НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Жизнь без дублёра

27 Октября 2014 г.

karachencov

 27 октября 2014 года исполнилось 70 лет яркому, талантливому и незабываемому актёру театра и кино Николаю Караченцову. Природа наделила его не только актёрским даром, но и удивительным голосом, который запоминается мгновенно и навсегда.

Николай Караченцов - коренной москвич, родился в 1944 году, вырос на Чистых прудах. Его мать была балетмейстером-постановщиком, много ездила по стране и за рубеж, ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах. Отец - художник-график, заслуженный художник РСФСР, много лет проработал в журнале «Огонёк», следовательно, некие творческие гены были заложены от рождения. Кстати, самому Коле профессия мамы нравилась больше отцовской.


Универсальный актёр


В 1963 году Караченцев поступил в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе, которую и закончил с отличием. В числе десяти лучших выпускников был направлен по распределению в театр Ленинского комсомола. Связав свою творческую судьбу с Ленкомом, актёр остался ему верен до той самой злополучной аварии, оборвавшей его творческую карьеру. За тридцать с лишним лет творческой деятельности Караченцов не только добился любви и признания зрителей, но и по праву обрел статус одного из ведущих актёров современности. Известность Караченцову принёс спектакль «Тиль», где он сыграл главную роль Тиля Уленшпигеля. Это было в 1974 году. Николай Караченцов не только прославился сам, но и принёс известность Ленкому. Тиль стал кумиром молодёжи, но спектакль так и не был принят официальной властью. Поэтому, хоть «Тиля» и не запретили, но не осталось ни одной видеозаписи спектакля.
Особое место в актёрской карьере Караченцова занимает рок-опера «Юнона и Авось». Караченцов в облике графа Резанова стал идеалом мужественности, рыцарства и романтизма. Этот спектакль с участием Николая Караченцова шёл на сцене театра более двадцати лет и всегда собирал аншлаги.
В театре, а потом и в кино Караченцов заслужил репутацию синтетического актёра - певца, мима и акробата.
 Без дублёров
Свой путь в кинематографе Николай Караченцов начал в конце 1960-х годов, снявшись в эпизодических ролях в фильмах «Штрихи к портрету» и «И снова май!».
Активно сниматься в кино актёр начал только после триумфа «Тиля». Уже в начале своей кинокарьеры Николай Караченцов сыграл одну из лучших своих ролей - Бусыгина в экранизации пьесы Александра Вампилова «Старший сын».
Сам Захаров не использовал Караченцова в своих экранных работах, за исключением небольших ролей в лентах «Двенадцать стульев» и «Дом, который построил Свифт».
Безудержность во всём, исполнительская щедрость красок отличает многие роли Николая Караченцова. Кроме того актёр всегда отличался отличной физической подготовкой, он прекрасно фехтовал и ездил верхом. Ну, а в драках Караченцов был просто неотразим, что он доказал, снимаясь в фильмах «Приключения Электроника», «Человек с бульвара Капуцинов», «Криминальный квартет». При этом трюки в фильмах актёр выполнял сам.
Вот, что рассказывала о работе с Николаем Караченцовым режиссер фильма «Человек с бульвара Капуцинов» Алла Сурикова в своей книге «Любовь со второго взгляда»: «Во всех эпизодах Караченцов был чрезвычайно точен. В основном ему достались сцены драчливые и пьяные. Сплясать с девицами — на раз. Выполнить на спор трюк - захват ногами головы противника с переворотом - на два...»
Караченцову подвластен любой жанр: детские и военные фильмы, комедии, детективы, исторические картины, фантастические ленты. Многие зрители помнят его смешного и самодовольного маркиза Рикардо в известном фильме «Собака на сене».
Его можно считать ярко выраженным характерным актёром, который одинаково владел и трагедийными, и комедийными приемами. Сам Караченцов хотел, чтобы его называли универсальным актёром, и поэтому постоянно стремился расширять свой репертуар.


