НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Связующая нить

10 Апреля 2013 г.

 

alt

Есть много причин, чтобы любить Иркутск и гордиться им.

 

- У нас талантливые люди, - говорит Галина Яковлевна Березина. - И эти люди умеют создавать красоту.

Сейчас красоту, созданную мастерами «Оникса», увидеть непросто: бесценные работы хранятся по домам. Уже три месяца как ассоциация народного творчества и художественных ремёсел лишилась родного дома по улице Киевская, 1. Это был тесноватый, но уютный дом в историческом центре Иркутска. Здесь работала постоянно действующая выставка, сюда приходили и горожане, давно знающие и любящие «Оникс», и гости города. Созданная более двадцати лет назад, ассоциация народного творчества стала одним из брендов города, ярким явлением в его культурной жизни.

Красота из дранок

Сегодня полноценно работать может только одна из двадцати мастерских – узорного ткачества на кроснах. Под неё выделено помещение в 130-м квартале. Здесь разместились два станка – уникальные изделия члена ассоциации М.В. Кулишова, созданные на основе традиционного ткацкого станка и усовершенствованные мастером. На стенах – чудной красоты половики и коврики, гобелены и тканые полотенца. Всё это выполнено в разных техниках – закладного, браного, выборного и ажурного ткачества. Оба станка в работе. Галина Яковлевна показывает, как происходит рождение тканого половика – из дранок, то есть ненужных тряпок. Его и назвать половиком язык не поворачивается. Эта красота достойна почётного места в любом доме. В мастерской такими произведениями прикладного искусства украшены все стены. Кстати, 130 квартал – самое подходящее место для «Оникса», он тут естественно живёт и дышит среди бревенчатых стен и резных крылечек усадьбы Курносовых.

А чужеродно смотрится вся иностранщина, эти пабы и бистро, фирменные магазины дорогой косметики и одежды. Но как ни вздыхай – бал правят те, у кого много денег. А «Оникс» - общественная организация, хоть и уважаемая, но доходов не приносящая. Она всего лишь сохраняет то, что создаёт неповторимый облик нас как народа творческого, в ремесле искусного. Вот тканое полотенце с узором, в котором спрятано послание из глубины веков. Такие полотенца ткали при лучинах наши прабабушки в глухих русских деревнях, ткали к свадьбе и хранили потом для дочерей и внучек.

Мода на все времена

В «Ониксе» есть мастерицы, способные воссоздать старинные русские костюмы, они тоже пока хранятся по домам – ждут своего часа. Любовь Ивановна Жданова сначала увлекалась вышивкой и макраме, плела кружева на коклюшках и лелеяла мечту – сшить костюм, какой носили её предки, донские казачки.

- Меня спрашивали: зачем он тебе? А мне просто хотелось его сшить, и я чувствовала, что костюм пригодится. Сшила – его из рук рвут! Сама надеваю на все выставки, на встречи и приёмы. Родственники тоже хотят, чтобы я их в костюме встречала. Один уже истрепался, изготовила второй. Это ведь не простой костюм, он дорогой, аутентичный. Чтобы его сшить, сколько надо было узнать, изучить, ткани найти, приёмы шитья разведать! Донские казачки ведь были модницы, одевались по-своему, но не хуже городских. Я ходила учиться на курсы по народным костюмам. Мне ещё предстоит сшить «кубелёк»: платье с широкими рукавами, сложный головной убор, сделать украшения. Сейчас проще стало искать – появился интернет. Я шью костюмы для ребят из центра народного творчества «Восход», там у нас много коллективов – певческие, танцевальные. Есть и свой ткацкий станок. Так что вместе с художником, с педагогами придумываем и делаем ребятам костюмы для выступлений.

В начале 90-х Любовь Ивановна пришла в «Оникс», спасаясь от депрессии: потеряла работу, не знала, куда голову приклонить. Здесь нашла подруг, новую профессию, выросшую из увлечения рукоделием. Сейчас она стала секретарём ассоциации, ведёт всю документацию. Ведь «Оникс» - это большое и серьёзное дело.

