Судьба актрисы - судьба песни |
31 Марта 2016 г. |
Клавдия Шульженко всегда была одной из самых любимых народом певиц. Танцевальные ритмы танго, фокстрота и особенно вальса делали её песни легко запоминающимися. На протяжении полувека Клавдия Ивановна оставалась лидером советской лирической песни, оказав огромное влияние на многих эстрадных исполнителей. А песни, которые она пела – «Синий платочек», «Давай закурим», «Три вальса» — до сих пор на слуху. Клавдия Шульженко родилась в Харькове 24 марта 1906 года. О своей юности Шульженко рассказывала: «С детства мечтала стать актрисой драматического театра. Эта мечта зародилась во мне ещё до того, как я впервые побывала в настоящем театре... Первое художественное впечатление было связано с отцом. От него я впервые услышала украинские народные песни. Он приобщил меня к пению». Петь Клава очень любила. Говорят, однажды распевая у себя дома, девочка услышала гром аплодисментов. Оказывается, под окнами собралась значительная толпа зевак, которые громко выражали своё восхищение и требовали продолжения. Правда, ни о какой певческой карьере Клавдия не помышляла, в гимназии её любимым предметом была словесность. Она прекрасно декламировала стихи русских поэтов, хорошо знала и французский язык. Но родители, видя музыкальные способности своей дочери, отдали её в обучение к профессору Харьковской консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову. Именно Чемизов раскрыл Клавдии глаза, сказав однажды: «Ты счастливая, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его». Лирический дар «Петь я любила, но не считала пение своим призванием. Все мои мечты были о сцене драматического театра, – вспоминала Клавдия Ивановна. – Каждый поход с папой в театр Синельникова становился для меня праздником. И разве не естественно, что безумно хотелось, чтобы этот «праздник был всегда со мной». И я решилась. Ранней весной 1923 года, когда мне ещё не было семнадцати лет, отправилась к Синельникову «поступать в актрисы». Режиссёр попросил девушку спеть что-нибудь. Шульженко исполнила несколько украинских и русских песен под аккомпанемент молодого человека, которого называли смешным именем Дуня (это был начинающий композитор Исаак Дунаевский) и была принята в театральную труппу. Дни начинающей актрисы состояли из репетиций, занятий вокалом или танцами. А вечером были спектакли или концерты. Этот период своей жизни Клавдия Шульженко называла потом «мои университеты». Существенный поворот в судьбе Шульженко произошёл в 1924 году после встречи с известной оперной певицей Лидией Липковской, приехавшей с гастролями в Харьков. Шульженко набралась смелости и пришла к Липковской в гостиницу. Послушав песни Клавдии, певица сказала: «У вас настоящий лирический дар... Вам нужен свой репертуар, соответствующий вашему дарованию». Эти слова окрылили Шульженко, и она захотела создать свою песенную программу. В этом ей помог случай. В театр пришёл поэт Павел Герман и сообщил, что у него есть песни для Шульженко. Среди них были «Записка», «Не жалею», «Настанет день», «Шахта № 3» и «Песня о кирпичном заводе», прозванная в народе «Кирпичики». «Кирпичики» и принесли славу молодой певице. После концерта к ней приходили зрители из зала и просили «списать слова». Песня не отличалась особыми художественными достоинствами, она напоминала примитивное творчество городских окраин. Но как раз её доступность и простота сделали своё дело. Потом репертуар Шульженко расширился, с ним она приехала в Ленинград, чтобы выступить на концерте, посвящённом Дню печати. У Клавдии Ивановны было две песни: баллада «Красный мак» и «На санках». Она исполнила их и ушла за кулисы, считая свою программу законченной. Однако конферансье сообщил, что зрители требуют исполнения на бис. И Шульженко вновь вышла на сцену. Она спела весь свой репертуар, в том числе и тот, что называли примитивным и сомнительным. Зал неистово аплодировал, Шульженко стала знаменитой за один вечер. И тогда её стали приглашать давать концерты в фойе кинотеатров перед сеансом – так начинали многие будущие знаменитости. Очень скоро зрители стали «ходить» главным образом на Шульженко. Артистка эстрады Клавдия Шульженко осталась в Ленинграде в качестве артистки эстрады. Её пригласили в мюзик-холл для участия в программах «Аттракционы в действии». В её репертуаре было много лирики, которую вскоре полностью запретили: в те годы в советском искусстве шла активная борьба с подобным жанром. Певица перешла на украинские, русские и испанские песни. Но даже тогда критики ругали Шульженко за избыток «чувствительности» и «мелодекламационную манеру». В 1939 году Шульженко стала лауреатом первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Её единственную из участников сняли для журнала «Советское искусство», пригласили в Дом звукозаписи. А это означало, что пластинки с голосом Клавдии Шульженко распространятся по всей стране. И тогда руководство Ленинградской эстрады организовало для артистки джаз-оркестр, с которым Шульженко потом и выступала.
«Синий платочек» Начало войны застало певицу на гастролях в Ереване. Труппа вернулась в Ленинград. «В Доме Красной Армии нас аттестовали как добровольно вступивших в ряды Вооружённых сил и выдали военную форму. Так я стала рядовым Красной Армии, а наш коллектив получил звание Ленинградского фронтового джаз-ансамбля», – рассказывала певица. Для защитников блокадного Ленинграда в самый тяжёлый первый год окружения Клавдия Ивановна дала более пятисот концертов, помогая людям выстоять и поверить в победу. Ей приходилось выступать в окопах и под бомбами. Именно в это время стала всенародно любимой песня «Синий платочек». Песня была ещё довоенной, мелодию к ней сочинил польский композитор Ежи Петербургский. А новые, более подходящие для слушателей военных лет слова написал военный журналист Михаил Максимов. В 1942 году певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда», 9 мая 1945 года Клавдия Шульженко была награждена орденом Красной Звезды, а 29 сентября 1945 года ей было присвоено почётное звание заслуженной артистки РСФСР. После войны Клавдия Ивановна много гастролировала по стране, записывала новые песни и была признанным кумиром советской эстрады. А вот за рубеж певицу не выпускали: отношения с властями у Клавдии Шульженко были натянутые. Поэтому только при Брежневе, который любил песни Шульженко, она стала народной артисткой СССР, получила орден Ленина и новую квартиру в центре Москвы. Последние годы жизни Всю жизнь Клавдия Ивановна ценила красивые платья, а к каждому концертному наряду заказывала туфли. Первой в СССР позволила себе выйти на сцену в брюках, за что, кстати, заслужила порицание партийного руководства. Самой же дорогой своей вещью певица считала несессер с французскими духами. Клавдия Ивановна держала его при себе всю войну, брала с собой в бомбоубежища. Когда в 1984 году она в последний раз уезжала в больницу, заветный несессер был при ней. Последние годы легендарная певица жила очень скромно. Пенсии 270 рублей женщине, привыкшей к достатку, не хватало, и она продавала драгоценности и антиквариат. После смерти Клавдии Ивановны в квартире оставались лишь две ценные вещи — диван красного дерева, купленный у Лидии Руслановой, и рояль Дмитрия Шостаковича, который композитор проиграл в карты. Этот рояль был главным утешением артистки, за ним Шульженко забывала о своих невзгодах. Врачи рассказывали, что, когда она лежала в больнице и жизнь отсчитывала последние часы, певица, как только сознание к ней возвращалось, шептала: «К роялю! К роялю!». Тэги: |
|