Учитель учителей |
04 Октября 2012 г. |
Учитель – одна из самых массовых профессий в нашей стране. У каждого из нас были учителя. По-настоящему в жизни повезло тем, кому встретился учитель милостью божьей, человек с душой и талантом. Таким был Афанасий Никитич Антипин. «Пожалуй, ни одна профессия так не требует от человека САМОГО человека, как учительская. Все качества его личности, независимо от желания или нежелания, выполняют педагогическую работу» – так сам Антипин смотрел на учительский труд. А главным делом своей жизни выбрал обучение учителей.
Трудно писать о человеке, с которым ты не был знаком. Тем более если остались многие из тех, кто его знал. Мнения могут расходиться, люди видят других в свете своего уклада и строя души, собственных представлений о жизни. Когда речь заходит об Афанасии Никитиче, бывшие коллеги говорят почти одно и то же: педагог милостью божьей, тёплый и сердечный человек, подвижник на ниве педагогики. Городок на Лене А мне об Антипине больше слов сказали фотографии из семейных альбомов, которые показала его вдова Нина Васильевна. Афанасий Никитич любил снимать. И лучше всего ему удавались портреты детей. Дети на снимках – задумчивые, мечтательные, озорные – не позируют, они живут в кадре. Соседские ребятишки, племянники, собственные дети – он снимал их с такой бережной любовью! А ещё снимки показывают жизнь северного городка Киренска, где прошло детство Афанасия Антипина, откуда он ушёл на войну и куда вернулся. Здесь он встретил свою верную Нину, здесь начал учительствовать. Здесь жили самые близкие люди: мама, братья и сёстры. Эти люди, этот город сформировали его душу, закалили волю, научили любить. Вот братья строят плот, чтобы отправиться в путешествие по Лене. У плота есть имя – «Ан-тики». Плот строили почти год – без гвоздей, соединяя брёвна прутьями черёмухи. К экспедиции готовились всерьёз: запаслись картой, продовольствием, приобрели кинокамеру. Афанасий Никитич даже продумывал сценарий фильма о путешествии. Одно из рабочих названий – «Потомки Афанасия Никитича ищут путь в Индию». Смотришь на фотографии – весело жили, дружно. Вот портрет матери Евдокии Ивановны. Простое крестьянское лицо. Трудная судьба. Муж рано ушёл из жизни, остались четыре сына и две дочери. Всех вырастила и выучила, все стали на ноги. С любовью говорит о свекрови Нина Васильевна: сильная была женщина и очень добрая. Девятнадцатилетним мальчиком проводила она на фронт сына Афанасия. Он писал ей с войны поразительные письма. Они сохранились: «Я по-прежнему верен своим мечтам. Крепко засели они в моей голове. Моя задача после армии – это самообразование. Учиться не придётся: надо помогать тебе, мама, растить братьев. Меня беспокоит ваше положение с сеном. Корову надо обязательно сохранить. Деньги я вам выслал, держитесь». Нина Васильевна любуется фотографией мужа в военной форме: «Посмотрите, какой он здесь красивый!» Таким он вернулся с войны. В этой же форме пришёл учительствовать в школу, где она работала, таким запал ей в сердце. Школа в островном Киренске была на другом берегу. Плавали туда на вёсельной лодке. В школе топили печи. Помогали ученики. Дома говорили о школе. Так и жили. Учиться и учить Но самообразование – это замечательно, а диплом всё же нужен. Семья перебралась в Иркутск. Афанасий Никитич поступил в пединститут на географический факультет. «Долго учился, десять лет, – вспоминает Нина Васильевна Антипина. – Семейный человек, дети родились. А плохо он ничего делать не мог. Поэтому шёл сдавать экзамены только после основательной подготовки, окончил институт с красным дипломом. Он и положенный заочникам отпуск никогда не брал – какой учителю отпуск в середине учебного года!» Учительствовал Афанасий Никитич в школе № 61. В этом старинном здании сейчас находится музей истории Иркутска. А раньше располагалась мужская школа, где учились рабочедомские пацаны. Были они сплошь хулиганьё, безотцовщина. Эти дети верили не словам, верили они реальным делам и доброму сердцу. Человеку, прошедшему войну с первого до последнего дня, они поверили сразу. «Афанасий Никитич – это фронтовая интеллигенция. Учителя-фронтовики выделялись в учительской среде, – вспоминает Леонид Аполлонович Выговский. – Они умели растить пацанов. Они знали цену слову, жесту. Умели быть твёрдыми, сдержанными, мудрыми». Педагогика ощущалась Антипиным как настоящее призвание. Он быстро осознал потребность в осмыслении задач и способов добиваться нужных результатов. «Надо, очень надо, чтобы жизнь школьника была пропитана умной и увлекательной игрой именно в «хороших людей», чтобы он чувствовал удовлетворение и радость в умении уважать человека» – это строки из его статьи, опубликованной в «Восточке» в 1959 году. Он уже возглавляет учительский коллектив школы № 61. «Всё время был в работе, – вспоминает жена Нина Васильевна. – Придёт домой, передохнёт немного и садится за машинку». Пишущую машинку Антипин купил в Москве, куда ездил на учительский съезд. Нина Васильевна хранит её до сих пор как память о муже. «Заметки классного руководителя», «Некоторые вопросы воспитания общественного мнения коллектива класса», «Быть близкими и нужными», «Запас мужества» – вот названия только нескольких его статей, опубликованных в 50–60-е годы в центральной прессе и специальных педагогических изданиях. Всмотреться в лицо учителя В конце 50-х Антипин переходит в Институт повышения квалификации работников образования – тогда Институт усовершенствования учителей, заведует кабинетом педагогики. – Он был