Жизнь и талант Евгения Лебедева |
25 Января 2019 г. |
15 января исполнился 101 год со дня рождения замечательного актёра Евгения Лебедева. Многие наверняка запомнили его в образе Бабы-яги. Лебедев с удовольствием играл в детских спектаклях и фильмах. Может быть, потому, что у него самого детство закончилось рано. Жизнь актёра была полна испытаний и потерь. О многих из них он писал в своих рассказах. Сын священникаЕвгений Лебедев родился в семье священнослужителя, и это во многом определило его дальнейшую судьбу. За отца-священника пришлось много перестрадать. «Всю боль свою за родных, за их перечёркнутые, исковерканные судьбы он вложил в роли, – вспоминал Олег Басилашвили. – Можно сказать, трагедия жизни сотворила его как актёра, наложила отпечаток на всё его творчество». Лебедев – это фамилия отца. Ему советовали взять фамилию матери, она была Кирильцевой, но он считал, что это неприлично. Хотя из-за этого у него были большие сложности во время учёбы в театральном училище, точнее, училищах, – он сменил их в Москве несколько. Евгений постоянно подрабатывал – грузчиком, разнорабочим, бутафором. Был период, когда ему приходилось даже ночевать на улице. Мальчик лет с двенадцати скрывал своё происхождение, говорил, что родители умерли. Вступил в комсомол, был активистом. И вдруг... «У нас в театре работает поповский сын». Это в ТРАМе-то! ЧП! Я стою в репетиционном зале, вокруг меня мои бывшие товарищи. Теперь я им не товарищ, а злостный враг. Меня пригвоздили к позорному столбу. Кричали, ярлыки всякие клеили. Заявляли, что таким, как я, не место в театре, и не только в театре, но и в обществе... Я стоял и плакал, мне было шестнадцать лет...» Самого отца Евгений видел лишь однажды, когда ему уже было двадцать лет. Из рассказа Лебедева «Поповский сын»: «Я всё время об этом думаю. Днём и ночью. Во сне и наяву. Лежу в постели, молчу и думаю. Передо мной станция Аркадак. Привокзальный буфет. Я и отец. Мне двадцать лет. Отцу – за шестьдесят. Первый и последний раз я пил с отцом. Он мне сам предложил: «Я хочу с тобой выпить. Я чувствую, что мы больше никогда не увидимся». Я никак не ожидал услышать от него такое. А он смотрел в стопку и говорил, как заклинание, как молитву: «Запомни: никогда не теряй веру. Никогда с ней не расставайся. Что бы ты ни делал, в деле твоём должна быть вера. С верой и благоговением совершай свой труд, зарабатывай кусок хлеба. Не оскверняй храма своего, храм – в тебе самом, храм – душа наша. Трудись – и воздастся тебе, стучи – и откроются тебе двери познания жизни, ищи – и найдёшь... Не обижай людей, ибо в человеке есть Бог. Бог – это человек». Перед войной отца расстреляли. Из рассказа Евгения Лебедева: «Год назад никто не знал, что у меня есть отец и мать, все знали, что они давным-давно умерли, в голодном двадцать первом году, на Волге. Я помню, как меня стыдили за то, что скрывал, что похоронил родителей: «Кого похоронил? Отца и мать! Где у тебя совесть?! Ты должен их навестить!» И опять я стал виноват. Я навестил их, я всегда навещал их, только тайно, чтобы никто не знал. Меня этому научили». За СталинаЕвгений Лебедев никогда не был членом партии, хотя ему пришлось играть Сталина. На дворе было начало 50-х. Одному активисту было дано комсомольское поручение – привезти на праздничный институтский вечер... самого вождя всех времён и народов. Не настоящего, конечно, а актёра. Выбор пал на молодого артиста Ленкома Евгения Лебедева, чья блистательная театральная карьера тогда только начиналась. И именно с роли молодого революционера Сосо Джугашвили. Пьеса Шалвы Дадиани «Из искры...» была поставлена Георгием Товстоноговым к 70-летию Сталина. Мнения о спектакле были самые восторженные. Сталинские премии получили режиссёр-постановщик, художник и несколько актёров. В их числе Евгений Лебедев. Перед поездкой актёра одели и загримировали, так он и сел в такси. На одном освещённом