НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

В Москве открывается музей-мастерская Людмилы Гурченко

11 Ноября 2015 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/11-11-gurchenko как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

12 ноября Людмила Гурченко принимала бы поздравления с юбилеем. Внушительное число пройденных лет не имело бы значения - это была актриса из тех, кто не умеет ни сгибаться под ударами судьбы, ни стареть под натиском времени. Она такой и осталась в памяти любящих ее зрителей - дивой, легендой, сверкающим метеором, осветившим нашу жизнь и сгоревшим слишком рано. И при этом - просто Люсей: она была совершенно свободна от звездной спеси и любила, чтобы ее называли именно так. 

6

Оставленное ею творческое наследие огромно и для одного человека кажется неподъемным. Ее фильмы и книги. Ее музыка. Ее спектакли, которые посчастливилось увидеть только заядлым театралам. Сфантазированные и сотворенные ею костюмы. Собранные ею коллекции музейной ценности.

Урановое стекло

Корреспондент "Российской газеты" беседует с ее супругом Сергеем Сениным, с которым они были вместе почти двадцать лет, мы начинаем с Музея Людмилы Гурченко, о котором он мечтает.

Сергей Сенин: Мы его называем музей-мастерская. Музей - нечто застывшее, а мы надеемся, что это будет очень живая история.

Мы - это кто?

Сергей Сенин: Большая группа людей, сотрудники и выпускники Строгановской академии, изучающие артефакты - будь то костюм, аксессуары, керамика, фарфор, стекло, металл, дерево, фотография, живопись... Когда я остался один, то даже не сразу осознал, какое огромное количество таких артефактов осталось после ухода Люси. Как все это сберечь? И вот появились эти люди с предложением изучать малоизвестную сферу творчества Людмилы Гурченко. Они рассказали мне много нового и интересного о предметах, окружавших нашу жизнь, - думаю, этому удивилась бы и сама Люся. И предложили свою помощь.

А тут стали звонить из Дома Нащокина, из Музея Москвы, предлагали устроить выставки. Это помогло упорядочить коллекции, разобраться, что в них ценного. Выставки включали мебель, посуду, картины, стекло, костюмы и украшения, награды, документы, ставшие историческими... Они имели колоссальный успех, их пришлось продлевать. В отзывах люди писали целые поэмы - эти записи нельзя было читать без слез.

И вот с появлением группы специалистов возникла идея, сохранив дух и атмосферу квартиры Людмилы Гурченко, создать музей-мастерскую. Приглашать людей, которые занимаются рукоделием, научиться делать такие же украшения, аксессуары, сумочки. Ведь теперь признано, что многие предметы, сотворенные Люсей, - музейного уровня.

- А будет ли мастерская открыта для всех желающих?

Сергей Сенин: Для этого квартира мала - нужны помещение, штат, бюджет, и пока мы на это не замахивались, все делается на энтузиазме. Мы с Люсей так поступали всегда: важно начать. И я отдал под музей квартиру в центре Москвы - а там посмотрим. Если дело начнет разрастаться и потребность в нем подтвердится - будет проще решить и вопрос с помещением. Экспонатов для такого музея очень много.

- Много - это сколько?

Сергей Сенин: Только костюмов - около восьмисот, из них более двухсот Люся сделала своими руками, их перекраивала, дополняла... Не считая бижутерии, уникальных аксессуаров и фотографий. Замечательная коллекция изделий из уранового стекла. Это стекло Люся впервые увидела в Эрмитаже: изысканный зеленый предмет на столике карельской березы - сочетание красок ее сразило. Производство такого стекла было прекращено в начале ХХ века - обратили внимание, что стеклодувы рано умирали. Сам предмет не опасен, а его производство радиоактивно. Сначала Люся покупала то, что попадалось на глаза, - пудреницу, штоф, рюмочку, пасхальное яйцо, кадило. Потом подключился и я, мы начали коллекционировать стекло более системно. Специалист по урановому стеклу описал все эти предметы - получилась вот такая книга. И выяснилось, что понемногу собралась одна из самых крупных коллекций уранового стекла в России. В ней есть предметы уникальные, музейные.

- Когда вы думаете открыть эту квартиру-мастерскую для первых посетителей?

Сергей Сенин: Думаю, в дни юбилея первые приглашенные смогут провести первый мастер-класс.

Прохладные отношения с техникой

- Пишут, что до встречи с Людмилой Гурченко вы ее как актрису мало знали - это правда?

