ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Взлёты и падения Василия Романова

Изменить размер шрифта

 

alt

 

Василий Романов давно пенсионер, но от любимого дела отступиться не может, которое для него не просто увлечение, а цель жизни. Он делает самолёты — не просто летающие модели, а настоящие аэропланы.

С Василием я познакомился ещё в семидесятые в одной из командировок в Усть-Удинском районе. Тогда он был парашютистом-пожарником и в наше мирное время в этой смертельно опасной профессии проявлял исключительное мужество. Василий в отряде считался самым опытным специалистом и с неба десантировался на самые огненные в тайге участки.

Тёща ворчала:

-Оставишь дочку круглой сиротой, что другой работы не найдётся?

Он отвечал:

-А вы с дедом на что? Не могу я без неба.

Мечтал Василий Романов стать лётчиком, но не получилось. Он стал самодеятельным авиаконструктором и научился самостоятельно летать.

… Я помню первый самолёт Василия Романова. Все усть-удинские мальчишки сбежались посмотреть, как полетит дядя Вася. Носы и вихрастые головы торчали из-за забора, а по двору с рёвом носилось детище умельца Р-1. Он сам восседал в кабине, пристёгнутый ремнями и держался за ручку управления, хотя крыльев на самолёте ещё не было: Василий обкатывал мотор...

Первый полёт был недолгим. Ломая крылья, самолёт рухнул в пахоту. Местный «Икар» окинул помутневшим взглядом прибежавших односельчан, пробурчал хриплым голосом: «Я смертельно раненый человек, братцы» - и сник головой.

- Во! - проговорила какая-то женщина, – коль живым останется, так хоть охоту отобьёт на этакую срамоту тратиться: дочке-то, эвон, в школу не в чем ходить...

-Эх, баба, - возразил один из соседей, разглядывая самолёт, а не пилота, - аэроплан — это тебе не срамота...

Люди стояли поодаль, боясь подойти к месту аварии, потому что один из односельчан предупредил: «Эта штука не сразу после падения бабахает, а опосля, сам в кино видел».

Так и стояли, пока не застонал и не зашевелился Василий. Опомнились, разом кинулись высвобождать его из-под обломков. Тогда всё обошлось ушибами, но в больнице пришлось полежать.

После того случая мы встретились через десять лет в конце восьмидесятых. Сидели на крутом берегу водохранилища, только с другой стороны Усть-Уды, в Балаганске, куда переехал Романов. Пенсионер работал сторожем на базе Иркутского политехнического института, где студенты вместе с преподавателями авиационного факультета работали над созданием экранолётов. Здесь мог полностью посвятить себя любимому делу и Василий, ему не мешали.

Романов пальцем показал мне на свой «Бермудский треугольник», он километрах в двух от берега. Зимой в том месте пришлось совершить вынужденную посадку на лёд, тогда об торосы сломал винт, а летом рухнул с очередным детищем на одиннадцатиметровую глубину. Этот перелёт через водохранилище мог стать последним, если бы не долгая работа в пожарной авиации, где совершал прыжки в экстремальных ситуациях. Василия не растерялся в воде: расстегнул ремни, связывающие с самолётом, и всплыл. Романова подобрали, неподалеку с катера видели, как падал самолёт.

- Мне тогда вспомнились слова Валерия Чкалова, - говорил Василий, что вода кажется мягкой пока об неё не ударишься.

- Какой это был по счёту самолёт?

-Четвёртый.

Неподалеку от нас стоял зачехлённый- шестой- с романтическим названием «Ветер странствий». Он не был ещё готов к полётам — Василий подбирал к нему пропеллер. Последние конструкции Романова стали надёжнее, устойчивее вели себя в воздухе. Об этом говорили и лётчики местных воздушных линий, которые не могли удержаться, чтобы не опробовать аэропланы Романова. Вот только ученые-специалисты всё ещё считали Василия шарлатаном в авиации, хотя его самолёты летали. Они, осматривая необычные конструкции, покачивали головами и делали заключение: «По законам аэродинамики эти самолёты не должны летать». Безусловно, без специального оборудования Романову нелегко рассчитывать конструкции, но он много читал, переписывался с такими же умельцами и задумался над созданием двухместного двухмоторного самолёта.

У меня вновь возник вопрос, как и после первой встречи, когда потерпел аварию Р-1: зачем испытывал судьбу Романов, где гарантии, что в очередной раз не подведёт мотор? И только одно ясно, что он влюблён в авиацию, в которой не удалось стать профессиональным пилотом. Он решился летать на своих самолётах, когда поводом стала статья в журнале об одном самодеятельном конструкторе.

Непросто подняться в небо на самодельном аппарате: нельзя нарушать безопасность воздушного движения. Но высоты Романова небольшие, на каких позволяют летать, да и то почти все над водной территорией. Маневренность самолётов Василия хороша, только не зевай — это заключение опытных пилотов. На последнем Р-5 Василий спокойно совершал перелёты Балаганск-Усть-Уда. В гости летал к выросшей дочке и родственникам её мужа. Заслышав в небе рокот мотора, выбегали сват со сватьей из избы встречать всегда желанного гостя, а Василий, сделав круг над огородом, садил самолёт на деревенскую улицу и подруливал к воротам родни. Уважение соседей обеспечено, все они выходили из дворов поприветствовать Василия.

Его уже давно здесь не считали чудаком, как было после первого падения. Василия стали уважать люди, когда добился надёжности самолётов, а кое-кто из сельских руководителей даже разговор завёл, что самолёт Романова может принести пользу в хозяйстве.

Романову помогали местные лётчики: привозили из Иркутска запчасти, инструмент. Вот и «Ветер странствий» созревал с их бескорыстной помощью, потому что его создатель тоже бескорыстен и прост в жизни, как любой человек большого ума.

В мастерской Василия лежали недоделанные крылья с «Ветра странствий». Задумал новую механику крыла, работал над элеронами и подкрылками, чтобы создать более надёжную в управлении машину. На стене фотографии разных лет. Сохранены все винты с его самолётов, с обломанными о воду и землю лопастями, как напоминание о взлётах и падениях.

  • Расскажите об этом своим друзьям!