 «Фирменный» голос


Незабываемый голос Караченцова с особой хрипотцой знаком каждому.
Николай Петрович возглавляет плеяду поющих актёров – такого количества популярнейших хитов нет ни у одного из его коллег (кроме, разве что, Михаила Боярского). Всего в творческом активе актёра около 250 песен. Он озвучил несколько мультфильмов, а француз Бельмондо во всех лентах на нашем экране всегда говорил только голосом Караченцова.
Первым предложил спеть Николаю Петровичу Геннадий Гладков. Сначала в 1974 году в спектакле «Тиль», потом в фильме «Собака на сене», к которым Гладков написал музыку. И это было смело по тем временам. Ведь тогда было принято, что в кино поют профессиональные певцы, а актёры в кадре под фонограмму, лишь имитируют пение. Очень плодотворным оказалось сотрудничество Николая Петровича с композитором Максимом Дунаевским. Дунаевский активно писал музыку для кино, и их знакомство началось на съёмках телефильма «Трест, который лопнул». Затем у них было множество совместных работ для музыкальных фильмов, а в 1994 году в Лос-Анджелесе они записали альбом «Моя маленькая леди», где все песни исполнил Николай Караченцов.
Многое дало Караченцову знакомство и близкая дружба с композитором и поэтом Еленой Суржиковой. Песню «Высший пилотаж» Елена написала специально для актёра. Работая с Суржиковой, Караченцов записал настолько разнообразные песни, что кажется, их поёт не один, а несколько разных певцов – то это ностальгия по родине («Испанская сюита»), то сугубо мужская тема («Штурвал»), то проникновенные песни о женщине ( «Я не солгу!», «Звёзды сошли с небес!»).
Талантливый композитор Рустам Неврединов написал для него песни «Мой поезд ещё не ушёл» и «Судьба актёрская», а затем - с благословения Патриархии молитву «Архангел Михаил», которую Николай Петрович исполнил со сцены Кремлёвского Дворца Съездов с хором министерства Обороны. А буквально за несколько дней до аварии они с Рустамом записали песню «В Храме искусства» для фильма «Учитель, который построил дом» – о творчестве Марка Захарова.


 Разлом


В ночь на 28 февраля 2005 года Николай Караченцов ехал с дачи в Москву. Актер был сильно взволнован известием о смерти тёщи Надежды Степановны Поргиной. Он хотел быстрее попасть домой. Огромная скорость, не пристёгнутый ремень... Машину занесло, и она ударилась о фонарный столб. В результате Караченцов получил серьёзную черепно-мозговую травму. После операции на мозге актёр провёл в коме 26 дней и никто не знал, очнётся ли он когда – нибудь. Николай Петрович, к счастью, выжил.
Но эта катастрофа оказалась моментом, который переломил жизнь артиста и как бы разделил её на «до» и «после». К сожалению, яркие актёрские работы остались в прошлом. На смену труду на сцене пришёл другой огромный труд: каждодневная борьба даже не за полное выздоровление, а за улучшение состояния. Только спустя много месяцев Караченцов начал реагировать на окружающую обстановку, заново учиться ходить, но речь актёра не восстановилась. Николай Петрович борется с последствиями тяжелейшей травмы уже почти десять лет. В мае 2007 года на гала-концерте с презентацией дисков с песнями из своего репертуара, Караченцов смог впервые после травмы подняться на сцену, показавшись зрителям. А в апреле 2008 года Николай Петрович принял участие в работе по подготовке к изданию второй книги из серии «Автограф века».
Несколько месяцев назад Николай Петрович проходил курс лечения у китайских врачей, которое дало хорошие результаты: он может сам ходить, правда, с помощью костылей, речь его тоже улучшилась. В апреле актёр дал первое после катастрофы большое интервью.
Свой юбилей Николай Петрович планирует отметить с родными и друзьями, а накануне состоится юбилейный вечер в его родном Ленкоме, где именинника поздравят коллеги и поклонники.

  • Расскажите об этом своим друзьям!