал, что это неприлично. Хотя из-за этого у него были большие сложности во время учёбы в театральном училище, точнее, училищах, – он сменил их в Москве несколько. Евгений постоянно подрабатывал – грузчиком, разнорабочим, бутафором. Был период, когда ему приходилось даже ночевать на улице. Мальчик лет с двенадцати скрывал своё происхождение, говорил, что родители умерли. Вступил в комсомол, был активистом. И вдруг...

«У нас в театре работает поповский сын». Это в ТРАМе-то! ЧП! Я стою в репетиционном зале, вокруг меня мои бывшие товарищи. Теперь я им не товарищ, а злостный враг. Меня пригвоздили к позорному столбу. Кричали, ярлыки всякие клеили. Заявляли, что таким, как я, не место в театре, и не только в театре, но и в обществе... Я стоял и плакал, мне было шестнадцать лет...»

Самого отца Евгений видел лишь однажды, когда ему уже было двадцать лет. Из рассказа Лебедева «Поповский сын»: «Я всё время об этом думаю. Днём и ночью. Во сне и наяву. Лежу в постели, молчу и думаю. Передо мной станция Аркадак. Привокзальный буфет. Я и отец. Мне двадцать лет. Отцу – за шестьдесят. Первый и последний раз я пил с отцом. Он мне сам предложил: «Я хочу с тобой выпить. Я чувствую, что мы больше никогда не увидимся». Я никак не ожидал услышать от него такое. А он смотрел в стопку и говорил, как заклинание, как молитву: «Запомни: никогда не теряй веру. Никогда с ней не расставайся. Что бы ты ни делал, в деле твоём должна быть вера. С верой и благоговением совершай свой труд, зарабатывай кусок хлеба. Не оскверняй храма своего, храм – в тебе самом, храм – душа наша. Трудись – и воздастся тебе, стучи – и откроются тебе двери познания жизни, ищи – и найдёшь... Не обижай людей, ибо в человеке есть Бог. Бог – это человек».

Перед войной отца расстреляли. Из рассказа Евгения Лебедева: «Год назад никто не знал, что у меня есть отец и мать, все знали, что они давным-давно умерли, в голодном двадцать первом году, на Волге. Я помню, как меня стыдили за то, что скрывал, что похоронил родителей: «Кого похоронил? Отца и мать! Где у тебя совесть?! Ты должен их навестить!» И опять я стал виноват. Я навестил их, я всегда навещал их, только тайно, чтобы никто не знал. Меня этому научили».

За Сталина

Евгений Лебедев никогда не был членом партии, хотя ему пришлось играть Сталина.

На дворе было начало 50-х. Одному активисту было дано комсомольское поручение – привезти на праздничный институтский вечер... самого вождя всех времён и народов. Не настоящего, конечно, а актёра. Выбор пал на молодого артиста Ленкома Евгения Лебедева, чья блистательная театральная карьера тогда только начиналась. И именно с роли молодого революционера Сосо Джугашвили.

Пьеса Шалвы Дадиани «Из искры...» была поставлена Георгием Товстоноговым к 70-летию Сталина. Мнения о спектакле были самые восторженные. Сталинские премии получили режиссёр-постановщик, художник и несколько актёров. В их числе Евгений Лебедев.

Перед поездкой актёра одели и загримировали, так он и сел в такси. На одном освещённом перекрёстке шофёр в зеркальце разглядел знакомое по портретам лицо и фигуру в шинели с крупными звёздами. Увидел и окаменел от ужаса. Потребовалось приложить немало усилий, чтобы привести в чувство шофёра. Поверил таксист или нет – неизвестно. Ехал не оборачиваясь, ни слова не сказав до конца пути.

Семья

Тот, кто хоть раз видел моноспектакль «История лошади» в исполнении Лебедева, не сможет его забыть. Протяжный стон мерина – это и стон актёра, его сыгравшего. Этот леденящий душу стон Лебедев слышал ещё в детстве, когда во время раскулачивания голосила женщина – с её двора уводили корову, она понимала, что её дети обречены умереть от голода...

Когда отца расстреляли. Женя остался старшим в семье, где ещё было четверо детей. Самую младшую сестрёнку он вынужден был подбросить в детский дом. Из рассказа Лебедева: «Я привёз сестру на площадь Дзержинского в Москве и сказал: «Вот девочка, её нужно устроить в детский дом, у неё родители репрессированы». Я делал вид, что она мне чужая: «Нашёл на улице!»

До Лубянки были в Наркомпросе. Наркомпрос ответил: «Врагов не устраиваем, кому нужно, тот о них позаботится. Уходите!» И мы ушли. Пришли в женотдел. После моего объяснения председатель закричала: «А, поповские выродки! К нам пришли? Деться некуда? Поездили, покатались на нашей шее? Хватит!» Мы стояли и слушали, как над нами издеваются взрослые мамы и тёти».

Мы теперь равные, говорил я, такие же, как все. Мы теперь не отвечаем за поступки наших родителей, нас тогда ещё не было. В статье нового закона написано, что мы теперь не лишенцы... Я с двенадцати лет сам добываю себе на хлеб, я беспризорник. Я привёл вам девочку... ей десять лет. Куда её? На улицу?»

«Он всю жизнь не мог себе этого простить, но по-другому было нельзя», – вспоминал Олег Басилашвили.

Потом, когда у Евгения Алексеевича появился собственный сын, он очень любил его и баловал. Возможно, пытался отдать тепло, которое в своё время не смог дать родной сестре. Всю жизнь помнил о ней и нашёл много лет спустя.

Евгений Алексеевич мечтал о внуке, но так и не дождался его. Внук, названный в честь деда Евгением, родился спустя год после смерти актёра.

Важная встреча

Встреча с Товстоноговым, режиссёром Тбилисского ТЮЗа (туда Лебедев попал по распределению после училища), определила всю дальнейшую жизнь актёра. Сначала он жил в семье Товстоногова, снимая комнату в его квартире, а позже женился на сестре Товстоногова – Нателле. Товстоногов и Лебедев вместе переехали в Ленинград, потом перешли из Ленкома в БДТ. Лебедев не просто уважал Товстоногова, он готов был жертвовать для него даже своей мечтой. Всю жизнь хотел сыграть короля Лира, отрабатывал роль до деталей. Но Товстоногов этой роли Лебедеву так и не предложил. Когда же Евгения Алексеевича позвали сыграть Лира в двух других театрах, он отказался. Из уважения к Георгию Александровичу.

Нателла Александровна вспоминала, что супруг был мастер на все руки: мог перелицевать пальто, побелить потолок, наловить рыбы... Евгений Алексеевич постоянно что-нибудь мастерил, вырезал. Есть среди них и изображение Георгия Товстоногова, вырезанное на простом булыжнике.

Без грима

Актёру часто дарили фигурки Бабы-Яги. Нателла Товстоногова рассказывала: «Эту роль он играл в Тбилисском театре, а потом в течение всей жизни исполнял Бабу-ягу. В конце – совсем без грима».

На сцене Большого драматического театра Лебедевым были созданы уникальные образы: Рогожин в «Идиоте», Уи в «Карьере Артуро Уи», Василий Бессеменов в «Мещанах».

На сцену он вернулся и после тяжелейшего инсульта, когда пришлось заново учиться ходить и говорить. Знаменитая трагическая история лошади по кличке Холстомер в 1975 году была сыграна Евгением Лебедевым уже после болезни.

Евгения Александровича не стало в июне 1997 года.

Примечательные публикации на тему "Личная жизнь кумиров, к которым мы так привыкли"

...И много других публикаций на эту тему

  • Расскажите об этом своим друзьям!