НА КАЛЕНДАРЕ

«Соловей» советской оперы

По материалам kakprosto.ru, calend.ru, zen.yandex.ru и archive.aif.r   
01 Октября 2021 г.

У тенора Анатолия Соловьяненко говорящая фамилия. Он был «соловьем» советской оперы и гордостью соотечественников. Его тембр с мощными «золотыми» верхами и идеально ровным диапазоном, заметно выделялся среди прочих теноров своего времени. Соловьяненко пел в стенах Большого театра, «Метрополитен-оперы», «Ла Скалы». Он мог жить в Италии, но он навсегда остался верен родной Украине.

«Соловей» советской оперы

Ранние годы

Анатолий Борисович Соловьяненко родился 25 сентября 1932 года в Донецке. Он был сыном потомственного шахтера. Отец всю жизнь добывал уголь, но при этом имел великолепный драматический тенор. Гены взяли свое, и Анатолию передался красивый голос. Он мечтал стать музыкантом, но родители не считали это достойной профессией для мужчины. Отец говорил Анатолию, чтобы сначала получил нормальное образование.

Сам будущий знаменитый оперный певец в юности считал пение не более чем хобби.

После школы Соловьяненко поехал в Ленинград, где попытался поступить в консерваторию. Однако экзамены он провалил. Анатолий вернулся в Донецк и стал студентом политехнического института. При этом он помнил о своей мечте.

Во время учебы в институте Соловьяненко находил время для занятий музыкой. Он начал брать уроки у знаменитого украинского оперного певца Александра Коробейченко. Именно он привил ему интерес к классической опере. Коробейченко уже тогда понял, что из Анатолия может получиться хороший тенор. В течение десяти лет Соловьяненко упорно оттачивал свой голос под его руководством. Этих занятий хватило ему для того, чтобы стать народным артистом и лауреатом нескольких премий.

Карьера

Анатолий Соловьяненко окончил политехнический университет и работал преподавателем начертательной геометрии, когда неожиданно для себя произвел фурор на киевском смотре талантов. Он настолько профессионально исполнял оперные арии, что был приглашен на работу в Государственный академический театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко в качестве стажера.

Анатолий впервые выступил на «большой» сцене в оперном театре родного Донецка. Ему досталась партия Герцога в постановке «Риголетто». Зрители отметили его выступление оглушительными аплодисментами.

В 1962 году его пригласили стажироваться в театр оперы и балета Киева. Спустя год Соловьяненко отправился в легендарный «Ла Скала». В то время туда направляли только самых перспективных молодых певцов. Это было что-то типа стажировки. Анатолий пробыл в Милане два года. За это время он получил премию на конкурсе «Неаполь против всех». Одна из песен в его исполнении попала в итальянский чарт 1965 года.

Вернувшись на родину, Анатолий начал активно гастролировать по всему Союзу. Он также стал солировать в киевском театре оперы и балета.

Вскоре Соловьяненко позвали в американскую «Метрополитен-опера». Анатолий стал первым советским певцом, который получил приглашение от этого известного театра. Он выступал на его сцене несколько сезонов.

В 1978 году Анатолий все же закончил Киевскую консерваторию. В это время он был уже звездой мирового уровня.

В 1980 году он был удостоен Ленинской премии. Денежное вознаграждение в размере 10 тысяч рублей тенор передал в миротворческую организацию. По тем временам это были большие деньги. Он сам пережил войну и хотел, чтобы ее не видели его дети.

В 1995 году Анатолия попросили покинуть Киевский театр, в котором он выступал 30 лет. Но он не устраивал скандала, а, сжав зубы, просто ушёл в никуда. Выступал с сольными программами на сцене Национальной филармонии, ездил на гастроли по разным городам и странам и категорически отказался общаться с прессой. Ничего не комментировал, никого не обвинял, а на просьбы об интервью отвечал одной фразой: «Все, что я хочу сказать публике, она слышит на моих концертах».

