НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Сказочный мир Васнецова

17 Мая 2018 г.

1705 24 1a

Талантливый живописец, график, сценограф, декоратор и архитектор Виктор Михайлович Васнецов родился 170 лет назад. Он проделал огромный путь от сына бедного священника до великого русского живописца и стал основоположником особого «русского» стиля в искусстве. Имя Васнецова для нас прочно связано со сказочными и былинными сюжетами, но эти картины – только малая часть чудесных творений, созданных великим художником.

1705 24 1

Биография Виктора Михайловича Васнецова

Детство и юность

Знаменитый художник появился на свет 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова. В семье был и младший сын – Аполлинарий, тоже ставший художником.

Выросший в религиозном окружении, Виктор Васнецов хорошо знал русскую историю и культуру, народные обычаи и поверья, всю жизнь изучал деревенские песни и сказки. Детям в семье старались дать разностороннее образование, и начальные уроки рисования Виктор получил от своего отца. Первыми работами будущего художника были пейзажи, сюжеты сельской жизни. Природа на его картинах во многом списана с вятских видов: извилистые реки, холмы, густые хвойные леса.

В 1858 году Васнецов поступил в духовное училище, затем – в семинарию, где, кроме прочего, изучал также иконопись и храмовое зодчество. Учёба укрепила его интерес в русской старине.

В свободное от учёбы время Васнецов рисовал портреты горожан, помогал расписывать Вятский кафедральный собор. В 1867 году он проиллюстрировал книгу этнографа Николая Трапицина о пословицах. Позже художник опубликовал свои рисунки отдельно – в альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова». В те же годы живописец создал первые свои полотна «Жница» и «Молочница».

В 1867 году Виктор Васнецов с благословения своего отца оставил семинарию за год до окончания и уехал в Петербург. Сначала он занимался живописью в школе своего друга – художника Ивана Крамского, а спустя год поступил в Петербургскую академию художеств.

В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского – «Народная азбука», «Солдатская азбука». Во время жизни в Петербурге тридцатилетний Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра – «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками».

Сказочные грёзы

После окончания академии художник уехал с друзьями за границу. Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова Васнецов набросал эскиз картины «Богатыри» – первого полотна по мотивам русских былин. Закончил эту работу художник только спустя 25 лет.

«Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряжённостью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» – писал Васнецов.

Виктор Михайлович прожил за границей около года, в 1877 году вернулся в Москву. Здесь познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто бывал на музыкальных вечерах в его семье.

В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок Древней Руси. Одно из первых полотен – «После побоища Игоря Святославича с половцами» – экспонировалось на VIII выставке передвижников. Картину купил Павел Третьяков.

«Когда я стал из жанриста историком (несколько на фантастический лад), точно ответить не сумею. Я всегда только Русью и жил. Знаю только, что во время самого ярого увлечения жанром... меня не покидали неясные исторические и сказочные грёзы».

Познакомился Васнецов и с меценатом Саввой Мамонтовым. Мамонтов предложил художнику написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги. Так появились полотна «Битва скифов со славянами», «Ковёр-самолёт», «Три царевны подземного царства». Однако члены правления отказались от полотен со сказочными сюжетами и картины выкупили Савва Мамонтов и его брат.

Виктор Васнецов много бывал в Абрамцеве в усадьбе мецената, писал портреты членов его семьи. Окрестности Абрамцева появились и на других картинах Васнецова: берёзовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды. Здесь в 1880 году художник написал «Алёнушку».

«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах... Каким-то особым русским духом веяло от неё».

Украшение храмов

Васнецов был известным художником и в царской России, и при советской власти. Но до революции Виктор Михайлович являлся признанным мастером церковно-религиозной живописи и посвятил этому много лет. Его произведения украшали православные храмы как в России, так и за рубежом, а выставки религиозной живописи пользовались большим успехом. Причём весь доход от этих выставок Васнецов жертвовал на благотворительность.

«Моё искусство – свеча, зажжённая перед ликом Господа. Я не отвергаю искусство вне церкви. Искусство должно служить всей жизни, всем лучшим сторонам человеческого духа – где оно может. Но в храме художник соприкасается с самой положительной стороной духа – с человеческим идеалом...» – писал художник.

Первый опыт храмовой живописи Васнецов получил в Абрамцеве, его кисти принадлежат образы Богоматери и Сергия Радонежского в церкви Спаса Нерукотворного.

В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов предложил ему расписать Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни – она длилась около 11 лет.

Живописец говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма».

Виктору Васнецову принадлежит ряд замечательных работ для храма-памятника Воскресения Христова в Петербурге, который получил также название «храм Спаса на Крови». Строительство длилось 24 года. Наружные мозаичные панно для храма созданы по рисункам и эскизам Васнецова на евангельские сюжеты. Всего было создано около 400 эскизов, расписано свыше 2000 квадратных метров. Собор освятили в 1896 году в присутствии царской семьи.

После Владимирского собора художник расписывал храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.

В 1920–1930-е годы многие творения Васнецова на религиозные темы удаляли из церквей, прятали в запасники музеев. Некоторые шедевры были просто уничтожены вместе с храмами. Полотно в Георгиевском соборе в Гусь-Хрустальном было снято, свёрнуто в рулон и отправлено в сарай, где его случайно нашёл художник Михаил Нестеров. Сложнейшая реставрация картины началась только в 1981 году, и лишь через два года работа Васнецова «Страшный суд» вернулась в храм.

Виктор Михайлович пробовал себя и в архитектуре, где также использовал принципы «русского стиля». Он создал эскизы в жанре древнерусской старины для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве возвели церковь Спаса Нерукотворного и Избушку на курьих ножках. Также художник набросал эскизы собственного дома-мастерской, особняка Ивана Цветкова и главного фасада Третьяковской галереи.

Последние годы

Революцию художник Васнецов так и не принял. В последние годы жизни Виктор Михайлович занимался только своими сказочными картинами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»; «Кощей Бессмертный».

Виктор Васнецов умер в своей мастерской в 1926 году, прожив 78 лет.

  • Расскажите об этом своим друзьям!