ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...

Цыганское счастье

Изменить размер шрифта


slichenko

27 декабря встретит свой 80-летний юбилей самый знаменитый в мире цыган, великолепный певец и артист, руководитель уникального театра «Ромэн» Николай Сличенко. Природа щедро одарила его талантами: незабываемым голосом, яркой внешностью, темпераментом. Для миллионов слушателей он – олицетворение цыганского народа, его огня, его страсти, олицетворение самой его души.


Николай Сличенко вырос не в таборе, а в большой семье оседлых цыган, был старшим из четверых детей. Родился он 27 декабря 1934 года под Белгородом. Его первые впечатления, точнее – потрясения, связаны с войной. На его глазах немцы в 1942 году расстреляли отца, от голода умерла бабушка, остальные выжили просто чудом. Отпечаток огромного горя, боли, разрухи, голода, когда рядом умирали люди, остался на всю жизнь.


Осуществление мечты


Ближе к концу войны Николая, чтоб хоть немного подкормить, отправили к родне в цыганский колхоз в Воронежской области. Здесь мальчик впервые услышал о существовании в Москве цыганского театра «Ромэн». Коля хорошо пел и плясал, что и демонстрировал на вечеринках, которые молодёжь устраивала после работы возле костра. Именно там он не раз слышал в свой адрес: «В театр бы тебе, в «Ромэн».
Мысль о том, чтобы поступить в труппу, глубоко запала в сознание. Это была заветная мечта, которая казалась недосягаемой и далёкой. Куда ему, неграмотному мальчишке в театр. Да и на какие деньги ехать? Зарплату в колхозе не платили, только трудодни. И тут выручили односельчане. Они насобирали пшеницы, кто сколько мог, отрывая от своих семей, продали его и на вырученные деньги купили парню билет до Москвы.
В 1951 году 17-летний Николай оказался в столице и пришёл поступать в первый и единственный в мире цыганский театр. Поразительный талант Сличенко привлёк к нему внимание ведущих мастеров сцены. Его взяли, не смотря на отсутствие даже начального образования. В этом театре, который стал для него домом, цыганский артист прошёл все стадии творческого роста: от актёра вспомогательного состава до главного режиссёра и художественного руководителя.
Николай был самым младшим в труппе, присутствовал на всех репетициях и спектаклях и очень скоро уже знал наизусть тексты почти всех мужских ролей из репертуара театра. Выходя на сцену в массовке, он ждал. Ждал своей большой роли.
Помог театральный случай, правда, подстроенный и осуществлённый при помощи ведущего артиста театра, одного из его учителей, Сергея Фёдоровича Шишкова. Во время поездки на гастроли Николай упросил Шишкова, который играл в спектакле главную роль, сказаться больным и разрешить сыграть ему, Николаю. Шишков согласился. Ученик не подвёл: спектакль прошёл на «ура». Николай не помнил себя от радости: сбылась его мечта. Так Сличенко заметили, поверили в него, и вскоре стали предлагать и другие роли. Овладевая театральным ремеслом, Николай одновременно начал постигать общеобразовательные предметы в школе, много читал.


 «Мы – цыгане»