Часто Анатолию Борисовичу задавали вопрос о его любимых операх, романсах и песнях. Певец отвечал: «Я не пою нелюбимые произведения. Потому что вкладываю в исполнение всю свою душу, будь это спектакль или концерт. Каждая партия, романс, серенада, баллада или народная песня для меня, словно любимые дети».

За тридцать лет работы в киевском театре оперы и балета, Соловьяненко исполнил свыше 18 партий. Самые удачные из них: Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. Бородина), Ленский («Евгений Онегин» П. Чайковского), Альфред («Травиата» Дж. Верди), Андрей («Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артёмовского), Фауст (в одноимённой опере Ш. Гуно), Надир («Искатели жемчуга» Ж. Бизе), Рудольф («Богема» Дж. Пуччини).

В течении всей своей творческой жизни Соловьяненко много концертировал, исполняя романсы русских композиторов, арии из опер, русские, украинские, неаполитанские песни. Выезжал он и на гастроли за рубеж – в страны Европы, Азии и Америки. Всё наследие великого певца составляет 18 грампластинок.

Личная жизнь

С супругой Светланой артист познакомился еще до своей певческой карьеры – в Политехническом институте, где они вместе работали. Светлана лаборанткой на кафедре, Анатолий преподавателем.

Идти домой, вернее ехать на трамвае, им было по пути. Они часто пересекались, а долгий маршрут заставил их обратить друг на друга внимание.

Однажды на 8 марта Анатолий принес девушке красивый букет и предложил ее проводить. Для Светланы все это было полной неожиданностью, но уже через год она согласилась выйти за Соловьяненко замуж.

Светлана Соловьяненко постоянно посещала все концерты Анатолия и всегда сидела в партере. Анатолий Борисович не начинал выступление, не найдя её глазами. Иногда Светлане казалось, что он поёт только для неё. А после спектакля Анатолий обязательно подходил к ней и спрашивал: «Ну как тебе, Светик, понравилось?»

Светлана вспоминает: «Анатолий любил повторять: не в деньгах счастье. Помню, в 1980 году муж получил Ленинскую премию, а это 10 тысяч рублей! Колоссальные по тем временам деньги. Так получилось, что об этом он узнал в больнице, где лежал с подозрением на самую страшную болезнь. Слава Богу, оказалось, это просто дало о себе знать обострение старого воспаления лёгких. Я в это время была на последнем месяце беременности нашим младшим сыном Анатолием. Помню, муж позвонил мне домой и сказал: «Светлана, я хочу отдать все деньги в Фонд мира». Я, ни на минуту не задумываясь, согласилась. А мы тогда только въехали в новую квартиру, сделали ремонт, влезли в долги. Но это было неважно. Мы тогда наивно полагали, что должны отдать эти деньги. Да и до последнего своего дня Анатолий считал, что добро всегда побеждает».

У пары родились два сына, Андрей и Анатолий. Когда они выросли, Андрей переехал в Канаду и занимался там бизнесом, а младший Анатолий стал главным режиссёром Киевского театра оперы и балета, где когда-то начинал его отец.

Певец очень сожалел, что у него только два сына и нет дочки. Когда старшему Андрею было почти четырнадцать, певец даже пожаловался жене на то, что они занимались ерундой, а надо было рожать детей.

29 июля 1999 года Соловьяненко не стало. Причиной его ухода стал инфаркт.

Многие считали, что в этом виноваты жизненные обстоятельства того периода.

Как завидовавшие Соловьяненко коллеги вынудили его уйти из театра, так и младшего сына, как казалось Анатолию Борисовичу, демонстративно «провалили» на экзаменах в консерваторию.

Соловьяненко уехал в свой загородный дом, и буквально через несколько дней после переезда его не стало. Врачи посмертно диагностировали певцу несколько инфарктов, которые он перенес на ногах.

Покоится певец недалеко от любимой дачи в поселке Козино, что под Киевом. Соловьяненко очень любил свою родину.

По материалам kakprosto.ru, calend.ru, zen.yandex.ru и archive.aif.ru

Еще о биографиях и страницах жизни замечательных людей:

  • Расскажите об этом своим друзьям!