НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Слава Полунин: «Человек не должен жить в унынии»

27 Декабря 2017 г.

Знаменитый Слава Полунин в очередной раз привез в Париж «Снежное шоу». На протяжении многих лет оно пользуется во Франции колоссальным успехом, а местная пресса называет нашего лицедея «величайшим клоуном мира». В перерыве между представлениями народный артист России поделился с корреспондентом «Культуры» рецептами счастья.

2712 palunin

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

культура: Вы постоянно находитесь в разъездах. Не тянет сменить кочевой образ жизни на оседлый?

Полунин: Во-первых, по природе своей я путешественник и непоседа, а во‑вторых, клоун. Мой характер, ремесло и здоровье дают возможность все время пребывать в движении. Конечно, порой беру паузу и говорю команде: «Вперед, ребята! Без меня у вас получится даже лучше, а я пока полежу дома». Но такие каникулы устраиваю себе нечасто — ​от них быстро устаю.

культура: Какова роль клоуна в сегодняшней жизни? Для одних он философ, шут, иллюзионист, для других — ​врачеватель душ и психиатр, для третьих — ​гипнотизер и сказочник.

Полунин: Давайте вспомним для сравнения нашу великую литературу, в которой есть и роман, и повесть, и рассказ, и шутка. Так и клоунада состоит из разнообразных жанров и направлений. Мы многоруки, как Шива, и одновременно многолики — ​вмещаем иронию, сатиру, гротеск, метафизику. Мы самые разные — ​нежные, ласковые, лунатики, паяцы, юродивые, правдолюбцы. Сколько людей, столько и клоунов. У каждого настоящего — ​своя личность. Скажем, Лео Басси из тех, кто говорит властям предержащим правду. Время от времени из-за этого у него возникают проблемы, Лео забирают в полицию. Но часто правителям приходится реагировать на его слова.

культура: Клоуном рождаются или становятся?

Полунин: Соотношение природных способностей и вложенного труда примерно 50 на 50. Талант жужжит над ухом, будоражит, мешает спокойно жить, почивать на лаврах. Порой это дар Божий, побуждающий к новым свершениям, а порой — ​бремя, которое не всегда по силам. Многим же просто хочется лежать на боку.

культура: А что Вас подвигло выбрать этот путь?

Полунин: Клоунадой заинтересовался после чаплинского фильма «Малыш». Но в основе всего — ​отечественная культура. Однажды сочинил пьесу о четырех клоунах — ​Го-Го, То-То, Пу-Пу и До-До, в которых изобразил моих кумиров, классиков и мыслителей — ​Гоголя, Толстого, Пушкина и Достоевского. Для меня самое мощное явление в мировой литературе — ​автор «Мертвых душ». У него юмор переплетается с трагедией, фантасмагорией, слезами, любовью и сочувствием к маленькому человеку и его страданиям. Назову также Михаила Булгакова. Среди других моих учителей — ​Даниил Хармс, который намного сильнее Сэмюэла Беккета (основоположник театра абсурда. — «Культура»). Мне также много дала и итальянская комедия дель арте, и английский мюзик-холл. Я соединяю поэзию и клоунаду, продолжаю направление, которое начал в свое время замечательный лицедей Леонид Енгибаров.

культура: В любом живет шут или паяц, мы просто не всегда об этом подозреваем?

Полунин: Клоун есть в каждом из нас — ​даже в самом мрачном и нелюдимом человеке. Просто нужно уметь разбудить в себе эти качества, освободиться от пут, которые душат, держат в тисках. Даже самым серьезным людям время от времени хочется сбежать от всех условностей и радостно повалять дурака.

культура: Полунин в жизни и в театре — ​разные люди? Возвращаясь домой, снимаете маску?

Полунин: Сцена для меня естественное продолжение обыкновенной жизни. Нет, на подмостках я никого не играю, не надеваю маску и остаюсь самим собой. Пытаюсь понять себя и говорить с публикой о чем-то главном.

Животворная сила веселья известна с незапамятных времен. Давно доказано, что смех не только улучшает настроение, но и помогает справиться с житейскими передрягами и недугами. Он важнейшая часть человеческого бытия.

