ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...

Всенародная бабушка

Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/peltcer_06_06_14 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

peltcer

6 июня 2014 года исполнилось 110 лет со дня рождения популярнейшей актрисы Татьяны Ивановны Пельтцер. Зрители её боготворили, а коллеги недолюбливали за вздорный характер. Актрису никто не помнил молодой, в театрах, где она играла, её называли бабушкой. Но всем, и зрителям, и актёрам так её не хватает...


Татьяна Пельтцер родилась 6 июня 1904 года в семье заслуженного артиста Республики Ивана Романовича Пельтцера. Ещё до революции Иван Романович поставил несколько фильмов. После революции играл в различных театрах, снимался в лентах "Белеет парус одинокий", "Медведь", "Большая жизнь". Отец и стал для Татьяны первым и единственным учителем. Никаких актёрских «университетов» она не кончала.
Свои первые роли на сцене Татьяна Пельтцер сыграла в спектаклях отца. В девять лет она появилась в роли Авдия в спектакле "Камо грядеше".
В 1914 году в частной антрепризе города Екатеринославля в спектакле "Анна Каренина" Татьяна играла Серёжу Каренина, и впечатлительных дам выносили из зала без чувств: так на них действовала трогательная сцена прощания Анны с сыном. Так что свой гонорар, три рубля, Таня отрабатывала с блеском.


Замужество


В конце 20-х Татьяна Пельтцер познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим в Москву учиться в Школе Коминтерна. Она вышла за него замуж, а в 1930 году супруги переехали в Германию. Там Татьяна вступила в Компартию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство. В то время в Берлине работал известнейший режиссер Эрвин Пискатор. Узнав, что фрау Тейблер в прошлом профессиональная актриса, он предложил ей роль в спектакле "Инга".
Долгой семейной жизни не получилось: через четыре года Татьяна, влюбившись в советского инженера, рассталась с мужем и вернулась на родину.
Замуж Татьяна Ивановна так больше и не вышла. Долгие годы ее семьей был отец Иван Романович. Последние годы, после того как его выгнала молодая жена, он прожил у дочери.


Первый театр


В 1931 году Татьяна вновь взяла фамилию отца - Пельтцер. Она устроилась работать в театр МГСПС (ныне - театр им. Моссовета). Но актрису, не имеющую профессионального театрального образования, зачислили во вспомогательный состав, а потом уволили "за профнепригодность". Она уехала в Ярославль в старейший российский драмтеатр имени Ф. Волкова.
В 1938 году Татьяна Ивановна вернулась в Москву, проработала два года всё в том же театре МГСПС и узнала об открытии Театра Миниатюр. В 1940 она пришла в этом театр и "осела" там на семь лет.
На сцену Театра Миниатюр Татьяна Пельтцер выходила в замечательной компании Рины Зелёной, Марии Мироновой, Александра Менакера. Это было весело и сложно - новый жанр, репертуара почти не было. Там Татьяна Пельтцер перешла на бытовые роли в маленьких пьесках: управдом, молочница, банщица... Актриса смеялась над своими героинями и в то же время любила их. "У них крепкие руки и доброе сердце", - говорила она. У актрисы появились первые поклонники, ей начали писать письма, режиссёры стали приглашать на эпизоды в кино...


Позднее признание


В 1947 году Татьяна Ивановна перешла в Московский театр Сатиры, который стал на долгие годы главным театром её жизни. В 1953 году Пельтцер получила роль Лукерьи Похлёбкиной в фильме-спектакле «Свадьба с приданным» и к актрисе пришла всенародная известность и любовь. В 49 лет.
Ещё больший успех принесли ей роли в комедиях "Иван Перепелица" и "Солдат Иван Бровкин". После выхода на экраны этого фильма Пельтцер тут же окрестили "матерью русского солдата" и присвоили звание заслуженной артистки. В продолжении - картине "Иван Бровкин на целине" - роль Евдокии писалась специально под неё.

