НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Цыганское счастье

26 Декабря 2014 г.


slichenko

27 декабря встретит свой 80-летний юбилей самый знаменитый в мире цыган, великолепный певец и артист, руководитель уникального театра «Ромэн» Николай Сличенко. Природа щедро одарила его талантами: незабываемым голосом, яркой внешностью, темпераментом. Для миллионов слушателей он – олицетворение цыганского народа, его огня, его страсти, олицетворение самой его души.


Николай Сличенко вырос не в таборе, а в большой семье оседлых цыган, был старшим из четверых детей. Родился он 27 декабря 1934 года под Белгородом. Его первые впечатления, точнее – потрясения, связаны с войной. На его глазах немцы в 1942 году расстреляли отца, от голода умерла бабушка, остальные выжили просто чудом. Отпечаток огромного горя, боли, разрухи, голода, когда рядом умирали люди, остался на всю жизнь.


Осуществление мечты


Ближе к концу войны Николая, чтоб хоть немного подкормить, отправили к родне в цыганский колхоз в Воронежской области. Здесь мальчик впервые услышал о существовании в Москве цыганского театра «Ромэн». Коля хорошо пел и плясал, что и демонстрировал на вечеринках, которые молодёжь устраивала после работы возле костра. Именно там он не раз слышал в свой адрес: «В театр бы тебе, в «Ромэн».
Мысль о том, чтобы поступить в труппу, глубоко запала в сознание. Это была заветная мечта, которая казалась недосягаемой и далёкой. Куда ему, неграмотному мальчишке в театр. Да и на какие деньги ехать? Зарплату в колхозе не платили, только трудодни. И тут выручили односельчане. Они насобирали пшеницы, кто сколько мог, отрывая от своих семей, продали его и на вырученные деньги купили парню билет до Москвы.
В 1951 году 17-летний Николай оказался в столице и пришёл поступать в первый и единственный в мире цыганский театр. Поразительный талант Сличенко привлёк к нему внимание ведущих мастеров сцены. Его взяли, не смотря на отсутствие даже начального образования. В этом театре, который стал для него домом, цыганский артист прошёл все стадии творческого роста: от актёра вспомогательного состава до главного режиссёра и художественного руководителя.
Николай был самым младшим в труппе, присутствовал на всех репетициях и спектаклях и очень скоро уже знал наизусть тексты почти всех мужских ролей из репертуара театра. Выходя на сцену в массовке, он ждал. Ждал своей большой роли.
Помог театральный случай, правда, подстроенный и осуществлённый при помощи ведущего артиста театра, одного из его учителей, Сергея Фёдоровича Шишкова. Во время поездки на гастроли Николай упросил Шишкова, который играл в спектакле главную роль, сказаться больным и разрешить сыграть ему, Николаю. Шишков согласился. Ученик не подвёл: спектакль прошёл на «ура». Николай не помнил себя от радости: сбылась его мечта. Так Сличенко заметили, поверили в него, и вскоре стали предлагать и другие роли. Овладевая театральным ремеслом, Николай одновременно начал постигать общеобразовательные предметы в школе, много читал.


 «Мы – цыгане»