Сергей Сенин: Как это мало знал! Хотя, действительно, как-то пропустил "Карнавальную ночь", и первое, что меня поразило, - "Песни войны". А потом прочитал ее книгу "Мое взрослое детство" - она была бестселлером и ходила по рукам. Нам дали журнал на два дня, и я ее прочитал залпом во время лекций. Тогда и стал внимательней следить за этой актрисой. В Одессе снимался фильм "Любимая женщина механика Гаврилова", я пошел в Клуб железнодорожников на творческий вечер Гурченко. А потом мы встретились уже в общей работе - так все и началось.

- Мало кто верит, что три свои книги Люся написала сама, без "литературных негров". Но это так. А вот - как? Что, прямо вот так водила пером по бумаге?

Сергей Сенин: Да, и это я могу сказать совершенно точно - был соучастником создания ее последней книги "Люся, стоп!". Все писалось лежа. Люся шутила: пишу, как Некрасов. Все - в таких толстых общих тетрадях. У нее были свои корректорские значки, согласно которым делались правки, вставки или дополнения - их она писала на полях. Я хорошо разбирал ее почерк и набирал текст на компьютере. Она еще раз читала и делала окончательную правку. Но все - только ручкой и только на бумаге.

- То есть отношения с техникой у нее были прохладные?

Сергей Сенин: Совсем никаких! Мобильный телефон у нее появился где-то в 2007-м - просто не хотела его, путалась в кнопках. На последний юбилей ей подарили ноутбук, но она к нему не подходила. Однажды захотела узнать биографию какого-то актера - и я стал обучать ее азам обращения с интернетом. Все было очень непросто: она, например, долго не могла понять смысла и назначения мышки. Но из-за сломанной ноги Люся сидела дома, расшивала бисером концертное платье, и можно было угрохать на обучение целый день. Набрали "Марика Рёкк" - тут же выскочила википедия, и Люсе это понравилось. Я пошел гулять с собаками и оставил ее с ноутбуком. Через полчаса возвращаюсь - ноутбук закрыт, лицо мрачное, тишина. Я понял: вероятно, набрала в поисковике свое имя, а что такое набрать в интернете имя любого известного человека - вы знаете. Это случилось почти накануне ее ухода, и плотное знакомство с интернетом у Люси так и не состоялось.

- Наберешь имя любого популярного актера - первое, что выскочит: он умер! Представляю, как это должно действовать на состояние человека: кажется, что все только и ждут его смерти.

Сергей Сенин: Да , мне даже звонили и выражали соболезнование - а мы с Люсей сидим и пьем чай!

{gallery rows=16 cols=1 width=290}TXTS/2015/11-11-gurchenko{/gallery}

Человек без кожи

- Какое из ее человеческих качеств вам особенно дорого?

Сергей Сенин: Надежность. Ее ассоциируют с мужским характером, но Люся действительно была очень надежным человеком - в дружбе, в отношениях, в любви. Не предать, всегда прийти на выручку, и ты знаешь, что не будет никакой задней мысли, никаких закулисных поступков. Я был уверен: случись что - Люся всегда будет рядом. Это же она понимала про меня. Может, поэтому наши отношения так много лет выдерживали все испытания. Это можно назвать и честностью - по отношению к себе и другим.

- Она была азартным человеком?

Сергей Сенин: В работе - да. Если ей нравились партнеры по фильму или спектаклю. Ее считали трудной актрисой - а она как раз любила подчиняться мощной режиссерской воле. Тогда у нее загорались глаза и она кидалась в работу с головой.

- Было ощущение, что она человек без кожи. При знакомстве словно прощупывала человека - не предаст ли, не лицемерит ли, не держит ли фигу в кармане?

Сергей Сенин: Она это прекрасно знала и объясняла сложностями своей жизни, ударами, которые ей постоянно наносились людьми и судьбой. Поэтому - да, при первом знакомстве была крайне недоверчива. А если понимала, что человек одной с нею группы крови, то дальше все было очень легко. Но ожидания худшего ее не покидали: людям свойственно меняться, и Люсю много раз предавали. Я говорил: относись проще - но уж такой характер! Она сама признавалась, что в нашей жизни становилась чуть мягче и терпимей. Ведь разные эпизоды случались, я старался на них не реагировать: у всех есть слабости. Она так не умела, и человек отрезался сразу и навсегда. Но точно так же жестко, честно и бескомпромиссно она относилась и к себе. Требовала от других ровно столько, сколько требовала от себя. Да, она человек без кожи, и нанести ей рану было легко. Даже просто по неосторожности.