Начало

У истоков ассоциации стояла Галина Яковлевна Березина, человек, совмещающий в себе тягу к красоте и недюжинные организаторские способности. Она была хорошим специалистом, работала после окончания техникума связи на радио, но тянуло её совсем в другую сторону. Муж это заметил и поддержал. Когда перебрались в Иркутск, Галина Яковлевна поступила в Улан-Удэнский институт культуры. И ушла работать в сельскохозяйственный институт деканом по культмассовой работе. Вскоре вуз, вечно плетущийся в хвосте на конкурсах студенческой самодеятельности, вышел в передовики. Здесь появились фотостудия и журналистское объединение, хор и ансамбль бальных танцев, даже свой ВИА. Вуз оказался так богат талантами, что смог пополнить звёздные коллективы города, например, «Узорочье». Потом Березина возглавила дом самодеятельного творчества Облсовпрофа. У неё был нюх на таланты, на перспективных людей. С её лёгкой руки в Иркутск перебралась семья Куглянт – и город обрёл прекрасных хореографов. Руководимый ими ансамбль «Солнышко» и сегодня блистает на сценах России и за рубежом.

Сама Галина Яковлевна главным своим достоинством считает способности организатора. Сегодня «Оникс» - это не только двадцать учебно-творческих мастерских, это система, объединяющая творчество и просветительство. Коллекции, созданные мастерами «Оникса», бесценны, а ещё - бесценно вовлечение сотен детей и взрослых в атмосферу творчества, возвращение их к истокам народного искусства. Планка здесь очень высока, это не любительство, это настоящий процесс творчества, опирающийся на традиции.

Таланты и поклонники

В 2010 году «Оникс» отмечал своё 20-летие. В Доме Рогаля открылась выставка, поразившая иркутян своим масштабом: 112 участников показали на ней около 600 работ.

Шали, полотенца, ковры и картины Марии Алексеевны Азеевой восхитили зрителей. В 1990 году она создала на заводе радиоприёмников кружок художественной вышивки. Возможно, это был способ психологической поддержки: дело шло к распаду отрасли, люди теряли работу. В 1996 году кружок влился в ассоциацию «Оникс». Иркутских вышивальщиц оценили в родном городе, а ещё - во Франции, Австрии, Германии. Азеева была не только искусной мастерицей, но и своеобразной, талантливой художницей. По её авторским рисункам работали и подруги по мастерской. Она создавала настоящие шедевры. Азеева придумала свой способ вышивки - «иркутскую гладь». Работала она филигранно, её произведения на выставках иной раз по ошибке вывешивали изнаночной стороной – столь безупречна была техника С. С 2000 года руководит мастерской Нина Иннокентьевна Медведок, ученица Марии Азеевой. В её коллекции серия полотенец, посвящённая юбилею Иркутска. В 2010 году Нина Иннокентьевна представляла ассоциацию на выставке во французском городе Ля-Рошсюр-Форон в составе иркутской делегации.

Удивительной красоты изделия рождаются у мастериц кружевоплетения на коклюшках. Двадцать лет назад основала мастерскую Клавдия Петровна Фёдорова. Она вырастила искусных кружевниц, сегодня её дело продолжает Валентина Ивановна Яковлева, руководитель мастерской. Кружево способно передать и радость летнего дня, и морозную сибирскую зиму. Как всякое произведение народного искусства, оно связывает нас сегодняшних с нашими предками, учит терпению, отрывает от суеты и возвращает к размеренному течению жизни. А ещё – приобщает к высокому настрою души.

Искусство – в массы

Красота здесь повсюду, вот только увидеть её в полном объёме пока нельзя – упрятали мастерицы своё рукоделье в ожидании переезда. А гости могут восторгаться лишь тем, что попало в буклет, изданный к юбилею ассоциации «Оникс».

