НА КАЛЕНДАРЕ

«Железный» Александр Зацепин

По инф. biographe.ru, dzen.ru   
31 Марта 2023 г.

24 1a

На песнях советского композитора Александра Зацепина выросло не одно поколение советских людей. Его творчество остается невероятно популярным и сегодня: музыкальные композиции, написанные им для кинофильмов, знают и напевают поклонники разных возрастов. За многолетнюю службу искусству, преданность профессии и упорство от своих друзей и коллег он получил прозвище «железный Шурик».

«Железный» Александр Зацепин

Детство и юность

Александр Сергеевич родился 10 марта 1926 года в Новосибирске. Родители Александра не имели отношения к музыке: отец работал хирургом в Новосибирской больнице, а мама – учительницей русского языка и литературы.

Одно из ярких воспоминаний детства будущего композитора – патефон и около ста пластинок к нему. Патефон включали по субботам, а маленький Саша садился рядом с тумбочкой и часами слушал «Хованщину», музыку Чайковского и романсы в исполнении Лемешева и Козловского.

Мальчик окончил музыкальную школу по классу фортепиано. Одновременно увлекался радиотехникой – ходил в библиотеку, изучал схемы радиоприемников. Также в подростковом возрасте Александр окончил курсы трактористов и киномехаников, и оба этих умения пригодились ему в дальнейшей жизни.

Во время Великой Отечественной будущий музыкант поступил в Новосибирский железнодорожный институт, откуда планировал со временем перевестись в другой вуз на радиотехнический факультет. Однако будущий композитор предпочитал заниматься музыкой, в результате чего в институте образовалось огромное количество «хвостов».

В 1945 году студента отчислили, и он тут же был мобилизован для прохождения срочной службы в армии. В армии талантливый юноша освоил несколько музыкальных инструментов и так виртуозно на них играл, что на него обратил внимание комвзвода – будущий знаменитый советский актер и режиссер Евгений Матвеев. Он и порекомендовал рядового Зацепина в Новосибирский армейский ансамбль песни и пляски. Сам Зацепин потом признавал, что если бы не армия, вряд ли он бы стал профессиональным музыкантом.

Но теперь его судьба была окончательно определена: после демобилизации он несколько лет отработал в Новосибирской филармонии, а потом поехал поступать в Алма-атинскую консерваторию. Кстати, его педагог Евгений Брусиловский даст своему студенту дельный совет, который маститый композитор использует и по сей день. Как-то Зацепин пожаловался, что засиделся допоздна, а вдохновение для написания музыки так и не появилось. На что педагог ответил: «Шура, вы так здоровье испортите. Вдохновенье приходит, когда работаешь, его не надо ждать до двух часов ночи». С этих пор у Александра Зацепина выработался строгий распорядок дня: работать с утра и до обеда – без поблажек и выходных.

Дипломной работой Александра по окончании консерватории стала постановка балета «Старик Хоттабыч». В результате распределения выпускников он оказался на киностудии «Казахфильм», и с этого момента началась его творческая биография, неразрывно связанная с миром музыки и кино.

Творчество

Первые свои композиции Александр сочинял в Казахстане, а для записи отправлял на московскую студию, где была необходимая аппаратура. Такое положение вещей было неудобным для творческого человека, и через некоторое время он решился на переезд в Москву.

Первое время было непросто – пришлось даже подрабатывать в ресторанах, играя по вечерам на аккордеоне. И только к сорока годам в его жизни произошел решающий поворот, определивший его дальнейшую судьбу, – он познакомился с Леонидом Гайдаем. Как рассказывал сам композитор, его порекомендовала супругу жена режиссера – актриса Нина Гребешкова. Ей очень нравилась та самая песня «Надо мной небо синее, облака лебединые». А Леонид Гайдай как раз искал композитора для своего фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». И мало кому известный Александр Зацепин попал в десятку – написал музыку для всех последующих комедий Гайдая.