перекрёстке шофёр в зеркальце разглядел знакомое по портретам лицо и фигуру в шинели с крупными звёздами. Увидел и окаменел от ужаса. Потребовалось приложить немало усилий, чтобы привести в чувство шофёра. Поверил таксист или нет – неизвестно. Ехал не оборачиваясь, ни слова не сказав до конца пути. СемьяТот, кто хоть раз видел моноспектакль «История лошади» в исполнении Лебедева, не сможет его забыть. Протяжный стон мерина – это и стон актёра, его сыгравшего. Этот леденящий душу стон Лебедев слышал ещё в детстве, когда во время раскулачивания голосила женщина – с её двора уводили корову, она понимала, что её дети обречены умереть от голода... Когда отца расстреляли. Женя остался старшим в семье, где ещё было четверо детей. Самую младшую сестрёнку он вынужден был подбросить в детский дом. Из рассказа Лебедева: «Я привёз сестру на площадь Дзержинского в Москве и сказал: «Вот девочка, её нужно устроить в детский дом, у неё родители репрессированы». Я делал вид, что она мне чужая: «Нашёл на улице!» До Лубянки были в Наркомпросе. Наркомпрос ответил: «Врагов не устраиваем, кому нужно, тот о них позаботится. Уходите!» И мы ушли. Пришли в женотдел. После моего объяснения председатель закричала: «А, поповские выродки! К нам пришли? Деться некуда? Поездили, покатались на нашей шее? Хватит!» Мы стояли и слушали, как над нами издеваются взрослые мамы и тёти». Мы теперь равные, говорил я, такие же, как все. Мы теперь не отвечаем за поступки наших родителей, нас тогда ещё не было. В статье нового закона написано, что мы теперь не лишенцы... Я с двенадцати лет сам добываю себе на хлеб, я беспризорник. Я привёл вам девочку... ей десять лет. Куда её? На улицу?» «Он всю жизнь не мог себе этого простить, но по-другому было нельзя», – вспоминал Олег Басилашвили. Потом, когда у Евгения Алексеевича появился собственный сын, он очень любил его и баловал. Возможно, пытался отдать тепло, которое в своё время не смог дать родной сестре. Всю жизнь помнил о ней и нашёл много лет спустя. Евгений Алексеевич мечтал о внуке, но так и не дождался его. Внук, названный в честь деда Евгением, родился спустя год после смерти актёра. Важная встречаВстреча с Товстоноговым, режиссёром Тбилисского ТЮЗа (туда Лебедев попал по распределению после училища), определила всю дальнейшую жизнь актёра. Сначала он жил в семье Товстоногова, снимая комнату в его квартире, а позже женился на сестре Товстоногова – Нателле. Товстоногов и Лебедев вместе переехали в Ленинград, потом перешли из Ленкома в БДТ. Лебедев не просто уважал Товстоногова, он готов был жертвовать для него даже своей мечтой. Всю жизнь хотел сыграть короля Лира, отрабатывал роль до деталей. Но Товстоногов этой роли Лебедеву так и не предложил. Когда же Евгения Алексеевича позвали сыграть Лира в двух других театрах, он отказался. Из уважения к Георгию Александровичу. Нателла Александровна вспоминала, что супруг был мастер на все руки: мог перелицевать пальто, побелить потолок, наловить рыбы... Евгений Алексеевич постоянно что-нибудь мастерил, вырезал. Есть среди них и изображение Георгия Товстоногова, вырезанное на простом булыжнике. Без гримаАктёру часто дарили фигурки Бабы-Яги. Нателла Товстоногова рассказывала: «Эту роль он играл в Тбилисском театре, а потом в течение всей жизни исполнял Бабу-ягу. В конце – совсем без грима». На сцене Большого драматического театра Лебедевым были созданы уникальные образы: Рогожин в «Идиоте», Уи в «Карьере Артуро Уи», Василий Бессеменов в «Мещанах». На сцену он вернулся и после тяжелейшего инсульта, когда пришлось заново учиться ходить и говорить. Знаменитая трагическая история лошади по кличке Холстомер в 1975 году была сыграна Евгением Лебедевым уже после болезни. Евгения Александровича не стало в июне 1997 года. Примечательные публикации на тему "Личная жизнь кумиров, к которым мы так привыкли"...И много других публикаций на эту тему
|
|