- Я представляю, каково актрисе ее темперамента и возможностей оказаться в долгом простое. У нее даже создалось впечатление, что после "Карнавальной ночи" она более пятнадцати лет не получала ролей. Хотя роли были - одна "Женитьба Бальзаминова" чего стоит! Или "Балтийское небо", или "Рабочий поселок"!

Сергей Сенин: Прекрасные работы, но они не приносили ей настоящего удовлетворения - это были случайные приглашения, она не чувствовала перспективы. А ей нужен был мощный, уверенный взлет, и она к нему была готова. Чувствовала в себе невероятную силу, которая реализовывалась на полпроцента! Кроме того, она себя ощущала актрисой прежде всего музыкальной. Об этом мечтала - а музыкальное кино у нас к тому времени почти исчезло. Поэтому эти годы она называла временем безработицы и считала, что ее настоящий взлет начался со "Старых стен" - когда режиссер Виктор Трегубович в нее поверил и ее отстоял на худсоветах. Эта роль перевернула и ее самоощущение, и зрительское представление об этой актрисе. Но есть и такая точка зрения: не было бы семнадцати лет "безролья" - не было бы и "Старых стен".

- Последнее десятилетие ее жизни совсем небогато киноролями - как она это воспринимала? Как естественный для ее возраста спад? Но она в молодости гениально играла старух - вспомним "Бенефис". Перейди она на характерные роли - какой потрясающей "комической старухой" могла бы стать. Не хватило решимости?

Сергей Сенин: Она частично попробовала эту краску в "Старых клячах". Но таких предложений попросту не было.

- Как же она ощущала этот новый простой?

Сергей Сенин: Она себя считала киноактрисой - это было главным. Потом уже шла эстрада, и только потом - театр. В 90-е годы театр в ее жизни возник как способ существовать в профессии в годы, когда кино было почти разрушено - и производство, и прокат. Огромная страна рассыпалась на множество осколков. Подступал возраст. Не было подходящих ролей. Оставалось придумывать самим - поэтому возникли работы в Театре сатиры, в Школе современной пьесы, в Театре Чехова, антрепризные спектакли. Все это мы старались делать по высшему классу - никаких "два стула - два актера". И, конечно, искали возможность ставить музыкальные спектакли. Было много телевизионных работ - но все это, конечно, было для нее недостаточным.

- Эти театральные спектакли ушли безвозвратно?

Сергей Сенин: Почему - некоторые записаны. Например, "Мадлен, спокойно!", который поставил Роман Козак с музыкой Давида Тухманова. "Случайное счастье милиционера Пешкина", "ПАБ", поставленный братьями Пресняковыми. Мюзикл 1998 года "Бюро счастья", который несколько лет шел в МДМ. Тогда грянул дефолт, всю экономику здорово тряхануло - но спектакль добротный, в нем были заняты, вместе с оркестром, более ста человек!

- Почему же это все не показывают по телевидению?

Сергей Сенин: О чем говорить, если ее последний фильм "Пестрые сумерки" не захотел купить канал "Культура"! Конечно, это не блокбастер и не "экшн", там нет погонь и выстрелов, но это трогательная история талантливого слепого музыканта, взятая из реальной жизни.

Сериалы и другие долгие дела...

- Когда эта беседа будет напечатана, в эфире уже пойдет сериал о Людмиле Гурченко. Вы его видели? Авторы с вами советовались?

Сергей Сенин: В преддверии юбилея обрушился шквал звонков: десятка два кинокомпаний и телеканалов собрались делать сериал о Гурченко. Но я уже имел представление об уровне таких "байопиков" - мельком увидел несколько образцов и понял, что это катастрофа. Причем иногда авторы меняли одну буковку в фамилии, но все понимали что вот это - и.о. Толкуновой, а это - Зыкиной. То есть одна буковка - и авторы могли делать со своим персонажем что угодно: никаким судом их не возьмешь. Я понимал, что если буду просто отмахиваться, дело кончится такой фальсификацией. И решил, что мне лучше находиться внутри этого процесса, чтобы по возможности его контролировать. Мой первый вопрос: кого вы видите в ролях не только Люси, но и ее отца Марка Гавриловича, который сыграл такую важную роль в ее жизни. Были бредовые предложения - я пытался объяснять, убеждать. Мне говорили: не хотите по хорошему - сделаем фильм о какой-нибудь Бурченко.