Рассказывали, что в год выхода «Кавказской пленницы» практически все девушки, поступающие в музыкальные училища на вокальные отделения, пели исключительно «Песенку про медведей». Кстати, сам композитор вспоминал, что получилась она далеко не сразу – первоначальный вариант песни назывался «Первый день календаря». «Мы ее записали, Гайдай утвердил, но как-то ни у него, ни у меня к ней душа не лежала. Режиссер давал ее прослушать друзьям и врагам, и 50 % говорили, что очень хорошая, а другие 50 % – что так себе. И Гайдай решил, что нужно писать новую. Я поехал в дом отдыха «Иваново», там работал во всю ивановскую и написал пять мелодий. Третьей по счету была эта», – рассказывал Александр Зацепин.

Работа с Гайдаем продолжилась, и совсем скоро советские телезрители смогли насладиться захватывающими картинами, где звучали легкие, запоминающиеся песенки Зацепина. Как вспоминает композитор, Леонид Иович был очень требовательным режиссером, и музыкальное сопровождение к каждому фильму он подбирал тщательно. Какое-то чутье Гайдая подсказывало ему, какие песни станут популярными и непременно «уйдут в народ».

Творчество композитора стало востребованным, и его песни стали звучать во многих кинематографических работах. Без сложностей на творческом пути не обошлось: песню «Есть только миг» никак не хотел пропускать худсовет, считая ее чересчур пессимистичной. Прошло довольно много времени, прежде чем эта красивейшая композиция вышла на экраны вместе с фильмом «Земля Санникова».

В начале 1980-х Зацепин переехал жить во Францию, не меняя гражданства. Его отъезд вызвал шквал критики со стороны советской прессы. Недавно восхваляемые всеми песни подвергались беспощадной критике – их называли откровенно пошлыми, мещанскими и бессмысленными. На родину музыкант вернулся лишь с началом перестройки, в 1986 году. С тех пор в отечественном кинематографе, как и во всей стране, многое изменилось. Стали снимать другие фильмы, поменялось и отношение к музыке, но Александр не остановился и продолжал писать. Всего в дискографии Александра Зацепина более 300 композиций и около 120 песен к кинофильмам. Его грандиозный вклад в культурное наследие страны был оценен, и в 2003 году ему присвоили звание народного артиста Российской Федерации.

Личная жизнь

В биографии народного артиста нашлось место четырем бракам, в том числе третьей супругой композитора была француженка Женевьева, художник по профессии, но этот брак не просуществовал долго. После возвращения в Россию Александр познакомился со Светланой Морозовской, которая давала уроки игры на фортепиано внуку композитора. Эта встреча принесла Зацепину долгих 20 лет счастливого брака. Однако судьба не пощадила и эти отношения – в 2014 году Александр стал вдовцом.

В настоящее время

10 марта 2023 года композитору исполнилось 97 лет. Поразительно, но в столь преклонном возрасте Александр Сергеевич особо не жалуется на здоровье. Как поясняет Зацепин, никакого чуда здесь нет – просто нужно правильно питаться, придерживаться умеренности во всем и давать своему организму физические нагрузки соответственно возрасту. Музыкант практикует занятия йогой и ежедневно делает утреннюю зарядку.

Также Александр Сергеевич старается не отставать от времени: занимается изучением музыкальных программ для компьютера и выписывает научно-техническую литературу.

В 2019 году Зацепин принял участие в съемках авторской работы – документального фильма «Мне уже не страшно…». Через некоторое время на телеканале «Союзмультфильм» состоялась премьера мультипликационного фильма «Оранжевая корова», для которого творец создал музыкальное сопровождение. Александр Сергеевич признается, что «писать в стол» – это не для него, и он по мере сил и возможностей будет сочинять музыку для своих почитателей.

Песни гения киномузыки с удовольствием исполняют молодые артисты, и Александр Сергеевич этому несказанно рад. Он считает, что, если новая подача произведения нравится слушателям, его музыка получает вторую жизнь.

По инф. biographe.ru, dzen.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!