НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Внук писателя Николая Носова: Мой дед сделал из Незнайки человека

01 Декабря 2018 г.

neznaika

Неизвестные факты из жизни писателя. Накануне 110-летнего юбилея любимого детского автора Николая Носова, создателя вселенной коротышек, «Книжная полка» поговорила с его внуком, фотографом и детским писателем Игорем Носовым.

Игорь Носов детский писатель и журналист, внук знаменитого Николая Носова

Игорь Носов детский писатель и журналист, внук знаменитого Николая Носова

1

– Игорь Петрович, каким человеком был ваш дедушка? Он особенно относился к вам. Он написал о вас целую книгу «Повесть о моем друге Игоре», которая вышла незадолго до его смерти, в середине семидесятых годов. Она состоит из историй вашего детства. Какое ваше самое первое впечатление о дедушке?

– Когда мы шли сюда в студию, я вспоминал о том, как мы с ним ловили тритонов. Это было описано дедом в книге. Я как сейчас вижу канавки вдоль леса, где жили эти тритоны, и как они всплывали за воздухом. Мы их ловили, любовались и отпускали. Николай Николаевич вроде бы не много со мной проводил времени на природе – в лесу, в поле. Но он положил начало моей любви к природе, ко всему живому. А в целом дед мне запомнился как человек, который все время работает. При всех играх, при всем его внимании ко мне, он очень много работал и создал больше, чем многие другие детские писатели.

В войну обучал танкистов и врачей

– О Носове нам известно гораздо меньше, чем о других детских писателях – о Чуковском, о Маршаке. Чем он занимался до того, как стал писать книги для детей?

– Он начал учиться в Киевском художественном институте. А потом перевелся во ВГИК в Москве. Учился на сценариста, а в результате оказался и сценаристом, и режиссером учебных и научных фильмов. Перед войной он работал как специалист по созданию таких фильмов. Во время войны был призван в действующую армию. Я помню эти удивительные воспоминания деда: как они – уже на пути к передовой они сидели у костров, кругом была темнота, дед испытал острое ощущение неизвестности и неизбежности того, что будет впереди. Однако дед так и не доехал до действующей армии. Его внезапно отозвали обратно в студию, и он всю войну проработал в Москве на «Центрнаучфильме» и получил орден Красной Звезды, который выдавался только за участие в боевых действиях.

– Какие это были фильмы?

– Эти фильмы обучали военных врачей тому, как вести работу в полевых условиях. Например, дед работал с большим нейрохирургом Корейшей, который делал операции на головном мозге. Ранений в голову ведь было очень много, нужно было срочно обучить врачей оперировать. Также – фильмы о военной технике. Особенно важный момент – и это вспоминала бабушка, которая трудилась вместе с ним: фильмы для танкистов, как пользоваться военной техникой, которая поставлялась нам от союзников по ленд-лизу. Именно благодаря деду, наши механики смогли разобраться, как правильно управлять танком, чтобы он был маневренный и быстрый.

– А как получилось, что все-таки Носов стал писателем для детей?

– Я думаю, писательство для детей началось у него с изучения собственного сына, моего отца Петра. Он был единственным и любимым ребенком, и общение с ним дало толчок к литературе. Отец родился в 1931 году, и когда ему было семь лет, уже дедушка опубликовал первые рассказы, в которых был героем его сын. В рассказе «Затейники» даже имя сохранено: Петя. Петя и Валя (тоже реальная двоюродная сестра) играют под столом в трех поросят и прячутся под скатертью. Предвоенные годы были суровые, шла война в Испании. Кто-то из редакторов вспоминал, что Носова пытались критиковать за легкомысленную тему. Но здравый смысл возобладал. Потом появляются повести: «Витя Малеев в школе и дома» – за которую дед получил Сталинскую премию в начале пятидесятых. Витя – это повзрослевший Петя. У него, как и Вити, тоже были проблемы с математикой.

– Повесть про Витю появилась в «Новом мире», журнале для взрослых. Как это получилось?

– Решение о публикации принял Александр Твардовский (редактор журнала – авт.), спасибо ему. Это был невероятный рывок для детской литературы, далекой от идеологии. Ведь «Витя Малеев» – произведение просто о школьниках. Не было упоминаний ни о партии, ни о вождях. Да, имелись красные галстуки, знамена, Седьмое ноября, но это были просто бытовые реалии.

Незнайка и вселенная коротышек

– Маленькие человечки встречались в детской литературе и до Н.Носова. И, видимо, ему понравилась мысль, что маленькому человеку, ребенку, будет удобнее общаться с персонажем маленьким – даже по росту. С лилипутом комфортней, чем с великаном, потому что великан пугает. И Носов стал брать персонажей из историй про Мурзилку, облекая их в совершенно новую форму и давая им новое содержание.

– Про «Мурзилку» давайте поподробнее.