Но тут позвонил Сергей Алдонин - хороший театральный режиссер с опытом кинопостановок. И Люся, и я его хорошо знали: он бывал у нас дома, а мы ходили на его спектакли, он даже предлагал Люсе сыграть Гертруду в "Гамлете". С ним можно было разговаривать в надежде на понимание и такт. И в нем, и в продюсере будущей картины я видел заинтересованность и желание выслушать, посоветоваться, подумать вместе. Они предложили на главную роль Юлию Пересильд - актрису яркую, самобытную, мощную. Я познакомился с нею, и она приняла участие в большом концерте в Кремле, посвященном Люсе. Их многое объединяет - и прежде всего фанатичная преданность профессии: для обеих работа - это всё. Картину я еще не видел, но две песни в исполнении Юлии Пересильд слышал - сделано очень здорово.

- На чем основан сюжет, на каких материалах?

Сергей Сенин: Я хотел, чтобы базисом картины стали книги Люси "Мое взрослое детство" и "Аплодисменты". Чтобы был Харьков, оккупация, голод, немцы... Именно там Люся складывалась и как личность и как актриса. Это, конечно, усложняло съемки, но авторы согласились. Я попросил, чтобы повествование закончилось где-то серединой 80-х. Потом все пошло по-другому: после перестройки у нас перестроились и масс-медиа, и дальнейшую жизнь актрисы все знают как на уровне правды, так и на уровне сплетен. А хотелось, чтобы фильм строился на том, что менее известно. Авторы согласились, и мне стало легче на душе.

- Сценарий вы читали?

Сергей Сенин: Мы сразу договорились, что его запустят только в случае одобрения - моего и Маши, Люсиной дочери. Сценарий был прислан, и он мне не понравился. Понимаю: фантазия в игровом кино неизбежна, но там были искажены даже биографические факты. Авторы согласились и через полгода прислали новый вариант - и это был уже совсем другой уровень. Так что, я надеюсь, работа будет честной, а будет ли это талантливо - посмотрим.

- Работа заполняла жизнь Люси на сто процентов, почти не оставляя ни на что другое ни сил, ни времени. Удастся ли передать этот накал в фильме?

Сергей Сенин: Незадолго до своего ухода Люся по настоянию Виталия Яковлевича Вульфа записала аудиоверсию "Моего взрослого детства" для радио "Культура". И там она с присущим ей артистизмом воспроизводит интонации многих персонажей книги - в частности, своего отца. Эти диски, несомненно, могли помочь и Николаю Добрынину, играющему Марка Гавриловича, и всей съемочной группе. Но я часто сталкивался с тем, что даже близкие друзья, не раз бывавшие в нашем доме, не до конца понимали человеческую природу Люси. Поэтому не знаю, буду ли смотреть сериал, - честно говоря, мне страшно.

- Вторжение в ее личную жизнь...

Сергей Сенин: Это уж точно - всех мужей пересчитают... А что говорят о ней в интервью якобы ее бывшие подруги, сколько присочиняют - это ведь жутко читать!

- Люся последние годы что-нибудь писала?

Сергей Сенин: Сценарий "Танцплощадка" - она начала его лет семь назад. Мы уехали на дачу, лето, делать нечего. Смотрю - Люся что-то пишет. Знаю, в такие мгновения ее лучше не трогать - придет время, сама скажет. Потом прочитал - понравилось. Это мелодрама с эмоциональными, взрывными эпизодами - о жизни и любви большого танцовщика на закате его карьеры. У него жена, которая всю свою жизнь подчинила его успеху, но он был слишком упоен ее славой и вседозволенностью, что привело к ее ранней гибели. Он уезжает из Москвы и в маленьком курортном городке встречает медсестру, у которой есть мечта - она занимается танцами... Я спросил: "Люся, а где же роль для тебя?" Выяснилось, что там есть крошечный эпизод с хозяйкой танцплощадки для тех, кому за тридцать. Танцплощадка - как микромодель мира, с разными характерами и судьбами.

- Ну, и какова судьба этого сценария?

Сергей Сенин: Люся полностью отдалась работе над фильмом "Пестрые сумерки" - писала для него музыку, а потом фильм остался без режиссера, и она была вынуждена работать с артистами. Когда Люся сломала ногу, она опять вернулась к этой истории. Сочинила музыку к "Танцплощадке" - гармонии сложные, красивые и очень необычные. Одну песню Николай Фоменко спел в недавнем концерте в Кремле. В принципе сценарий можно ставить, но сейчас другое кино и другие пристрастия. Режиссеры, с которыми я говорил, отвечали, что там важна авторская интонация, и без Люси поставить такую картину очень сложно.

