«Железный» Александр Зацепин |
По инф. biographe.ru, dzen.ru |
31 Марта 2023 г. |
На песнях советского композитора Александра Зацепина выросло не одно поколение советских людей. Его творчество остается невероятно популярным и сегодня: музыкальные композиции, написанные им для кинофильмов, знают и напевают поклонники разных возрастов. За многолетнюю службу искусству, преданность профессии и упорство от своих друзей и коллег он получил прозвище «железный Шурик». Детство и юностьАлександр Сергеевич родился 10 марта 1926 года в Новосибирске. Родители Александра не имели отношения к музыке: отец работал хирургом в Новосибирской больнице, а мама – учительницей русского языка и литературы. Одно из ярких воспоминаний детства будущего композитора – патефон и около ста пластинок к нему. Патефон включали по субботам, а маленький Саша садился рядом с тумбочкой и часами слушал «Хованщину», музыку Чайковского и романсы в исполнении Лемешева и Козловского. Мальчик окончил музыкальную школу по классу фортепиано. Одновременно увлекался радиотехникой – ходил в библиотеку, изучал схемы радиоприемников. Также в подростковом возрасте Александр окончил курсы трактористов и киномехаников, и оба этих умения пригодились ему в дальнейшей жизни. Во время Великой Отечественной будущий музыкант поступил в Новосибирский железнодорожный институт, откуда планировал со временем перевестись в другой вуз на радиотехнический факультет. Однако будущий композитор предпочитал заниматься музыкой, в результате чего в институте образовалось огромное количество «хвостов». В 1945 году студента отчислили, и он тут же был мобилизован для прохождения срочной службы в армии. В армии талантливый юноша освоил несколько музыкальных инструментов и так виртуозно на них играл, что на него обратил внимание комвзвода – будущий знаменитый советский актер и режиссер Евгений Матвеев. Он и порекомендовал рядового Зацепина в Новосибирский армейский ансамбль песни и пляски. Сам Зацепин потом признавал, что если бы не армия, вряд ли он бы стал профессиональным музыкантом. Но теперь его судьба была окончательно определена: после демобилизации он несколько лет отработал в Новосибирской филармонии, а потом поехал поступать в Алма-атинскую консерваторию. Кстати, его педагог Евгений Брусиловский даст своему студенту дельный совет, который маститый композитор использует и по сей день. Как-то Зацепин пожаловался, что засиделся допоздна, а вдохновение для написания музыки так и не появилось. На что педагог ответил: «Шура, вы так здоровье испортите. Вдохновенье приходит, когда работаешь, его не надо ждать до двух часов ночи». С этих пор у Александра Зацепина выработался строгий распорядок дня: работать с утра и до обеда – без поблажек и выходных. Дипломной работой Александра по окончании консерватории стала постановка балета «Старик Хоттабыч». В результате распределения выпускников он оказался на киностудии «Казахфильм», и с этого момента началась его творческая биография, неразрывно связанная с миром музыки и кино. ТворчествоПервые свои композиции Александр сочинял в Казахстане, а для записи отправлял на московскую студию, где была необходимая аппаратура. Такое положение вещей было неудобным для творческого человека, и через некоторое время он решился на переезд в Москву. Первое время было непросто – пришлось даже подрабатывать в ресторанах, играя по вечерам на аккордеоне. И только к сорока годам в его жизни произошел решающий поворот, определивший его дальнейшую судьбу, – он познакомился с Леонидом Гайдаем. Как рассказывал сам композитор, его порекомендовала супругу жена режиссера – актриса Нина Гребешкова. Ей очень нравилась та самая песня «Надо мной небо синее, облака лебединые». А Леонид Гайдай как раз искал композитора для своего фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». И мало кому известный Александр Зацепин попал в десятку – написал музыку для всех последующих комедий Гайдая. Рассказывали, что в год выхода «Кавказской пленницы» практически все девушки, поступающие в музыкальные училища на вокальные отделения, пели исключительно «Песенку про медведей». Кстати, сам композитор вспоминал, что получилась она далеко не сразу – первоначальный вариант песни назывался «Первый день календаря». «Мы ее записали, Гайдай утвердил, но как-то ни у него, ни у меня к ней душа не лежала. Режиссер давал ее прослушать друзьям и врагам, и 50 % говорили, что очень хорошая, а другие 50 % – что так себе. И Гайдай решил, что нужно писать новую. Я поехал в дом отдыха «Иваново», там работал во всю ивановскую и написал пять мелодий. Третьей по счету была эта», – рассказывал Александр Зацепин. Работа с Гайдаем продолжилась, и совсем скоро советские телезрители смогли насладиться захватывающими картинами, где звучали легкие, запоминающиеся песенки Зацепина. Как вспоминает композитор, Леонид Иович был очень требовательным режиссером, и музыкальное сопровождение к каждому фильму он подбирал тщательно. Какое-то чутье Гайдая подсказывало ему, какие песни станут популярными и непременно «уйдут в народ». Творчество композитора стало востребованным, и его песни стали звучать во многих кинематографических работах. Без сложностей на творческом пути не обошлось: песню «Есть только миг» никак не хотел пропускать худсовет, считая ее чересчур пессимистичной. Прошло довольно много времени, прежде чем эта красивейшая композиция вышла на экраны вместе с фильмом «Земля Санникова». В начале 1980-х Зацепин переехал жить во Францию, не меняя гражданства. Его отъезд вызвал шквал критики со стороны советской прессы. Недавно восхваляемые всеми песни подвергались беспощадной критике – их называли откровенно пошлыми, мещанскими и бессмысленными. На родину музыкант вернулся лишь с началом перестройки, в 1986 году. С тех пор в отечественном кинематографе, как и во всей стране, многое изменилось. Стали снимать другие фильмы, поменялось и отношение к музыке, но Александр не остановился и продолжал писать. Всего в дискографии Александра Зацепина более 300 композиций и около 120 песен к кинофильмам. Его грандиозный вклад в культурное наследие страны был оценен, и в 2003 году ему присвоили звание народного артиста Российской Федерации. Личная жизньВ биографии народного артиста нашлось место четырем бракам, в том числе третьей супругой композитора была француженка Женевьева, художник по профессии, но этот брак не просуществовал долго. После возвращения в Россию Александр познакомился со Светланой Морозовской, которая давала уроки игры на фортепиано внуку композитора. Эта встреча принесла Зацепину долгих 20 лет счастливого брака. Однако судьба не пощадила и эти отношения – в 2014 году Александр стал вдовцом. В настоящее время10 марта 2023 года композитору исполнилось 97 лет. Поразительно, но в столь преклонном возрасте Александр Сергеевич особо не жалуется на здоровье. Как поясняет Зацепин, никакого чуда здесь нет – просто нужно правильно питаться, придерживаться умеренности во всем и давать своему организму физические нагрузки соответственно возрасту. Музыкант практикует занятия йогой и ежедневно делает утреннюю зарядку. Также Александр Сергеевич старается не отставать от времени: занимается изучением музыкальных программ для компьютера и выписывает научно-техническую литературу. В 2019 году Зацепин принял участие в съемках авторской работы – документального фильма «Мне уже не страшно…». Через некоторое время на телеканале «Союзмультфильм» состоялась премьера мультипликационного фильма «Оранжевая корова», для которого творец создал музыкальное сопровождение. Александр Сергеевич признается, что «писать в стол» – это не для него, и он по мере сил и возможностей будет сочинять музыку для своих почитателей. Песни гения киномузыки с удовольствием исполняют молодые артисты, и Александр Сергеевич этому несказанно рад. Он считает, что, если новая подача произведения нравится слушателям, его музыка получает вторую жизнь. По инф.
|
|