Но красота – она жива, когда переходит от человека к человеку. И в этом деле огромную роль играет энтузиазм и энергия руководителя «Оникса» Галины Яковлевны Березиной. Она освоила новое для неё дело – создание проектов. Грамотно написанный проект позволяет получить финансирование на развитие – это Галина Яковлевна поняла сразу. Она сумела запустить и реализовать 18 проектов. И народное искусство пошло в народ: в школы, интернаты, дома престарелых, клубы и дома культуры. Появились филиалы в Саянске, Шелехове, Ангарске, в посёлках Куйтун, Качуг и Мамоны. Мастерицы «Оникса» стали выезжать на 2-3 дня в районы, давать там мастер-классы. Обычно приезжает 8-10 человек, чтобы дать возможность выбрать занятие по вкусу. Например, в Заларях они учили ткачеству жителей дома-интерната для инвалидов. Теперь в экспозиции «Оникса» - половичок, сотканный одним из инвалидов. А ведь это большая проблема: чем занять людей, живущих в таких социальных учреждениях, как настроить их на позитивную волну? Этому помогает такое вот приобщение к труду и красоте. В Заларинском интернате теперь работает ткацкая мастерская. В Куйтуне волонтёры три дня учили ткачеству детдомовских ребятишек и тоже оставили детям ткацкую мастерскую.

Один из проектов прошлого года назывался «А у нас во дворе». Мастер-классы прошли в школах №4 и 40, в ДК Гагарина, в библиотеке предместья Рабочее, в детском клубе микрорайона Солнечный. «Особенно запомнилось 1 июня в посёлке авиастроителей, - вспоминает Березина. - Пришло много народа: дом культуры здесь по-прежнему притягателен. Были и родители с детьми, были инвалиды, домохозяйки – все интересовались нашим творчеством, хотели научиться рукоделью».

Учиться творчеству

Один из разработанных Березиной проектов получил федеральное финансирование, остальные – поддержку местных бюджетов.

Галина Яковлевна поясняет: «Народное творчество и выпуск сувенирной продукции – это совершенно разные вещи. А нас постоянно подталкивают к изготовлению сувениров. Мы же делаем вещи индивидуальные, авторские, душу в них вкладываем. А сувениры – это серии, это массовое производство. Художник придумывает - работники выполняют. Это противоречит сути нашей деятельности. Мы хотим учиться творчеству и учить других. Как потом человек распорядится полученными навыками – это его дело».

Нина Васильевна Пимонова – из новичков. Живёт в Шелехове, воспитывает трёх сыновей, работает в столовой. Что привело её, человека занятого, в «Оникс»?

- Мне захотелось научиться ткать пояса. Поразило то, что орнамент поясов несёт зашифрованную информацию. Я стала искать в интернете, узнала много интересного. Вот принесла показать Галине Яковлевне мои первые изделия.

Березина хвалит работу Нины Васильевны. Та радостно сияет голубыми глазами. Есть в ней что-то детское, несмотря на груз забот. А ещё – есть неторопливая повадка, внутренняя сосредоточенность. Мне кажется, скоро в «Ониксе» появится ещё один самобытный мастер. «Я мечтаю научиться плести кружева, делать куклы и создавать русский костюм», - делится планами Нина Васильевна.

Сейчас у «Оникса» трудное время. Власть ценит вклад ассоциации в культурное пространство города и области, но с домом для «Оникса» вопрос никак не решается. В мастерских занимается много пенсионеров, люди приезжают из микрорайонов, значит, нужно, чтобы не было проблем с транспортом. Двадцать мастерских и постоянная экспозиция требуют достаточно места. В центре города выставку могут видеть туристы, в том числе и иностранные. Они весьма высоко ценят то, что сделано руками, тем более такими талантливыми, как у мастеров «Оникса». Ведь здесь не только создают красоту, здесь сохраняют связь времён. Тянется ниточка из прошлого в будущее, держит нас, не давая потеряться в безликом и бездушном мире общества потребления.

  • Расскажите об этом своим друзьям!