НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Владимир Федосеев: «Руководить культурой нужно грамотно»

07 Августа 2017 г.

1

5 августа 85-летний юбилей отмечает один из самых титулованных российских дирижеров Владимир Федосеев. В послужном списке художественного руководителя БСО имени П.И. Чайковского, помимо бесчисленных наград и званий, сотрудничество с выдающимися коллективами мира: Венским и Берлинским симфоническими оркестрами, Филармоническим оркестром Радио Франции, Токийским филармоническим и многими другими.

Владимир Федосеев

Владимир Федосеев: «Вся наша жизнь и есть юбилей»

В преддверии знаменательной даты маэстро поделился размышлениями о профессии, состоянии классической музыки, а также воспоминаниями о прославленных современниках.

О профессии

Стараюсь круглые даты не фиксировать, вся наша жизнь и есть юбилей. А в моем случае говорить о числах и вовсе ни к чему, поскольку дирижерская профессия — не для молодых, до нее нужно дозреть. Так что задумываться о каких-то временных зарубках не приходится. Дирижер — познаватель непознанного, будь то в творчестве, окружающем мире или самом себе.

О композиторах

Я постоянно учусь, любая встреча с неординарными и интересными людьми всегда шла мне на пользу. Благодарен судьбе, что свела с Евгением Мравинским, которого абсолютно заслуженно считают наиболее выдающимся дирижером ХХ века. Общался с Карлосом Клайбером, являющимся лично для меня своего рода эталоном. Хорошо знал Георгия Свиридова. Считаю его последним нашим великим классиком, продолжателем традиций Мусоргского, Бородина, Рахманинова. К сожалению, сегодня его произведения звучат не так часто, как хотелось бы. Русского гения, по сути, забыли. На мой взгляд, это полное безобразие. Георгий Васильевич — последний высокий рубеж нашей духовно-музыкальной культуры. К несчастью, мы ее постепенно и незаметно утрачиваем...

2

Музыка продолжает сочиняться, однако громких имен среди композиторов, а не исполнителей (их как раз, слава Богу, предостаточно), не появляется. Наш оркестр в свое время объявлял конкурс на лучшее сочинение молодых авторов. Но ничего, кроме жалких потуг, неумелых подражаний тому же Свиридову, мы не получили. Быть может, это закономерно, ведь в истории общества и культуры всегда существуют провалы, своего рода мертвые зоны. Моцарты, Бетховены и Чайковские каждый день не рождаются. Конечно, в утрате некогда казавшихся незыблемыми ценностей не последнюю роль сыграло наше телевидение. Бывает, включишь и хватаешься за сердце: «Что они делают, что предлагают?!» Крайне опасно жить в ситуации, когда душа требует одного, а тебе навязывают совсем другое. Но вдвойне неприятно, если в итоге ты вынужден «есть», что дают.

О школе

На мой взгляд, сегодня мы по большому счету потеряли нашу блистательную и уникальную школу хорового пения, что непростительно. Россия — традиционно певческая страна, недосягаемая лирическая величина. Голос — вообще главный музыкальный инструмент.

Несомненно, крайне важен педагогический фактор. К моему большому сожалению, многие из талантливых учителей улизнули из страны. Самые лучшие музыкальные наставники и инструменталисты на Западе — как правило, представители России. Куда ни посмотри — везде русский пианист, скрипач, вокалист.

О молодежи и управлении

Вопреки сложившейся ситуации, которую иными словами, как «отрицание музыки», порой и описать трудно, не утрачиваю надежды на возрождение классического музыкального искусства в самом высоком смысле этого понятия. Итоги творческих состязаний для юных, 8–10-летних ребят, говорят о том, что Россия может вновь обрести по-настоящему великую культуру. Причем, мне кажется, определяющее слово будет за провинцией, так как ситуация на периферии выглядит значительно оптимистичнее, чем в столице. Однако культурными процессами необходимо грамотно руководить. Сегодня остро ощущается нехватка людей, способных взять на себя подобную ответственность.

3

Об открытиях

Люблю самую разную музыку. И, несмотря на многолетний опыт, откровения случаются и сегодня. Недавно в Париже впервые в жизни дирижировал прокофьевской «Кантатой к двадцатилетию Октября». Гигантский хор в двести человек исполнял музыку, положенную на слова Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина... Вы не представляете, какой был колоссальный успех. Подобного фурора я, откровенно говоря, не ожидал. Впору задаться вопросом: почему мы сами забываем о некоторых наших славных музыкальных страницах, если даже французы выстраивают вокруг них собственную фестивальную программу?

О будущем

У меня по-прежнему планов громадье. Хочу исполнить весь цикл бетховенских фортепианных концертов и симфоний с нашими замечательными молодыми музыкантами. Не так давно поступило предложение из Японии сделать «Евгения Онегина» с лучшим, на мой взгляд, токийским Симфоническим оркестром NHK. Откликнулся с удовольствием, поскольку Чайковский — родной для меня композитор. В его наследии в полной мере выражены мои личные переживания. Также в этом сезоне встречусь с Пражским хором, подготовим знаменитое произведение Дворжака Stabat Mater. Помимо этого, собираюсь поставить в «Геликон-опере» «Пиковую даму». Это только часть из намеченного на ближайшее время. Главное, чтобы были силы все успеть.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!