 

Счастливая старуха


Татьяна Ивановна была не просто одарённой и мудрой актрисой. Наверное, ей удалось воплотить народную мечту о несокрушимой старости, где мудрость дерзко соседствует с юной и озорной жизнестойкостью.
Себя она называла "счастливой старухой". В этом была правда: в семьдесят пять, играя самых разных старух, она прыгала с забора, танцевала на кровле дома, каталась на крыше троллейбуса. Снималась много, говорила, что иначе её забудут и она "умрёт с голоду". Мам, бабушек, учительниц, уборщиц, медицинских сестер и просто соседок играла так заразительно, что они иногда затмевали главных героев, откровенно перетягивая на себя внимание зрителя. И так всю жизнь: бегом, бегом, бегом.
Работать с ней было непросто. Перед тем как выйти на съемочную площадку, она любила довести отношения с режиссером до температуры кипения, это ей было необходимо как допинг. В душе многие коллеги не испытывали симпатии к Татьяне Ивановне Пельтцер. Не любили за прямолинейность, за вздорный характер. Актер Борис Новиков, которого однажды обсуждали на собрании труппы за пристрастие к спиртному, после нелестного выступления актрисы, обидевшись, сказал: "А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит... кроме народа!"
Конец 60-ых - начало 70-ых стал для Татьяны Пельтцер победным временем. В театре она играла множество больших ролей. Наконец, бенефисной ролью стала для актрисы тётя Тони в фееричной постановке Марка Захарова и Александра Ширвиндта "Проснись и пой!". В 1972-м Пельтцер стала народной артисткой СССР - первой за 48 лет существования театра Сатиры. В 73 года она как будто начала новую жизнь. Захаров поставил в театре сатиры пять спектаклей - и все с Пельтцер в главной роли. С его уходом в Ленком актрисе стало чего-то недоставать. В 1977 Татьяна Ивановна со скандалом, разгоревшимся практически на пустом месте, покинула Театр Сатиры и отправилась в к Марку Захарову. В момент перехода из одного театра в другой Пельтцер было 73 года и можно только поразиться ее отчаянному поступку. Но те, кто знал её, — не удивлялись: всегда весёлая и неунывающая Пельтцер умела принимать неожиданные решения, а молодые актёры - не замечать ее возраста. В Ленкоме Пельтцер сыграла немного. Всё внимание актрисы сконцентрировалось на небольших ролях, а то и вовсе на эпизодах, где Пельтцер не только не затерялась, но порой "перетягивала на себя всё одеяло".

 

Последняя роль


До самой смерти Пельтцер делала все вопреки рекомендациям врачей: курила «Мальборо», пила крепчайший кофе, всё время бегала. В последние годы жизни Татьяна Ивановна стала терять память. Однажды она попала в психиатрическую больницу. В простую районную, в палату с пятнадцатью «сокамерниками». Душевнобольные жестоко избивали пожилую актрису. Узнав об этом, Инна Чурикова выхлопотала ей отдельную палату в хорошей больнице. После Татьяна Ивановна снова вернулась в театр, но прежней уже не стала. Она с трудом передвигалась, не могла запомнить текст, не узнавала окружающих. Но вся труппа, горячо любящая актрису, хотела, чтобы она играла. Тогда Григорий Горин специально для Татьяны Ивановны написал роль старой еврейки Берты в спектакле "Поминальная молитва". Надо было видеть, как Александр Абдулов, игравший её сына, выводил Пельтцер на сцену - выводил так бережно, словно она была хрупкой драгоценностью, фарфоровой чашечкой тонкой китайской работы. Эта роль была практически без слов, так - пара реплик. Но каждое появление Пельтцер на сцене сопровождалось радостью и аплодисментами. Все понимали, что прощаются с великой актрисой.
В 1992 году после нервного перенапряжения Татьяна Ивановна вновь попала в больницу. Там, предоставленная самой себе, неуёмная и непоседливая, она упала и сломала шейку бедра. Пельтцер было 88 лет и подняться она уже не смогла. 16 июля 1992 года её не стало. Похоронили Татьяну Ивановну на Немецком кладбище рядом с её родителями.

{gallery}TXTS/2014/peltcer_06_06_14{/gallery}

  • Расскажите об этом своим друзьям!