НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Судьба актрисы - судьба песни

31 Марта 2016 г.

Клавдия Шульженко всегда была одной из самых любимых народом певиц. Танцевальные ритмы танго, фокстрота и особенно вальса делали её песни легко запоминающимися. На протяжении полувека Клавдия Ивановна оставалась лидером советской лирической песни, оказав огромное влияние на многих эстрадных исполнителей. А песни, которые она пела – «Синий платочек», «Давай закурим», «Три вальса» — до сих пор на слуху.

Клавдия Шульженко родилась в Харькове 24 марта 1906 года. О своей юности Шульженко рассказывала: «С детства мечтала стать актрисой драматического театра. Эта мечта зародилась во мне ещё до того, как я впервые побывала в настоящем театре... Первое художественное впечатление было связано с отцом. От него я впервые услышала украинские народные песни. Он приобщил меня к пению».

Петь Клава очень любила. Говорят, однажды распевая у себя дома, девочка услышала гром аплодисментов. Оказывается, под окнами собралась значительная толпа зевак, которые громко выражали своё восхищение и требовали продолжения.

Правда, ни о какой певческой карьере Клавдия не помышляла, в гимназии её любимым предметом была словесность. Она прекрасно декламировала стихи русских поэтов, хорошо знала и французский язык.

Но родители, видя музыкальные способности своей дочери, отдали её в обучение к профессору Харьковской консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову. Именно Чемизов раскрыл Клавдии глаза, сказав однажды: «Ты счастливая, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его».

Лирический дар

«Петь я любила, но не считала пение своим призванием. Все мои мечты были о сцене драматического театра, – вспоминала Клавдия Ивановна. – Каждый поход с папой в театр Синельникова становился для меня праздником. И разве не естественно, что безумно хотелось, чтобы этот «праздник был всегда со мной». И я решилась. Ранней весной 1923 года, когда мне ещё не было семнадцати лет, отправилась к Синельникову «поступать в актрисы».

Режиссёр попросил девушку спеть что-нибудь. Шульженко исполнила несколько украинских и русских песен под аккомпанемент молодого человека, которого называли смешным именем Дуня (это был начинающий композитор Исаак Дунаевский) и была принята в театральную труппу.

Дни начинающей актрисы состояли из репетиций, занятий вокалом или танцами. А вечером были спектакли или концерты. Этот период своей жизни Клавдия Шульженко называла потом «мои университеты».

Существенный поворот в судьбе Шульженко произошёл в 1924 году после встречи с известной оперной певицей Лидией Липковской, приехавшей с гастролями в Харьков. Шульженко набралась смелости и пришла к Липковской в гостиницу. Послушав песни Клавдии, певица сказала: «У вас настоящий лирический дар... Вам нужен свой репертуар, соответствующий вашему дарованию». Эти слова окрылили Шульженко, и она захотела создать свою песенную программу. В этом ей помог случай. В театр пришёл поэт Павел Герман и сообщил, что у него есть песни для Шульженко. Среди них были «Записка», «Не жалею», «Настанет день», «Шахта № 3» и «Песня о кирпичном заводе», прозванная в народе «Кирпичики».

«Кирпичики» и принесли славу молодой певице. После концерта к ней приходили зрители из зала и просили «списать слова». Песня не отличалась особыми художественными достоинствами, она напоминала примитивное творчество городских окраин. Но как раз её доступность и простота сделали своё дело. Потом репертуар Шульженко расширился, с ним она приехала в Ленинград, чтобы выступить на концерте, посвящённом Дню печати. У Клавдии Ивановны было две песни: баллада «Красный мак» и «На санках». Она исполнила их и ушла за кулисы, считая свою программу законченной. Однако конферансье сообщил, что зрители требуют исполнения на бис. И Шульженко вновь вышла на сцену. Она спела весь свой репертуар, в том числе и тот, что называли примитивным и сомнительным.

Зал неистово аплодировал, Шульженко стала знаменитой за один вечер. И тогда её стали приглашать давать концерты в фойе кинотеатров перед сеансом – так начинали многие будущие знаменитости. Очень скоро зрители стали «ходить» главным образом на Шульженко.

Артистка эстрады

Клавдия Шульженко осталась в Ленинграде в качестве артистки эстрады. Её пригласили в мюзик-холл для участия в программах «Аттракционы в действии». В её репертуаре было много лирики, которую вскоре полностью запретили: в те годы в советском искусстве шла активная борьба с подобным жанром. Певица перешла на украинские, русские и испанские песни. Но даже тогда критики ругали Шульженко за избыток «чувствительности» и «мелодекламационную манеру».

В 1939 году Шульженко стала лауреатом первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Её единственную из участников сняли для журнала «Советское искусство», пригласили в Дом звукозаписи. А это означало, что пластинки с голосом Клавдии Шульженко распространятся по всей стране. И тогда руководство Ленинградской эстрады организовало для артистки джаз-оркестр, с которым Шульженко потом и выступала.

«Синий платочек»

Начало войны застало певицу на гастролях в Ереване. Труппа вернулась в Ленинград. «В Доме Красной Армии нас аттестовали как добровольно вступивших в ряды Вооружённых сил и выдали военную форму. Так я стала рядовым Красной Армии, а наш коллектив получил звание Ленинградского фронтового джаз-ансамбля», – рассказывала певица.

Для защитников блокадного Ленинграда в самый тяжёлый первый год окружения Клавдия Ивановна дала более пятисот концертов, помогая людям выстоять и поверить в победу. Ей приходилось выступать в окопах и под бомбами.

Именно в это время стала всенародно любимой песня «Синий платочек». Песня была ещё довоенной, мелодию к ней сочинил польский композитор Ежи Петербургский. А новые, более подходящие для слушателей военных лет слова написал военный журналист Михаил Максимов.

В 1942 году певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда», 9 мая 1945 года Клавдия Шульженко была награждена орденом Красной Звезды, а 29 сентября 1945 года ей было присвоено почётное звание заслуженной артистки РСФСР.

После войны Клавдия Ивановна много гастролировала по стране, записывала новые песни и была признанным кумиром советской эстрады. А вот за рубеж певицу не выпускали: отношения с властями у Клавдии Шульженко были натянутые. Поэтому только при Брежневе, который любил песни Шульженко, она стала народной артисткой СССР, получила орден Ленина и новую квартиру в центре Москвы.

Последние годы жизни

Всю жизнь Клавдия Ивановна ценила красивые платья, а к каждому концертному наряду заказывала туфли. Первой в СССР позволила себе выйти на сцену в брюках, за что, кстати, заслужила порицание партийного руководства.

Самой же дорогой своей вещью певица считала несессер с французскими духами. Клавдия Ивановна держала его при себе всю войну, брала с собой в бомбоубежища. Когда в 1984 году она в последний раз уезжала в больницу, заветный несессер был при ней.

Последние годы легендарная певица жила очень скромно. Пенсии 270 рублей женщине, привыкшей к достатку, не хватало, и она продавала драгоценности и антиквариат. После смерти Клавдии Ивановны в квартире оставались лишь две ценные вещи — диван красного дерева, купленный у Лидии Руслановой, и рояль Дмитрия Шостаковича, который композитор проиграл в карты. Этот рояль был главным утешением артистки, за ним Шульженко забывала о своих невзгодах. Врачи рассказывали, что, когда она лежала в больнице и жизнь отсчитывала последние часы, певица, как только сознание к ней возвращалось, шептала: «К роялю! К роялю!».

  • Расскажите об этом своим друзьям!