Трудный ходожник |
01 Ноября 2018 г. |
В 2018 году отмечается 140-летие со дня рождения известного художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Биография Кузьмы Сергеевича Петрова-ВодкинаКузьма родился 5 ноября 1878 года в бедной семье в приволжском городке Хвалынске. Он был первенцем в семье сапожника Сергея Фёдоровича Водкина. Дед будущего живописца, сапожник Пётр, был известным на весь Хвалынск пьяницей, прозванным Водкиным (детей Петра нарекали то Петровыми, то Водкиными, так образовалась двойная фамилия). Однажды Пётр Водкин в пьяном виде зарезал собственную жену и сам вскоре скончался в страшных муках. Его сын, отец живописца запомнил урок навсегда. Он сделался единственным непьющим сапожником на весь Хвалынск. К живописи Кузьму влекло с детства, он пытался писать красками пейзажи. Как-то маленький Кузьма чуть не утонул в Волге, но его спас перевозчик Илья Фёдорович Захаров – лучший пловец в Хвалынске. А через неделю Захаров утонул, пытаясь вытащить из воды ещё какого-то бедолагу. Кузьма взял жестянку, нарисовал качающуюся на волнах лодку, головы тонущих людей и небо, пересечённое зигзагами молнии, и в углу написал: «Погибший за других! Вечная тебе память!». Втайне прибил картину будущий художник к кресту Захарова на староверческом кладбище. Собственный путь15-летний юноша осенью отправился в Самару поступать в железнодорожное училище, но провалился и оказался в классах живописи и рисования Бурова. Отучившись, Кузьма вернулся домой, пробовал работать самостоятельно, но безуспешно. Работы юноши увидел петербургский архитектор и вызвался помочь Кузьме с учёбой в столице. Во время учёбы, помимо живописи, Кузьма Сергеевич увлёкся литературой, да настолько, что после окончания училища не сразу смог сделать выбор. Однажды, перепуганный, он понёс в редакцию свою поэму. Там Кузьму встретил человек, внешне поразительно похожий на него самого: коренастая фигура, скуластое лицо и тоже наголо обритый. Это был Горький. А вскоре в газете появилась заметка о самонадеянном провинциальном недоучке, возомнившем себя самородком в области литературы и живописи. По-видимому, Горький сберегал место самородка исключительно для себя... Окончив училище, Петров-Водкин уехал за границу. Он побывал даже в Северной Африке, написал множество этюдов и картин. За границей художник женился на Марии Йованович, которую называл Мара. С тех пор они были неразлучны. В 1910 году Петров-Водкин пишет картину «Сон», которая вызвала бурную полемику и принесла молодому живописцу широкую, хотя и несколько скандальную известность. Реалист Илья Репин, которому претила современная живопись, выступил с разгромной статьей, где ругал Кузьму «сапожником, заигравшимся в эстетизм». Кузьма Сергеевич настойчиво искал собственный путь в искусстве и сам называл себя «трудным художником». В 1911-м художник написал «Играющих мальчиков», которых посвятил памяти Серова и Врубеля. Именно здесь Петров-Водкин впервые во всей полноте применил трёхцветную гамму. Отныне большинство своих картин он писал только тремя цветами: красным, жёлтым, голубым (зелёным). Красный коньПервые наброски к своей главной работе тех лет «Купание красного коня» художник сделал в 1912 году. Картина изначально представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое. Вначале конь только назывался красным, а на самом деле был просто гнедым, и в нём легко узнавались крестьянские лошади волжской породы. Картина уже была близка к окончанию, когда художник близко познакомился с искусством древнерусской новгородской иконы. На Петрова-Водкина вид шедевров иконописи произвёл огромное впечатление. Это был своего рода прорыв, художественный шок. Всё сделанное Петров-Водкин уничтожил, взял новый холст и написал на тот же сюжет совершенно иную картину. Центром всего замысла стал