хорошим человеком, – вспоминают все, с кем я встретилась при подготовке этой статьи. Но ведь, как говорится, хороший человек – ещё не профессия. А вот, по мнению Афанасия Никитича, для учителя – это важная составляющая профессиональной пригодности. Возглавив ИУУ, он и сотрудников института отбирал по этому критерию, присматриваясь к их человеческим качествам. «У него были глубокие мудрые глаза пожившего мужика, – вспоминает Леонид Выговский, сменивший Антипина на посту директора института. – Я оценил его, когда приезжал в Иркутск с БАМа на курсы повышения квалификации. Он любил молодёжь, бережно к ней относился. Если Афанасий Никитич видел способного педагога, он уже не выпускал его из поля зрения. А каким он сам был прекрасным учителем, блестящим лектором! Говорил без бумажки, размышлял. Его многое не устраивало в советской школе. И он не боялся ставить вопросы». «Вглядитесь внимательно в лицо учителя, только что пришедшего в учительскую после проведённого урока: он всё ещё там, в классе. Он чем-то взволнован, расстроен, огорчён. Он устал, потому что 45 минут урока – это напряжение всех духовных, интеллектуальных и физических сил. Но вскоре звонок вновь призывает его к следующему уроку. И ему немедленно надо внутренне собраться, мобилизоваться, оборвать все нити, связывающие его с только что проведённым уроком. И нельзя медлить – его ждут. И он входит в класс и произносит: «Здравствуйте!» И так каждый день, год за годом» – это строки из предпраздничной статьи Афанасия Антипина ко Дню учителя. И здесь он произносит не плакатные трескучие фразы – он говорит: «Давайте поразмышляем над действительной ролью учителя. Ведь если плохую книгу или картину можно забросить на чердак, то человека, если в нём всё перепортили, никуда не забросишь, не спрячешь, он остаётся для жизни и труда». Он уверен: «При воспитании ребёнка у учителей и родителей должна болеть не поясница, потому что они наклоняются к малышу. У них должны болеть пальцы ног, потому что им надобно без конца подниматься, становиться на цыпочки, чтобы не отстать». Неначальственный человек Учить учителей – это стало главным делом его жизни. «Он был внимателен к тем, кого интересовала педагогика, – вспоминает Леонид Выговский. – Для таких учителей он не жалел ни сил, ни времени». Клавдия Константиновна Вологжина долгие годы работала в институте под руководством А. Н. Антипина: «Он был замечательным директором: считался с мнением сотрудников, очень радовался свежим идеям, обдумывал и обсуждал их с нами. Наша работа была связана с командировками по области. Иногда мы в месяц проводили в командировке по две недели. Часто ездил с нами и Афанасий Никитич. Мы всегда радовались этому – он был очень терпеливым и доброжелательным человеком, готовым разделить с нами все трудности быта. Иногда приезжаешь и не знаешь, где будешь ночевать. Ездили обычно группой, из райцентра разъезжались по району. Афанасия Никитича очень волновали малокомплектные школы. Он сам из глубинки, хорошо знал село, понимал, что значит школа для деревни, зачастую на ней всё и держится. Умрёт школа – не станет и деревни, опустеют, зарастут поля. Нас он всегда наставлял видеть хорошее в работе учителя, а не выискивать огрехи. Учил – про недостатки скажите с глазу на глаз, а про хорошее – вслух, при всех: нужно поддерживать учителей. Вечером собирались у него, пили чай, говорили о школьных проблемах. С ним было интересно и уютно. Совсем не начальственный был человек. Доброта так и лилась из его глаз. Был он горазд на выдумки. Как-то в воскресенье, а были мы в командировке в Братске, он позвал нас в Падун. Там на берегу водохранилища было много топляка. Афанасий Никитич стал собирать причудливые фигурки, похожие на животных. Скоро мы к нему присоединились. Так появилась на берегу импровизированная выставка». Что останется людям Как не похоже всё это живое и тёплое общение на чиновничью важность! А ведь брат Антипина Евстафий Никитич был секретарём обкома КПСС – большой человек. «Они были очень разные, – вспоминает Нина Васильевна. – Евстафий всегда был хорошим оратором, очень активным. Он тоже начинал как учитель. Его приметили, стали продвигать по партийной линии». Братья были в хороших отношениях. Вот только вступать в партию Афанасий не торопился. Однако пришлось. «Без этого тебя не утвердят директором института», – сказал брат. Листая папку с материалами биографии Афанасия Никитича, я начала читать книжку о педагогике и запнулась на первом же абзаце – не тот стиль, не тот взгляд: «На современном этапе коммунистического строительства необходимо обеспечить более высокий уровень и более высокую эффективность идеологической работы…» Перевернула книжку: автор – Евстафий Антипин. Какие они разные – братья Антипины. Интересно, как и о чём они говорили, спорили между собой? По воспоминаниям Леонида Выговского, Афанасий Никитич был смел в мыслях и высказываниях, говорил о косности и идеологизированности образования. На его лекциях набивался полный зал. А ещё он продолжал писать. Яркие воспоминания о детях северного городка, о собственном детстве всплывали в его памяти. Его книжки – скромно изданные, но такие человечные и мудрые, хранятся в музее имени Афанасия Антипина. Этот музей народного образования Иркутской области был создан им более 40 лет назад. Своим сотрудникам он говорил: сегодня это быт, а завтра – история! Уходят люди, остаются папки с фотографиями и документами. Остаётся светлая память. Афанасию Никитичу в ноябре этого года исполнилось бы 90 лет.
Тэги: |
|