культура: Только веселый человек может быть действительно счастливым?

Полунин: Пути к счастью неисповедимы, и у каждого из нас они свои. Но смех служит нам путеводной звездой и помогает полюбить жизнь, понять, как она удивительна. Я по-прежнему коллекционирую счастливых людей. Моя сверхзадача собирать их вместе, чтобы они распространяли вокруг себя «бациллы» радости. Человек не должен жить в унынии — ​нельзя, чтобы облака печали сгущались и висели над нашими головами.

культура: Вы сами — ​счастливый человек?

Полунин: Я такой же, как все. Постоянно пытаюсь им быть, и время от времени, когда очень стараюсь, у меня это даже получается. Думаю только о хорошем и не говорю о плохом. Учусь у детей, их устами глаголет истина. Они вместе с собаками всегда первыми собираются на мои репетиции. Вокруг нас существует и ужасное, и смешное. Трагедия и комедия всегда ходят рука об руку. Поэтому и мои спектакли про все на свете — ​и про жизнь, и про смерть.

культура: Разве интернет не губит радость общения, не обрекает нас на изоляцию, когда экран монитора оказывается единственным светом в окошке?

Полунин: Любой научно-технический прогресс имеет обратную сторону. Но нельзя забывать, что интернет открыл такие горизонты, о которых человек даже не подозревал — ​например, дал доступ ко всем книгохранилищам и музеям мира. Сегодня с его помощью мгновенно удается найти то, на что раньше уходили годы. Конечно, всегда есть люди, способные использовать любые новации для каких-то глупостей.

культура: Наряду с кино, Ленин считал важнейшим из искусств цирк. Удалось вывести жанр из кризиса?

Полунин: До начала нынешнего столетия цирк, действительно, серьезно болел — ​чихал, кашлял, прихрамывал, — ​но теперь можно говорить о его ренессансе. Он стремительно возвращает себе былую славу. Возрождение связано с тем, что сумасшедшие энтузиасты в разных странах начали искать новые пути и технические возможности.

культура: Вы президент Академии дураков. Говорят, «дуракам везет». Так ли это на самом деле?

Полунин: Можно и так сказать. Если за счастьем не гоняться, оно само плывет в руки. Правда, встречаются люди, включая бездомных, которые не хотят сменить свой образ жизни ни за какие блага.

культура: Когда Вас снова ждать в России с новыми проектами?

Полунин: Я мотаюсь по всему миру, но обязательно два раза в год приезжаю в Россию. Обычно это январь-февраль и сентябрь-октябрь. Мой будущий русский тур пройдет через Москву, Сочи, Уфу и другие города. Есть у меня и другой проект для России — ​организация новой выставки, посвященной приключениям. Надеюсь показать ее в конце будущего года в одном из московских музеев, а потом провезти по России и всему остальному миру. Тружусь и над проектом театрализации жизни. Хочу по возможности превратить ее в перманентный праздник, в настоящее произведение искусства.

культура: Как рождаются Ваши идеи?

Полунин: У меня их преогромное количество, и когда меня просят придумать что-нибудь веселенькое, извлекаю на свет что-нибудь из своих «запасников». Идею посадить как можно больше народу за одним столом я осуществил в собственном поместье «Мельница» под Парижем. Минувшей осенью мы установили стол длиной в триста метров — ​мировой рекорд, за которым собралось более тысячи человек. В моей лаборатории на «Мельнице» я занимаюсь исследованием того, каким должен быть современный праздник. Мне кажется, нам страшно не хватает таких застолий. Где бы ни находился, всегда стараюсь организовывать общие трапезы, проводить много времени за едой и разговорами.

культура: Как встречаете Новый год?

Полунин: Ко мне на «Мельницу» съедутся около ста человек со всего мира. Будем отмечать 2018-й двадцать четыре раза, начиная с полудня 31 декабря. Каждый час будем праздновать Новый год так, как это делается в том месте, где он наступает, — ​от Австралии и Японии до Китая и России.

культура: Что бы Вы хотели пожелать россиянам в наступающем году?

Полунин: Пусть 2018-й будет для всех нас Годом горячих объятий. Уверен, сейчас это жизненно необходимо.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!