- Как возник клип "Пожалуйста, не уходи"? Я его увидел уже после ухода самой Люси, и он казался отчаянным вызовом самой судьбе, постоянно разлучающей нас с любимыми.

Сергей Сенин: 2010 год для нас стал совершенно безумным: отовсюду сыпались предложения - открыть клуб, выступить в концерте, принять участие в "Бенефисе", который снимался в адовых условиях - за двое суток нужно было снять полнометражное шоу с разными гримами и костюмами... Люся ни от чего не отказывалась - только работать и работать! Мне оставалось ее чуть урезонивать - какие-то из предложений я ей даже не передавал. И вот в Киеве к нам в гостиницу пришла съемочная группа во главе с молодым режиссером Катей Царик. Она собиралась снимать цикл "Я - легенда" с участием самых известных актеров кино и эстрады. Люсе понравилась ее идея музыкальные номера предварять монологами Люси и сделать этот номер, посвященный люсиным партнерам, которые ушли, - Никулину, Янковскому, Миронову, Кайдановскому, Евстигнееву, Белову... Здесь мы и вспомнили об этой песне Земфиры "Хочешь?". После смерти Люси эта ее запись облетела весь интернет - слово она обращалась к нам уже с той стороны вечности...

Из бесед с Людмилой Гурченко в "РГ"

- Я плакала, когда вспоминала свой отъезд из Харькова в Москву навсегда. К дому впервые в жизни подъехало такси - мы жили бедно, в полуподвале. Положили в машину чемодан, аккордеон. Папа сказал: "Ты едь одна, я боюсь - не выдержу, заплачу и всё вам испорчу". Машина отъехала, и еще долго я видела папу в полосатой пижаме, около него стояли наш пес Тобик и кот Мурад с облезшим хвостом. И еще долго мелькал папин платок. "Милый дорогой мой папочка, я тебя не подведу, во что бы то ни стало - ты будешь мной гордиться"...

***

- Нас во ВГИК поступило 15 человек, закончили 13, снимались в кино трое. Это же очень больно, когда не состоится судьба! Люди спиваются, кончают самоубийством. Если бы у меня были ученики - я взяла бы людей закаленных, и мы бы им отменили все семейные дела. Ведь как только начинается печь, борщ, дети, распри -- тут все и заканчивается.

***

- Стоит ли быть артистом? Это такой вопрос, который не стоит задавать. Артист - он всегда артист, он таким родился. Актера в торговлю - а он артист, его в инженеры - а он артист, его в медицину - а он артист. И артист в нем вылезет всегда. Всегда это лицедейство будет сидеть в нем, оно будет мучить его, и он все равно пойдет в артисты!

***

- Мы с Юрием Никулиным снимались в фильме "Двадцать лет без войны". Режиссер со мной почти не общался, и мне было очень плохо. Я побежала к Никулину: папа, ну как жить? Он слушал меня, слушал, вбирал мою боль, а потом сказал: "Время, время, только время!". Время прошло. Теперь взираю на ту боль с усмешкой.

***

- Не было ни одной роли, где внутри меня не звучала бы моя личная музыкальная тема. Даже если это фильм немузыкальный - "Старые стены" или "Пять вечеров". Я без этого не могу. Как в "Сибириаде" я не могла быть во французском белье и пользоваться духами "Шанель" - только "Красная Москва"! Я так обживаю роль. И в этом решающее значение имеет музыка.

***

- Что такое счастье? Утром идешь на любимую работу, а вечером возвращаешься к любимой семье, где тебя ждут. Но в кино я такого почти не встречала. Конечно, бывают счастливые пары, для которых работа и семья - одно целое: Герасимов - Макарова, Александров - Орлова, Ромм - Кузьмина... В моей жизни такого не было. Если ты отдаешь всю себя публике - домой приходишь выдохшейся, совсем не "звездной", и уже не можешь отдать семье все то, что она должна получить. Тут, понимаете, или - или...

***

- Меня давно интересовала судьба талантливого человека, который сообразно профессии рано уходит на пенсию. Это общая судьба людей балета: 38 лет - и ты не нужен! Человек полон сил и творческой энергии - но уже нет того прыжка, того полета... Это - такая драма, такой ужас! Эта тема мучила меня долгие годы: в ней есть нечто личное, о чем я до сих пор никогда не говорила.

  • Расскажите об этом своим друзьям!