– Это был детский журнал, в котором был и сам Мурзилка, и другие персонажи. Были и Знайка, и Незнайка, но они не имели каких-то особых отличительных черт. Их взяли из дореволюционной книжки Анны Хвольсон о приключениях человечка Мурзилки, которого она тоже, в свою очередь позаимствовала из американских комиксов. Николай Носов был связан с журналом «Мурзилка»: там печатались его первые произведения. Иногда ему заказывали рассказики и про Мурзилку, поэтому он хорошо знал этих героев. И однажды он решил придумать свою вселенную коротышек, переселив туда некоторых персонажей журнала. Причем от самого Мурзилки отказался. И вот получился абсолютно новый, оригинальный мир малышей и малышек, с яркими характерами, настроениями, со сложными отношениями и авантюрным сюжетом. Ведь мой дед вырос на приключенческой литературе – Жюль Верне, Конан Дойле, Майн Риде. Его сюжеты захватывают и очень напоминают реалии нашей жизни. Если маленькие герои прежних авторов были похожи больше на гномов или на эльфов, то персонажи и положения у Носова получились более объемные и реалистичные. С одной стороны – социалистический Солнечный город, а с другой – Луна, где живут капиталисты.

2

– А как создавались остальные персонажи – доктор Пилюлькин, художник Тюбик, поэт Цветик, Винтик и Шпунтик?

– Николай Николаевич читал все, что до него существовало в литературе. Некоторые коротышки вышли похожими на персонажей классической русской литературы. Пончик, например, имеет черты Плюшкина из «Мертвых душ»: тащит к себе все подряд: вдруг пригодится? Что касается Винтика и Шпунтика, то это – профессионалы. Николай Носов очень ценил профессионализм и хотел показать героев – настоящих мастеров своего дела. Поэт Пудик, музыкант Гусля, Художник Тюбик – они напоминают творческих людей из окружения самого Н.Н. Вспомним, как работал художник тюбик: он создал трафарет с маленьким ртом и большими глазами – и по нему рисовал всех малышек. Это была тонкая ирония над коллегами. Носов видел, что происходит в искусстве и переносил в жизнь коротышек. Поэт Пудик взял себе «красивый» псевдоним «Цветик», носил особую одежду, прическу и всячески выпячивал свою необычность. Здесь Носов пародирует писателей и поэтов, которых видел сам. Или вспомним докторов Медуницу и Пилюлькина. Одна всех подряд лечит мёдом, другой – касторкой. Это отражало до некоторой степени отношение деда к медицине. Николай Николаевич, как и Мольер, относился к современной ему медицине скептически. Он и умер не от гастрита, от которого его лечили, а от сердечного приступа.

– Как складывался образ Незнайки? У предшественников Носова этот герой вообще не имеет ярких черт, а у вашего деда он – сплошная индивидуальность: «носит яркую голубую шляпу, желтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком».

– Шляпа – это важный атрибут джентльмена в 30-50-е годы. Можно сказать, статусная вещь. Дед всегда носил шляпы. А вот отец уже не носил. Н.Н. выдумал яркий, «попугайский» наряд, потому что Незнайка действительно отличается от других. Он резкая противоположность Знайки, который, наоборот, в черном костюме. Дед хотел показать, что Незнайка – это все мы. Любой взрослый деятельный оптимист, который хочет познать мир – незнайка. Ведь нужно много энергии и отваги, чтобы не стесняясь признать себя Незнайкой.

– Он придавал Незнайке какие-то свои черты характера?

– Скорее – черты моего отца, Петра Николаевича. Отец за многое брался, был очень темпераментный, быстрый. Немножко ленивый, но очень любопытный. Он всегда хотел научиться. Можно сказать, что Незнайка – а он ведь меняется от книги к книге – воплотил в себе наблюдения, которые дед делал, наблюдая отца.

3

– Я посмотрел книгу воспоминаний о Носове. Все мемуаристы говорят, что он был человеком нелюдимым, застенчивым, интровертом.

– Меня удивляет этот штамп. Я знал Николая Николаевича до своих четырнадцати лет. Он никогда не был пасмурным и хмурым человеком, за исключением, может быть, последних нескольких лет, когда он болел. На самом деле он был большим оптимистом. Он был настроен на то, что жизнь прекрасна, поэтому и писал о ней всегда с улыбкой. Я иногда сравниваю деда с Леонидом Гайдаем. Гайдай говорил в своих интервью, что у людей в жизни и так много печального, так зачем снимать грустные фильмы. Людей нужно радовать. Дед, кстати, обожал фильмы Гайдая. И он очень сочувствовал другим людям. Когда я захотел стать врачом, Николай Николаевич мне сказал: «А ты готов всю жизнь сострадать своим пациентам? Не может быть доктора, которые не сострадает больному».

– В 1957 году журнал «Курьер ЮНЕСКО» опубликовал список самых переводимых русских писателей. Первое место занял Горький, второе – Пушкин, третье – Носов. Какие-то выгоды ему приносила популярность в других странах?

– Николай Николаевич был беспартийным. Наверняка ему предлагали вступить в партию, но он не вступал, я думаю, по убеждению. Ему хотелось сохранять некоторую независимость. Поэтому когда его книги выходили в других странах, он ни разу никуда не поехал. Его и не приглашали, и не выпускали. Ему не интересно было делать карьеру. Всегда находились другие писатели, которым больше хотелось за границу. Они приезжали и рассказывали деду: «Какой вы популярный! На таком-то симпозиуме вас вспоминали». Это было очень забавно.

Источник: baba-deda.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!