С середины 1960-х годов Сличенко начал активно пробовать свои силы в режиссуре, сначала режиссёром-ассистентом, а затем и самостоятельно. Николай Сличенко окончил Высшие режиссёрские курсы, где его руководителем был народный артист СССР Андрей Александрович Гончаров.
Дипломным спектаклем Сличенко была «Грушенька». Журнал «Театральная жизнь» писал о премьере: «Родилась новая "Грушенька". И вместе с ней родился новый талантливый режиссёр – Николай Сличенко».
Поистине визитной карточкой театра «Ромэн» стал спектакль «Мы – цыгане», поставленный в 1976 году, где Николай Алексеевич выступает и как автор, и как режиссёр-постановщик, и как исполнитель. «Мы – цыгане» – спектакль особенный. Он вобрал в свой сюжет многовековую историю цыган и стал в своем роде народным представлением. Песни, романсы, танцы, стихи, фрагменты из пьес – всё слилось здесь в яркий, трогательный рассказ о судьбе народа вольного, смелого, независимого, живущего по своим, особым законам. Это является главной причиной долголетия спектакля и неослабевающего интереса зрителей к нему.
Судьба спектакля необыкновенна: он был показан во многих странах. Его увидели зрители Японии, Франции, США, Италии, Австрии, Индии, Турции, Югославии. И везде спектакль проходил с неизменным успехом. С 1977 года Николай Сличенко стал главным режиссёром и художественным руководителем театра «Ромэн».
Есть удивительная особенность таланта – его многогранность. Проявляя активно в каком-либо виде творческой деятельности способности и духовные силы, одарённый человек вместе с тем оказывается, как правило, талантливым и в других сферах. Именно таков Николай Сличенко – актёр, певец, режиссёр, популярность которого огромна. Кстати, его актёрский талант проявился и в кинематографе: Сличенко сыграл в картинах «В дождь и солнце», «Мой остров синий», «Николай Сличенко», «Свадьба в Малиновке». Но не смотря на съёмки в кино и концерты, артист остался верен театру. Именно его Сличенко считает своей судьбой.


 Цыганская песня


Особое место в творческой судьбе Николая Алексеевича принадлежит песне. С ней связана вся его жизнь. С тех самых пор, когда ещё в детстве он слушал замечательные цыганские песни, да и не только цыганские – это были и русские, и украинские, и белорусские народные песни. В театре, в кино, на эстраде – он выдающийся исполнитель не только цыганских и эстрадных песен, но и старинных романсов. Увлечение эстрадой началось в театре. Сличенко часто приглашали выступать в концертах. В 1962 году он поехал с группой эстрадных артистов в Рязань. Здесь, на родине Есенина, он начал репетировать «Письмо матери»...
Зрители удивительно глубоко приняли песню, на глазах многих были слезы. «Это меня буквально потрясло, – вспоминает Николай Алексеевич. – После памятного концерта я впервые всерьёз задумался о своей дальнейшей работе на эстраде, о репертуаре, об ответственности артиста, выступающего с песней перед широкой аудиторией».
Один из концертов посетила племянница композитора Липатова, который написал музыку романса. Впоследствии она подарила Сличенко поблёкшую фотографию давних лет, на которой было написано: «Он писал для Есенина, Есенин писал для него, но первый и единственный, кто исполнил это так, как хотели они оба, – Николай Алексеевич Сличенко. На память ему».
Вскоре Сличенко стали приглашать на радио, телевидение, а через 2 года он выехал в свою первую зарубежную поездку во Францию с Московским мюзик-холлом. «...Он красив – то полон буйной страсти, то сдержан, – словом, настоящий цыган из легенды», – писал о Николае Сличенко известный французский критик.
Николай Сличенко по праву один из тех замечательных мастеров сцены, имеющих действительно общенародную популярность. Каждая песня в исполнении Николая Сличенко, русская, цыганская, венгерская – маленький спектакль, вмещающий в себя человеческую судьбу или какое-то законченное событие. Как певец в высшем значении этого слова, он способен по-своему оригинально и глубоко интерпретировать песню любого народа, постичь ее тайну, заразить ею слушателя.
pz// Его счастье
Николай Алексеевич – прекрасный семьянин со стажем более полувека, отец троих детей, дед шестерых внуков и даже прадед.
Тамилла Агамирова – жена, мать, актриса, соратница, вернейший друг, соединяет в себе высшие достоинства женщины. «Она – моя вечная муза и ангел-хранитель», – говорит Николай Алексеевич.
4 декабря 1998 года на Площади звезд в Москве заложена именная звезда Николая Сличенко. Пресса так писала об этом событии: «... Это самый большой успех цыганского артиста за 225-летнюю историю цыганского музыкального исполнительства, цыганской эстрады в России».

 

  • Расскажите об этом своим друзьям!