теперь не всадник, а пылающий образ коня, напоминающий коня Георгия Победоносца на древних иконах. Конь, как часто бывает на новгородских иконах, стал чисто красного цвета. Красное и жёлтое, охристое, – это иконописное сочетание. Изменилась и композиция: в ней появились уравновешенность, статика. Это новшество сделало картину совершенно уникальной, гениальной, даже в творчестве этого мастера нет второго такого полотна. И сразу образ приобрёл огромную силу: мощный, огнеподобный конь, полный сдерживаемой силы, вступает в воду; на нём – хрупкий голый мальчик с тонкими руками, с отрешённым лицом, который держится за коня, но не сдерживает его – в этой композиции было что-то тревожное, пророческое, в чём художник и сам не отдавал себе отчёта. Картина сразу приобрела другой смысл и наделала много шуму. И даже давний недруг Репин, простояв перед полотном добрый час, изрёк: «Да, этот художник талантлив!» Картина была воспринята как живописный манифест. Весной 1914 года она была на выставке в Швеции, где и осталась на многие годы из-за войн и революции в России. Только в 1950 году после упорных переговоров произведения Петрова-Водкина, в том числе и это полотно, были возвращены на родину. В 1953 году вдова художника передала картину в частную коллекцию известной ленинградской собирательницы Басевич, а та преподнесла её в дар Третьяковской галерее. В этой картине многие искали некие тайные смыслы. В Петрове-Водкине видели провозвестника грядущих исторических событий; художник, похоже, и сам в это верил и позднее заявлял, что в «Красном коне» выразил предчувствие мировой войны. А в советские годы этот холст воспринимали как предвестие революции. «Я – искренний попутчик революции»Так говорил о себе сам художник. Октябрьский переворот Петров-Водкин принял восторженно. В 1918 он стал профессором Высшего художественного училища, начал преподавать в Петроградской академии художеств, оформлял театральные постановки, создал много полотен. Для новой власти сын сапожника, автор картины «о диктатуре пролетариата» (теперь все были уверены, что Красный конь – именно об этом) сделался, безусловно, своим. Кузьме Сергеевичу нелегко было с людьми, и отдушиной оставалась семья. После пятнадцати бездетных лет брака Мара родила ему долгожданную дочь. Художник писал матери: «Я был наполовину человек, не испытав этого». Нянчить Леночку пришлось именно отцу – Маре первые роды в 37 лет дались нелегко. Много лет Петров-Водкин писал портреты дочери и сцены в детской. В 1920 художник пишет картину «1918 год в Петрограде». На переднем плане, на балконе, – юная мать с младенцем. За ней – тёмная панорама революционного города, которая вносит мощный мотив тревоги. Но юная работница с обострившимися, как у мадонны, чертами бледного лица, не оглядывается назад – она вся полна сознания своего материнства и веры в своё предназначение. От неё исходит волна надежды и покоя. Картину называли «Петроградской мадонной», и действительно, это одно из самых обаятельных творений Петрова-Водкина, ставшего классикой советского искусства. Кузьма Сергеевич ещё с 1920 года болел туберкулёзом, постепенно болезнь приняла тяжёлую форму. Врачи запретили ему писать маслом: лёгкие не выдерживали запаха. В 1927 году пришлось переселяться в Детское Село, на воздух. Художник, заполняя безделье, пишет прекрасные романтически-эмоциональные книги о своём детстве и юности. И Горький снова накинулся на Петрова-Водкина: «Выдумывает так плохо, что верить ему невозможно. Его книги являются вместилищем словесного хлама». Горький считался непререкаемым авторитетом, и для Кузьмы немедленно закрылись все издательства. Всего же из-под пера Петрова-Водкина вышло 20 рассказов, три больших повести и двенадцать пьес. Умер Кузьма Сергеевич Петров-Водкин в Ленинграде 15 февраля 1939 года.
Тэги: |
|