С середины 1960-х годов Сличенко начал активно пробовать свои силы в режиссуре, сначала режиссёром-ассистентом, а затем и самостоятельно. Николай Сличенко окончил Высшие режиссёрские курсы, где его руководителем был народный артист СССР Андрей Александрович Гончаров.
Дипломным спектаклем Сличенко была «Грушенька». Журнал «Театральная жизнь» писал о премьере: «Родилась новая "Грушенька". И вместе с ней родился новый талантливый режиссёр – Николай Сличенко».
Поистине визитной карточкой театра «Ромэн» стал спектакль «Мы – цыгане», поставленный в 1976 году, где Николай Алексеевич выступает и как автор, и как режиссёр-постановщик, и как исполнитель. «Мы – цыгане» – спектакль особенный. Он вобрал в свой сюжет многовековую историю цыган и стал в своем роде народным представлением. Песни, романсы, танцы, стихи, фрагменты из пьес – всё слилось здесь в яркий, трогательный рассказ о судьбе народа вольного, смелого, независимого, живущего по своим, особым законам. Это является главной причиной долголетия спектакля и неослабевающего интереса зрителей к нему.
Судьба спектакля необыкновенна: он был показан во многих странах. Его увидели зрители Японии, Франции, США, Италии, Австрии, Индии, Турции, Югославии. И везде спектакль проходил с неизменным успехом. С 1977 года Николай Сличенко стал главным режиссёром и художественным руководителем театра «Ромэн».
Есть удивительная особенность таланта – его многогранность. Проявляя активно в каком-либо виде творческой деятельности способности и духовные силы, одарённый человек вместе с тем оказывается, как правило, талантливым и в других сферах. Именно таков Николай Сличенко – актёр, певец, режиссёр, популярность которого огромна. Кстати, его актёрский талант проявился и в кинематографе: Сличенко сыграл в картинах «В дождь и солнце», «Мой остров синий», «Николай Сличенко», «Свадьба в Малиновке». Но не смотря на съёмки в кино и концерты, артист остался верен театру. Именно его Сличенко считает своей судьбой.


 Цыганская песня


Особое место в творческой судьбе Николая Алексеевича принадлежит песне. С ней связана вся его жизнь. С тех самых пор, когда ещё в детстве он слушал замечательные цыганские песни, да и не только цыганские – это были и русские, и украинские, и белорусские народные песни. В театре, в кино, на эстраде – он выдающийся исполнитель не только цыганских и эстрадных песен, но и старинных романсов. Увлечение эстрадой началось в театре. Сличенко часто приглашали выступать в концертах. В 1962 году он поехал с группой эстрадных артистов в Рязань. Здесь, на родине Есенина, он начал репетировать «Письмо матери»...
Зрители удивительно глубоко приняли песню, на глазах многих были слезы. «Это меня буквально потрясло, – вспоминает Николай Алексеевич. – После памятного концерта я впервые всерьёз задумался о своей дальнейшей работе на эстраде, о репертуаре, об ответственности артиста, выступающего с песней перед широкой аудиторией».
Один из концертов посетила племянница композитора Липатова, который написал музыку романса. Впоследствии она подарила Сличенко поблёкшую фотографию давних лет, на которой было написано: «Он писал для Есенина, Есенин писал для него, но первый и единственный, кто исполнил это так, как хотели они оба, – Николай Алексеевич Сличенко. На память ему».
Вскоре Сличенко стали приглашать на радио, телевидение, а через 2 года он выехал в свою первую зарубежную поездку во Францию с Московским мюзик-холлом. «...Он красив – то полон буйной страсти, то сдержан, – словом, настоящий цыган из легенды», – писал о Николае Сличенко известный французский критик.
Николай Сличенко по праву один из тех замечательных мастеров сцены, имеющих действительно общенародную популярность. Каждая песня в исполнении Николая Сличенко, русская, цыганская, венгерская – маленький спектакль, вмещающий в себя человеческую судьбу или какое-то законченное событие. Как певец в высшем значении этого слова, он способен по-своему оригинально и глубоко интерпретировать песню любого народа, постичь ее тайну, заразить ею слушателя.
pz// Его счастье
Николай Алексеевич – прекрасный семьянин со стажем более полувека, отец троих детей, дед шестерых внуков и даже прадед.
Тамилла Агамирова – жена, мать, актриса, соратница, вернейший друг, соединяет в себе высшие достоинства женщины. «Она – моя вечная муза и ангел-хранитель», – говорит Николай Алексеевич.
4 декабря 1998 года на Площади звезд в Москве заложена именная звезда Николая Сличенко. Пресса так писала об этом событии: «... Это самый большой успех цыганского артиста за 225-летнюю историю цыганского музыкального исполнительства, цыганской эстрады в России».

 

  • Расскажите об этом своим друзьям!